вторник, 21 апреля 2020 г.

Хлобыстов Алексей

Хлобыстов Алексей (1918–1943) родился в селе Второе Захарово Рязанской области в крестьянской семье. Окончил 7 классов. После смерти отца переехал к сестре в Москву. С 1935 г. работал электромонтером на Карачаровском механическом заводе. Затем работал в НИИ металлургического машиностроения и одновременно учился в Ухтомском аэроклубе. В 1941 году окончил 1-ю Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу пилотов им. А. Мясникова. В начале ВОВ защищал Ленинград в составе 153-го истребительного авиаполка (всего под Ленинградом совершил 214 боевых вылета). Уничтожил первый «юнкерс». Каждый вылет и бой был проверкой волевых и физических сил пилота. Осенью 1941 года сбил четвертый самолет врага, но и сам был вынужден сесть на верхушки сосен. Весь в ранах и ссадинах, с помятой грудной клеткой, лежал он месяц в госпитале. Затем получил новую машину – и вновь вылеты на разведку, на штурмовку, вновь бои. В январе 1942 г. лейтенант Хлобыстов на Севере стал командиром звена 147-го истребительного авиаполка ВВС 14-й армии. Летал на штурмовку войск противника, прикрытие Туломской ГЭС, Кировской железной дороги, подступов к Мурманску. Совершил 3 тарана. Однажды в р-не поселка Рестикент из 6 самолетов встретил 28 «мессершмиттов», шедших к Мурманску. Алексей и его товарищи вступили в неравный бой. Сбит один вражеский самолет, задымил второй. В пылу боя, не желая упускать гитлеровца невредимым, Хлобыстов рубанул левой плоскостью по хвосту «мессершмитта», и тот, как бы споткнувшись, пошел вниз и врезался в сопку. Атакуя после этого противника, Хлобыстов вместе с друзьями сбил еще один самолет. В критический момент боя, когда к немцам подошла подмога и в сражение вступила вторая группа боевых машин врага, Хлобыстов сошелся в лобовой атаке с двумя «мессершмиттами», которые попытались взять его в клещи, и вторично в этом бою применил таран, ударив самолет врага правой плоскостью. Как удалось ему сесть на своей поврежденной машине, он и сам не понимал. Товарищи шутили: «Алексей родился в сорочке». Когда зимой 1942-43 года летчик-истребитель Хлобыстов совершил третий таран в воздушном бою (редчайший случай в истории военных действий), на его счету было уже около 30 самолетов. На третий таран он шел раненым в руку и ногу, но выбросился на парашюте только после того, как сбил вражеского аса. Недаром командир полка говорил о летчике: «У него такой характер: он вообще не может видеть, когда от него уходит живой враг». 13 декабря 1943 г. гвардии капитан Хлобыстов не вернулся с боевого задания из р-на Петсамо. Подробности гибели неизвестны. За время войны Хлобыстов совершил 336 боевых вылетов, сбил лично 7 самолетов противника и 24 в группе. Именем его были названы улицы в Мурманске и Москве, морское рыболовное судно, пионерские дружины. На территории НИИ, где работал Хлобыстов, сооружен бюст. В цехе Карачаровского механического завода установлена мемориальная доска.

Комментариев нет:

Отправить комментарий