суббота, 11 апреля 2020 г.

Хренников Тихон

Хренников Тихон (1913, Елец) – композитор, администратор, артист. Родился в Ельце Орловской губернии. Отец служил приказчиком у купцов. Мать домохозяйка, была поглощена хлопотами о большой многодетной семье. Жена – Клара. Тихон был десятым ребенком в семье. Семья жила дружно. Достатка большого не было, но тот, что был, весь определялся на образование. Старшие братья окончили Московский университет. В доме постоянно звучала музыка. На таких инструментах, как гитара, мандолина играли все. Тихон тоже играл на гитаре в струнном оркестре, пел в школьном хоре. С 9 лет он начал учиться играть на рояле. Из Москвы в Елец приехал В. Агарков, ученик Константина Игумнова, ректора Московской консерватории, он давал кон.рты, был педагогом. Занятия с ним увлекли Тихона. Но едва ли не самой серьезной была для него встреча с Анной Варгуниной, с которой Хренников начал заниматься после отъезда Агаркова. Начав играть на рояле, он скоро стал сочинять музыку. Свой первый опус – этюд для фортепиано он написал в 13 лет, а после этого постоянно сочинял вальсы, марши, этюды и пьесы. Вскоре подруга сестры, С. Цейтлин, учившаяся в ту пору в Москве в музыкальном техникуме имени Гнесиных, рассказала о Тихоне Михаилу Гнесину, и тот посоветовал приехать к нему на консультацию. Зимой 1928 года Тихон прибыл в Москву и показал свои сочинения. Маэстро отнесся к мальчику с симпатией и сказал, что необходимо закончить среднее образование в Ельце и затем учиться в Москве. Тут же он написал рекомендательное письмо в МузГИз, по которому Тихону выдали огромное количество нотной литературы. Он уехал в Елец. Через год Тихон окончил школу. Он написал письмо М. Гнесину, где спрашивал, выйдет ли из него композитор. Михаил прислал ответ, в котором советовал поступать в техникум Гнесиных. Этим советом и решилась судьба Тихона – он стал студентом. В техникуме занимался в классе рояля у Э. Гельмана и в классе композиции у М. Гнесина. Ступенью к профессионализму стали занятия по полифонии у Г. Литинского. По классу рояля Тихон продвигался довольно быстро и уверенно, играл Листа, Бетховена, Рахманинова. К концу обучения в техникуме решил написать фортепианный кон.рт. Почувствовав в себе уверенность, стал сочинять с легкостью. В 1932 году Тихон окончил Гнесинский техникум, его приняли на 2-й курс консерватории в класс В. Шебалина. К моменту перехода на 3-й курс он завершил свой фортепианный кон.рт и исполнил его на экзамене. В том же году Тихона пригласили работать в Московский детский театр, которым руководила Наталья Сац. Знакомство с ней переросло в дружбу на долгие годы. Она заказала Тихону музыку к антифашистской пьесе «Мик», написанной для театра Николаем Шестаковым. На премьере музыку к спектаклю приняли хорошо. В 1933 году состоялся первый публичный кон.рт. Это было в Воронеже, куда Т. Хренникова пригласил дирижер Н. Аносов. Вскоре Хренников принял участие в радиопрограмме для Америки. Там он играл свой первый кон.рт, получил приветственные послания от американских музыкантов. В 1959 году во время поездки в Америку произошла встреча с композитором Самюэлем Барбером, который писал письма Т. Хренникову после той передачи. В 1934 году Тихон (он тогда был студентом 4-го курса консерватории) приступил к работе над симфонией. К 1935 году она была закончена и прозвучала в Большом зале Московской консерватории – имела большой успех. В том же году в Ленинграде проходил 2-й международный музыкально-театральный фестиваль, на котором Т. Хренников исполнил свой кон.рт вместе с А. Мелик-Пашаевым. Это было первое международное выступление. Симфония исполнялась и в Америке. В консерватории педагогом по фортепиано Т. Хренникова был Г. Нейгауз. Он хорошо относился к талантливому студенту, познакомил его со своим учителем – Леопольдом Годовским, который также хвалил и поддерживал Тихона. Имя Хренникова стало приобретать известность, появляться в прессе. После премьеры симфонии ему позвонил В. Немирович-Данченко и заказал оперу для своего театра. На обеде, куда Тихон был приглашен Немировичем-Данченко, они договорились вместе искать сюжет для будущей работы, которая будет посвящена современной теме. В кон. долгих поисков они остановились на постановке оперы по произведению Вирта «Одиночество». Либретто писал известный драматург А. Файко. Тем временем Хренников, которого после премьеры Первой симфонии стали называть московским Шостаковичем, получил заказ от театра Вахтангова – написать музыку к спектаклю «Много шума из ничего». Осенью 1936 года состоялась премьера спектакля. Успех был колоссальный. В спектакле принимали участие Р. Симонов, Ц. Мансурова, Д. Дорлиак. В это время в Москве был Л. Фейхтвангер. Он присутствовал на спектакле, восторгался им и музыкой, и описал его в книге «Москва 1937г.». За полгода до премьеры спектакля состоялись экзамены в консерватории, на которых Хренников по специальности получил четверку. Поразмыслив, он положил себе в жизни за правило не огорчаться неудачам и никогда не праздновать свои победы и успехи, сосредоточиться только на своем деле. После успеха спектакля «Много шума из ничего» театр Вахтангова тут же заказал Хренникову музыку к следующей постановке – «Дон Кихот» М. Булгакова. Он написал к ней неск. песен и симфонических эпизодов. Затем была написана музыка к спектаклю «День рождения» В. Киршона. Он увлеченно работал над оперой. Но арестовали его братьев Николая и Бориса. Тихон предпринял все, что мог: писал письма в высокие инстанции, просьбы об открытом суде, но оба брата погибли. К октябрю 1939 года была завершена опера «В бурю», и вскоре состоялась ее премьера, имевшая успех. Вскоре на представлении оперы в театре присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов. В то время это было сенсацией и высшим знаком признания. В том же году по просьбе И. Пырьева Хренников написал музыку к фильму «Свинарка и пастух». Люди полюбили фильм и песни в нем. Одновременно Хренников приступил к работе над 2-й симфонией. Когда началась война, жена с ребенком и матерью были эвакуированы в Свердловск. Тихон остался в Москве. Он написал тогда песни, посвященные войне. Среди них наиболее популярными стали «Все за Родину», «Есть на свете хороший городок», «Прощание». По сюжету песни «Прощание» был сделан фильм под названием «Возвращайся с победой». В 1941 году Хренников отправился в Свердловск – навестить семью. В эту пору там находился Театр Красной армии, руководителем которого был А. Попов. Попов предложил Хренникову заведовать в театре музыкальной частью, а также написать музыку к пьесе «Давным-давно» А. Гладкова. Эта оптимистичная музыка согревала и согревает души многих миллионов людей в течение десятилетий. В 1942 году в Лондоне состоялся камерный кон.рт из произведений советских композиторов. В его программу вошел «Танец» Т. Хренникова. Для композитора 1942 год стал годом напряженной работы над 2-й симфонией, и в 1943 года она исполнялась в Колонном зале, звучала и по Всесоюзному радио. В 1943 году И. Пырьев и поэт-сценарист В. Гусев предложили Хренникову написать музыку к фильму «В шесть часов вечера после войны». Песни из фильма стали популярны надолго. А «Марш артиллеристов» из этой ленты артиллеристы сделали своим гимном. Александровский ансамбль взял его в свой репертуар, как и другие песни Хренникова. Весной 1945 года Хренников вместе с М. Блантером поехали на 1-й Белорусский фронт в армию В. Чуйкова. Вместе с ним они продвигались к Берлину. Выступали в военных частях, госпиталях, и всюду их принимали восторженно. По возвращении в Москву Тихон приступил к работе над новой оперой. В свое время Немирович-Данченко предложил ему сюжет «Фрола Скобеева». Работа продолжалась ок. 3-х лет. Параллельно Хренников писал музыку к фильмам «Поезд идет на Восток», «Кавалер Золотой Звезды», «Донецкие шахтеры» и др. В 1949 году работа над оперой «Фрол Скобеев» была завершена и композитор сыграл ее в театре Станиславского и Немировича-Данченко. К 1950 году спектакль был готов. Однако оперу запретили. Хренников, к этому времени уже секретарь Союза композиторов СССР, решился написать письмо Сталину. В результате оперу разрешили. Был сделан новый вариант пост., и она появилась под названием «Безродный зять». Впоследствии опера неоднократно ставилась в Советском Союзе и за рубежом. В 1957 году в Большом театре состоялась премьера оперы Хренникова «Мать» по произведению М. Горького. В 1959 году партитура 1-го скрипичного кон.рта была закончена. Скрипичную партию отредактировал Коган, он же был и его первым исполнителем. Вслед за этим кон.ртом был написан виолончельный кон.рт, завершенный в 1964 году, и исполненный Ростроповичем вместе с Г. Рождественским в Большом зале Московской консерватории. В те годы Хренников работает в разных жанрах. Им написаны оперетты «Сто чертей и одна девушка», «Белая ночь». Для театра Н. Сац готовил оперу «Мальчик-великан», много кон.ртировал. В 1972 году Хренников выпустил 2-й фортепианный кон.рт и приступил к работе над Вторым скрипичным кон.ртом, который позже исполнил Игорь Ойстрах. В середине 1970-х годов возвратился к симфоническому жанру и написал Третью симфонию. Впервые она прозвучала в Госоркестре под управлением Е. Светланова, потом вошла в репертуар других отечественных и зарубежных дирижеров и оркестров. В эти годы Большой театр предложил Хренникову написать балет. В 1976 году состоялась премьера балета «Любовью за любовь». Он был поставлен затем во многих театрах страны и за рубежом. В 1979 году в Кировском театре в Ленинграде состоялась премьера балета «Гусарская баллада». В 1983 году был закончен Третий фортепианный кон.рт. Затем последовали опера «Доротея» (по комедии Шеридана «Дуэнья»), поставленная в театре Станиславского и Немировича-Данченко; комические оперы «Золотой теленок» и «Голый король» (по Ильфу и Петрову). После этого композитор решил поставить точку в оперном репертуаре и заняться камерными жанрами. В 1988 году сочинил свой первый квартет, потом виолончельную сонату. В 1989 году написал музыку на Три сонета Шекспира. На сцене Кремлевского Дворца съездов с успехом прошло его новое произведение – балет «Наполеон Бонапарт», а вскоре на той же сцене состоялась премьера одного балета «Капитанская дочка». Судьба подарила композитору яркую, долгую творческую жизнь. В его музыке – музыкальный портрет XX века. Эта музыка никогда не теряла духа оптимизма. И сегодня она озарена искренностью и увлеченностью, лучится доброй улыбкой и заражает своим темпераментом. Более 40 лет Хренников стоял на капитанском композиторском мостике. Он был первым секретарем Союза композиторов СССР, депутатом Верховного Совета СССР, членом Комитета внач. по Сталинским, потом – по Государственным премиям. В последние годы он возглавлял оргкомитет Международного конкурса имени П. Чайковского, был председателем Конкурса молодых композиторов России. В Московской Государственной консерватории у него был свой класс. Был академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Его идеалами в музыке были И. Бах, П. Чайковский и С. Прокофьев. Был талантливый и скромный человек. Несмотря на высокую должность председателя Союза композиторов СССР, всегда находил время для людей, которые приходили к нему с просьбами. В 2017 году на фасаде этого дома, где Хренников жил с 1981 по 2007 год, при участии Российского военно-исторического общества открыта памятная доска в честь композитора. Доску открыли родные композитора: дочь Наталья Хренникова и внук Андрей Кокарев, который сказал, что в этом доме они жили все вместе: дедушка на четвертом эт., а мы – на пятом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий