воскресенье, 12 апреля 2020 г.

Поленов Василий

Поленов Василий (1844, Петербург –1927, село Борок, ныне Поленово, Тульской области) – живописец. Учился у П. Чистякова и в петербургской Академии художеств (1863–71). С 1877 г. в Москве. Преподавал в МУЖВЗ (1882 –1895); среди учеников –И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов. С 1878 г. участвовал в выставках передвижников, на которых его произведения приобретал П. Третьяков. В 1877 г. выполнил серию этюдов кремлевских соборов и дворцовых палат, раскрыв в них уютную красоту и декоративную красочность интерьеров, мощную пластику и яркое цветовое убранство фасадов, наметив тонкое образное соответствие нарядной праздничности построек и солнечной лучезарности природы («Золотая Царицына палата. Окно», «Верхнее золотое крыльцо», «Теремной дворец», «Успенский собор. Южные врата» и др., все –в Государственной Третьяковской галерее). Характерное для творчества Поленова глубокое понимание особой лирической красоты и жизненной гармонии русской природы впервые ясно обозначилось в одной из его наиболее значительных работ –«Московский дворик» (1878, ГТГ; вид из окна мастерской художника в Трубниковском переулке, 7, в сторону церкви Спаса на Песках), передающей поэтическое очарование тихого городского уголка. Поэзия летнего дня, слитность человеческого существования с природой находит свое элегически-возвышенное выражение в других работах, где конкретные московские впечатления отражены уже не так непосредственно («Бабушкин сад», 1878, «Заросший пруд», 1879, обе –в ГТГ). С 1870-х гг. Поленов примыкал к художественному кружку С. Мамонтова, в доме которого на Садовой-Спасской ул. создал свою наиболее значительную религиозно-историческую картину «Христос и грешница» (1886–87, ГТГ). В 1870–90-х гг. Поленов выполнял театральные декорации для домашнего театра Мамонтова и его частной русской оперы, превращая оформление спектаклей в красочное фантастическое зрелище (пьеса-сказка «Алая роза», 1883, опера «Орфей и Эвридика», 1897). В доме Поленова на ул. Божедомке (Самарский пер, 22–24) в 1880-х гг. сложился тесный художественный кружок, в который входили братья Васнецовы, И. Левитан, В. Суриков, В. Серов, М. Нестеров, С. Иванов, М. Врубель, А. Архипов и др. С конца 1880-х гг. жил в Кривоколенном переулке (д. 11), Мясницком проезде (д. 2), на Спиридоновке (д. 21); последний московский адрес художника –Садовая-Кудринская улица, д. 7. В 1910 г. совместно с Н. и М. Шемшуриными и Д. Толбузиным основал секцию народных театров при Московском обществе народных университетов (в 1913 г. ее председатель), создавал декорации для передвижных театров. Покинул Москву в 1918 г. «Сделанное Вами в качестве художника громадно-значительно, но не менее значительно Ваше непосредственное влияние на московское искусство. - писал Левитан Поленову в 1896 г. Я уверен, что искусство московское не было бы таким, каким оно есть, не будь Вас». Поленов – человек широких культурных интересов. «В нем была прирожденная способность создавать исключительно художественную атмосферу», - вспоминает И. С. Остроухое. Для своих учеников в школе живописи он являлся не только учителем, но и «вдохновителем... Он был... отзывчивым на все новое и свежее, что выносила талантливая молодежь. Всем он протяги­вал крепкую дружескую руку». Учениками Поленова были И. И. Левитан, С. А. Коровин, С. В. Иванов, А. Я. Головин, А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля, К. Ф. Юон.

«Как только приедешь в Москву, так и я приеду... мы будем жить в Москве, пока будет возможность», - писал Поленову Репин в марте 1877 г. По словам Репина, художник» в Москве «дружно учились и бескорыстно поддерживали друг друга». Поленов был одним из основных участников кружка С. И. Мамонтова. Прекрасный театральный декоратор, талантливый актер-трагик и даже не лишенный способностей композитор, он поставил в доме Мамонтова под новый, 1879 год живые картины, в которых участвовал и К. С. Станиславский Из этих живых картин и спектаклей выросло впоследствии театральное дело С. Мамонтова. Дом, где была первая московская квартира Поленова, не сохранился (Трубниковский пер., 7). В нем художник написал одну из своих лучших картин - «Московский дворик» (1878 г.). И сейчас еще на Спасопесковской площадке сохранились некоторые постройки, которые запечатлены на картине. И «Московский дворик», и следующее поленовское произведение - «Бабушкин сад» (1878 г.) открыли эру так называемого интимного пейзажа. В доме у Поленова в 1878 г. останавливался его учитель, выдающийся педагог, профессор Академии художеств П. П. Чистяков (1832-1919). Он воспитывал в молодых художниках высокие гражданские чувства, утверждал, что «совершенствование и подъем искусства идет с самой жизнью общества». Учениками Чистякова были И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. С. Остроухов, М. А. Врубель и др. В 1878 г. Поленов поселился на Девичьем поле (Оболенский пер., 6-10, дом не сохранился). Владение, где он жил, напоминало загородную усадьбу. И. С. Остроухов так описывает ее: «Старый барский дом с колоннами по фасаду, громадный сад, тургеневское дворянское гнездо». Этот дом изображен Поленовым в картине «Бабушкин сад». В 1882 г. Поленов переехал на Божедомку (Самарский пер., 22-24). В этом же году он поступает преподавателем в школу живописи, где с первых дней становится, по словам В. К. Бялыницкого-Бируля, «нашей путеводной звездой и факелом, который освещал нам путь». Поленовская квартира делается одним из центров художественной жизни Москвы. С 1884 г. художник устраивает у себя еженедельные рисовальные вечера, на которых бывали и известные мастера, и молодежь, в том числе А. Е. Архипов, Л. М. и В. М. Васнецовы, М. А. Врубель, А. Я. Головин, С. В. Иванов, К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, В. А. Серов, В. И. Суриков и другие. Эти вечера продолжались и на другой квартире художника - в Кривоколенном переулке дом № 11, (надстроен), где он жил в 1889-1893 гг. Во 2-й пол. 1890-х годов квартира Поленова была в доме № 2 по Мясницкому проезду. Здесь было весьма неудобно заниматься живописью, и художник работал преимущественно у своего приятеля, участника мамонтовского кружка, арх.а К. Д. Арцыбушева на Земляном валу, 47. В нач. 1900-х годов Поленов жил в доме № 21 по Спиридоновке. В это время он принимал деятельное участие в работе комиссии по разработке проектов постройки и внутреннего убранства Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Последняя квартира художника в Москве была в доме № 7 (3-й к.) по Садовой-Кудринской ул. (1904-1918 гг.). В дни революционных событий 1905 г. Поленов горячо сочувствовал революционному народу. Считая, что основным виновником расстрела рабочих 9 января является командующий Петербургским военным округом великий князь Владимир, бывш. одновременно президентом Академии художеств, художник вместе с В. А. Серовым направил в академию резкий протест: «Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга войска убивали без­защитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса. Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководительство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии художеств...». В декабрьские дни р-н, где жил художник, был одним из опорных пунктов восстания. Кудринская (Баррикадная) и Садовая-Кудринская ул. покрылись баррикадами, из отдельных домов дружинники вели огонь по войскам и полиции. 8 декабря Поленов отметил в дневнике: «Чувствуется, что все нашли, чего искали, чувствуют себя победителями». Дом, где жил художник, подвергается обстрелу. «Семь часов утра, пальба из револьверов, винтовок, пушек. У нас в саду и в окрестных садах идет бой, сквозь заборы пули попадают в окошки и ставни», - записывает Поленов 17 декабря. Художник переживал поражение революции и наступившую реакцию. Однако он верил, что у молодежи «может быть, будущее будет светлее, чем наше недавнее прош­лое». В 1910-1918 гг. Поленов отдал много времени и сил народному театру. По его инициативе при Обществе народных университетов была создана секция содействия фабричным и деревенским театрам. С большим увлечением художник разрабатывает систему портативного оформления спектакля, выполняет декорации, пишет музыку, сочиняет детские пьесы. Начинание Поленова сыграло значительную роль в подъеме крестьянского самодеятельного театра в первые годы революции. В 73-летнем возрасте художник встретил Октябрьскую революцию и с радостью принял ее. «Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Это было одной из главных задач моей работы... - писал он в 1924 г. А. В. Луначарскому. - Приношу Вам глубокую благодарность за доставленное мне утешение признанием моей работы на пользу России». Сов. правительство высоко оценило заслуги В. Д. Поленова, присвоив ему звание народного художника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий