понедельник, 20 апреля 2020 г.

Ямщиков Савва

Савва (Савелий) Ямщиков – реставратор, историк искусства, публицист. Открыл жанр русского провинциального портрета 18–19 веков, возродил к жизни имена забытых русских художников и иконописцев. Был консультантом Андрея Тарковского на съемках фильма «Андрей Рублев». Член РАЕН.
Родился 8 октября 1938 года в Москве. Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. После неудачной попытки устроиться в музеи Кремля получил предложение от Виктора Филатова начать трудовую деятельность во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. Большую часть своей жизни Ямщиков провел в русской провинции, сначала занимаясь профилактическими реставрационными работами на произведениях иконописи, а затем обследуя музейные запасники, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР» и отбирая иконы для восстановления в Москве. За 40 с лишним лет Ямщикову удалось возродить сотни произведений иконописи, уникальные собрания русских портретов 18-19 веков из различных музеев России, вернуть имена забытых художников. Организованные Ямщиковым выставки, на которых показывали открытия реставраторов, стали неотъемлемой частью культуры. Кроме реставрационных выставок, Ямщиков сумел в сов. времяпознакомить современников с сокровищами частных коллекций Москвы и Ленинграда – от икон до лучших образцов авангардного искусства. Владельцы личных собраний избрали его председателем Клуба коллекционеров Советского фонда культуры. Издав десятки книг, альбомов, каталогов, опубликовав сотни статей и интервью в периодической печати, Савва Ямщиков много лет вел постоянные рубрики на Центральном телевидении, в частности, «Служенье муз не терпит суеты», снимал редкие сюжеты в различных городах России и за рубежом. Савва Ямщиков – автор многочисленных научных трудов, книг, альбомов, каталогов о русском искусстве, устроитель выставок, один из тех людей, кто несколько десятилетий боролся за сохранение культурного наследия России. Савва Ямщиков был не только постоянным автором, но и защитником Радио «Радонеж». Благодаря его помощи были отбиты попытки отобрать часы вещания радиост.. Савва Ямщиков тесно сотрудничал с «Народным радио». Был женат вторым браком на звезде Кировского балета Валентине Ганибаловой. Дочь – Марфа. Организовал более 300 выставок. В 1990-х годах Савва Ямщиков страдал от клинически выраженной депрессии, в связи с чем около 10 лет не выходил из дома и практически ни с кем не общался. Скончался 19 июля 2009 года во Пскове.
Вырос в рабочем бараке на Павелецкой наб., по соседству с Андреем Тарковским. Позже стал консультантом на съемках его легендарного «Андрея Рублева». Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. После неудачной попытки устроиться в музеи Кремля поступил на работу во Всероссийский реставрационный центр, в отдел реставрации иконописи в Марфо-Мариинской обители. Большую часть своей жизни Савва провел в русской провинции, прежде всего в Пскове, занимаясь реставрационными работами произведений иконописи, обследуя музейные запасники, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР» и отбирая иконы для восстановления в Москве. За сорок с лишним лет ему удалось возродить сотни произведений иконописи, уникальные собрания русских портретов 18-19 веков из различных музеев России, вернуть многие забытые имена замечательных художников. Ямщиков, упорно преодолевая все преграды, организовывал выставки, на которых показывали новые открытия реставраторов, ставшие неотъемлемой частью отечественной культуры. На них воспитывались молодые художники, историки искусства, писатели и все те, кому дорого художественное наследие России. Ямщиков сумел в сов. времяпознакомить современников с сокровищами частных коллекций Москвы и Ленинграда – от икон до лучших образцов авангардного искусства. Владельцы личных собраний избрали его председателем Клуба коллекционеров Советского фонда культуры. Он издал множество книг, альбомов, каталогов, опубликовал сотни статей и интервью в периодической печати, вел постоянные передачи на Центральном телевидении, снимал документальные фильмы в различных городах России и о русских сокровищах за рубежом. Смог собрать уникальную выставку ста икон «Живопись древнего Пскова», отреставрированных под его руководством. Савва Ямщиков одним из первых в СССР стал заниматься вопросами реституции культурных ценностей, вывезенных в годы Великой Отечественной войны. Во многом благодаря его усилиям возвращена в Псков из Германии православная святыня – Псково-Покровская икона Божией Матери. В последние годы жизни он вел активную борьбу за сохранение исторического облика древнего Пскова и заповедника «Пушкинские горы».
Я познакомился с Саввой Васильевичем в Греции, где работал корреспондентом ТАСС. Вместе с ним, еще в советские времена, мы съездили на Святую гору Афон, жили в русском монастыре Святого Пантелеймона. Для Саввы, как выдающегося знатока икон и православного искусства, эта поездка имела особое значение. После 1917 года связи Афона – земного Удела Богородицы - с Россией были утрачены. Некогда богатый и процветающий русский мон-рь, основанный около тысячи лет назад, пришел в упадок и оказался буквально на грани гибели. Из трех тысяч русских насельников в нем осталось всего 27 монахов, в основном, глубоких стариков. Власти выдали им греческие паспорта, а новых насельников из России на Афон практически не пускали. В атеистическом же СССР судьбой русского мон-ря за границей, где в течение веков были собраны огромные сокровища русской православной культуры, на официальном уровне никто не интересовался. Мы прибыли в Пантелеимонов мон-рь на кораблике под характерным названием «Достойно есть». Нас тепло встретили и поселили в монастырских кельях. Днем осматривали церкви, скиты и столицу Афона Карею, а по вечерам в келью Саввы началось паломничество монахов, желавших «поговорить по душам» - гости из России тогда были в монастыре большой редкостью. Святогорцы приносили с собой густое монастырское вино в бутылках, заткнутых вместо пробки бумажкой - они делали его сами из своего же винограда. С помощью такого угощения дружеские беседы затягивались далеко за полночь. Ночь, за окном, затянутым лозами винограда, блещет под Луной гладь залива Сингитикос, а русские монахи сидят с гостями из России в тесной келье и говорят. До службы, которая в монастыре начиналась в 4 часа утра – там жили и живут до сих пор по византийскому времени. Савва охотно рассказывал святогорцам о России, о состоянии церкви в СССР, о мон-рях и, прежде всего, о Пскове и Псково-Печерском монастыре и его легендарном настоятеле отце Алипии, которого он боготворил. У Саввы Ямщикова уже тогда возникла идея спасти еще и Пантелеймонов мон-рь. Снимать на Афоне тогда было запрещено, но мы провезли через таможню кинокамеру и тайком сняли фильм о русском монастыре. Но, увы, когда привезли его в Москву, то оказалось, что показать пленку по телевидению нельзя – качество изображения не позволяло. Пришлось ограничиться газетными и журнальными публикациями. Вместе с Саввой мы посетили и проживавшего тогда в Греции легендарного коллекционера Георгия Костакиса. Московский грек, он сумел собрать самую большую в мире частную коллекцию русского авангарда. В его собрании были тысячи картин – Кандинский, Малевич, Шагал, Родченко, Филонов и многие другие. Но власти в СССР, где признавался только социалистический реализм, стали преследовать коллекционера, и Г. Костакис - у него был греческий паспорт - решил уехать. Посетив его, Савва Ямщиков, хотя и не был поклонником авангарда, загорелся, вернулся в Москву и вскоре снова приехал в Афины, но уже с телевизионной группой. О подвижнике-коллекционере, спасителе русского авангарда, целого пласта нашей культуры был снят фильм. На этот раз это сделали профессионалы, и фильм был показан по центральному телевидению. Имя великого коллекционера при помощи Саввы было извлечено из забвения. Савва Ямщиков скончался в родном Пскове, которому посвятил большую часть жизни. Из Псково-Печерского мон-ря приехали монахи и молились у его гроба всю ночь. «Если меня спросят, – сказал Ямщиков, – что для меня основное, работа реставратора, чем я занимаюсь всю жизнь, работа искусствоведческая, чем я тоже занимаюсь всю жизнь, моя публицистическая деятельность, чем я занимаюсь в последние годы... Я отвечу: основное для меня – это память, которую я должен сохранить. Самое большое чувство, которое я испытываю сейчас - благодарность к Богу за то, что он дал мне прожить, к людям, которых я встретил на своем пути».

Комментариев нет:

Отправить комментарий