Поленов Василий (1844, Петербург –1927, село Борок, ныне Поленово, Тульской области) – живописец. Учился у П. Чистякова и в петербургской Академии художеств (1863–71). С 1877 г. в Москве. Преподавал в МУЖВЗ (1882 –1895); среди учеников –И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов. С 1878 г. участвовал в выставках передвижников, на которых его произведения приобретал П. Третьяков. В 1877 г. выполнил серию этюдов кремлевских соборов и дворцовых палат, раскрыв в них уютную красоту и декоративную красочность интерьеров, мощную пластику и яркое цветовое убранство фасадов, наметив тонкое образное соответствие нарядной праздничности построек и солнечной лучезарности природы («Золотая Царицына палата. Окно», «Верхнее золотое крыльцо», «Теремной дворец», «Успенский собор. Южные врата» и др., все –в Государственной Третьяковской галерее). Характерное для творчества Поленова глубокое понимание особой лирической красоты и жизненной гармонии русской природы впервые ясно обозначилось в одной из его наиболее значительных работ –«Московский дворик» (1878, ГТГ; вид из окна мастерской художника в Трубниковском переулке, 7, в сторону церкви Спаса на Песках), передающей поэтическое очарование тихого городского уголка. Поэзия летнего дня, слитность человеческого существования с природой находит свое элегически-возвышенное выражение в других работах, где конкретные московские впечатления отражены уже не так непосредственно («Бабушкин сад», 1878, «Заросший пруд», 1879, обе –в ГТГ). С 1870-х гг. Поленов примыкал к художественному кружку С. Мамонтова, в доме которого на Садовой-Спасской ул. создал свою наиболее значительную религиозно-историческую картину «Христос и грешница» (1886–87, ГТГ). В 1870–90-х гг. Поленов выполнял театральные декорации для домашнего театра Мамонтова и его частной русской оперы, превращая оформление спектаклей в красочное фантастическое зрелище (пьеса-сказка «Алая роза», 1883, опера «Орфей и Эвридика», 1897). В доме Поленова на ул. Божедомке (Самарский пер, 22–24) в 1880-х гг. сложился тесный художественный кружок, в который входили братья Васнецовы, И. Левитан, В. Суриков, В. Серов, М. Нестеров, С. Иванов, М. Врубель, А. Архипов и др. С конца 1880-х гг. жил в Кривоколенном переулке (д. 11), Мясницком проезде (д. 2), на Спиридоновке (д. 21); последний московский адрес художника –Садовая-Кудринская улица, д. 7. В 1910 г. совместно с Н. и М. Шемшуриными и Д. Толбузиным основал секцию народных театров при Московском обществе народных университетов (в 1913 г. ее председатель), создавал декорации для передвижных театров. Покинул Москву в 1918 г. «Сделанное Вами в качестве художника громадно-значительно, но не менее значительно Ваше непосредственное влияние на московское искусство. - писал Левитан Поленову в 1896 г. Я уверен, что искусство московское не было бы таким, каким оно есть, не будь Вас». Поленов – человек широких культурных интересов. «В нем была прирожденная способность создавать исключительно художественную атмосферу», - вспоминает И. С. Остроухое. Для своих учеников в школе живописи он являлся не только учителем, но и «вдохновителем... Он был... отзывчивым на все новое и свежее, что выносила талантливая молодежь. Всем он протягивал крепкую дружескую руку». Учениками Поленова были И. И. Левитан, С. А. Коровин, С. В. Иванов, А. Я. Головин, А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля, К. Ф. Юон.
«Как только приедешь в Москву, так и я приеду... мы будем жить в Москве, пока будет возможность», - писал Поленову Репин в марте 1877 г. По словам Репина, художник» в Москве «дружно учились и бескорыстно поддерживали друг друга». Поленов был одним из основных участников кружка С. И. Мамонтова. Прекрасный театральный декоратор, талантливый актер-трагик и даже не лишенный способностей композитор, он поставил в доме Мамонтова под новый, 1879 год живые картины, в которых участвовал и К. С. Станиславский Из этих живых картин и спектаклей выросло впоследствии театральное дело С. Мамонтова. Дом, где была первая московская квартира Поленова, не сохранился (Трубниковский пер., 7). В нем художник написал одну из своих лучших картин - «Московский дворик» (1878 г.). И сейчас еще на Спасопесковской площадке сохранились некоторые постройки, которые запечатлены на картине. И «Московский дворик», и следующее поленовское произведение - «Бабушкин сад» (1878 г.) открыли эру так называемого интимного пейзажа. В доме у Поленова в 1878 г. останавливался его учитель, выдающийся педагог, профессор Академии художеств П. П. Чистяков (1832-1919). Он воспитывал в молодых художниках высокие гражданские чувства, утверждал, что «совершенствование и подъем искусства идет с самой жизнью общества». Учениками Чистякова были И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. С. Остроухов, М. А. Врубель и др. В 1878 г. Поленов поселился на Девичьем поле (Оболенский пер., 6-10, дом не сохранился). Владение, где он жил, напоминало загородную усадьбу. И. С. Остроухов так описывает ее: «Старый барский дом с колоннами по фасаду, громадный сад, тургеневское дворянское гнездо». Этот дом изображен Поленовым в картине «Бабушкин сад». В 1882 г. Поленов переехал на Божедомку (Самарский пер., 22-24). В этом же году он поступает преподавателем в школу живописи, где с первых дней становится, по словам В. К. Бялыницкого-Бируля, «нашей путеводной звездой и факелом, который освещал нам путь». Поленовская квартира делается одним из центров художественной жизни Москвы. С 1884 г. художник устраивает у себя еженедельные рисовальные вечера, на которых бывали и известные мастера, и молодежь, в том числе А. Е. Архипов, Л. М. и В. М. Васнецовы, М. А. Врубель, А. Я. Головин, С. В. Иванов, К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, В. А. Серов, В. И. Суриков и другие. Эти вечера продолжались и на другой квартире художника - в Кривоколенном переулке дом № 11, (надстроен), где он жил в 1889-1893 гг. Во 2-й пол. 1890-х годов квартира Поленова была в доме № 2 по Мясницкому проезду. Здесь было весьма неудобно заниматься живописью, и художник работал преимущественно у своего приятеля, участника мамонтовского кружка, арх.а К. Д. Арцыбушева на Земляном валу, 47. В нач. 1900-х годов Поленов жил в доме № 21 по Спиридоновке. В это время он принимал деятельное участие в работе комиссии по разработке проектов постройки и внутреннего убранства Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Последняя квартира художника в Москве была в доме № 7 (3-й к.) по Садовой-Кудринской ул. (1904-1918 гг.). В дни революционных событий 1905 г. Поленов горячо сочувствовал революционному народу. Считая, что основным виновником расстрела рабочих 9 января является командующий Петербургским военным округом великий князь Владимир, бывш. одновременно президентом Академии художеств, художник вместе с В. А. Серовым направил в академию резкий протест: «Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга войска убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса. Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководительство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии художеств...». В декабрьские дни р-н, где жил художник, был одним из опорных пунктов восстания. Кудринская (Баррикадная) и Садовая-Кудринская ул. покрылись баррикадами, из отдельных домов дружинники вели огонь по войскам и полиции. 8 декабря Поленов отметил в дневнике: «Чувствуется, что все нашли, чего искали, чувствуют себя победителями». Дом, где жил художник, подвергается обстрелу. «Семь часов утра, пальба из револьверов, винтовок, пушек. У нас в саду и в окрестных садах идет бой, сквозь заборы пули попадают в окошки и ставни», - записывает Поленов 17 декабря. Художник переживал поражение революции и наступившую реакцию. Однако он верил, что у молодежи «может быть, будущее будет светлее, чем наше недавнее прошлое». В 1910-1918 гг. Поленов отдал много времени и сил народному театру. По его инициативе при Обществе народных университетов была создана секция содействия фабричным и деревенским театрам. С большим увлечением художник разрабатывает систему портативного оформления спектакля, выполняет декорации, пишет музыку, сочиняет детские пьесы. Начинание Поленова сыграло значительную роль в подъеме крестьянского самодеятельного театра в первые годы революции. В 73-летнем возрасте художник встретил Октябрьскую революцию и с радостью принял ее. «Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Это было одной из главных задач моей работы... - писал он в 1924 г. А. В. Луначарскому. - Приношу Вам глубокую благодарность за доставленное мне утешение признанием моей работы на пользу России». Сов. правительство высоко оценило заслуги В. Д. Поленова, присвоив ему звание народного художника.
«Как только приедешь в Москву, так и я приеду... мы будем жить в Москве, пока будет возможность», - писал Поленову Репин в марте 1877 г. По словам Репина, художник» в Москве «дружно учились и бескорыстно поддерживали друг друга». Поленов был одним из основных участников кружка С. И. Мамонтова. Прекрасный театральный декоратор, талантливый актер-трагик и даже не лишенный способностей композитор, он поставил в доме Мамонтова под новый, 1879 год живые картины, в которых участвовал и К. С. Станиславский Из этих живых картин и спектаклей выросло впоследствии театральное дело С. Мамонтова. Дом, где была первая московская квартира Поленова, не сохранился (Трубниковский пер., 7). В нем художник написал одну из своих лучших картин - «Московский дворик» (1878 г.). И сейчас еще на Спасопесковской площадке сохранились некоторые постройки, которые запечатлены на картине. И «Московский дворик», и следующее поленовское произведение - «Бабушкин сад» (1878 г.) открыли эру так называемого интимного пейзажа. В доме у Поленова в 1878 г. останавливался его учитель, выдающийся педагог, профессор Академии художеств П. П. Чистяков (1832-1919). Он воспитывал в молодых художниках высокие гражданские чувства, утверждал, что «совершенствование и подъем искусства идет с самой жизнью общества». Учениками Чистякова были И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. С. Остроухов, М. А. Врубель и др. В 1878 г. Поленов поселился на Девичьем поле (Оболенский пер., 6-10, дом не сохранился). Владение, где он жил, напоминало загородную усадьбу. И. С. Остроухов так описывает ее: «Старый барский дом с колоннами по фасаду, громадный сад, тургеневское дворянское гнездо». Этот дом изображен Поленовым в картине «Бабушкин сад». В 1882 г. Поленов переехал на Божедомку (Самарский пер., 22-24). В этом же году он поступает преподавателем в школу живописи, где с первых дней становится, по словам В. К. Бялыницкого-Бируля, «нашей путеводной звездой и факелом, который освещал нам путь». Поленовская квартира делается одним из центров художественной жизни Москвы. С 1884 г. художник устраивает у себя еженедельные рисовальные вечера, на которых бывали и известные мастера, и молодежь, в том числе А. Е. Архипов, Л. М. и В. М. Васнецовы, М. А. Врубель, А. Я. Головин, С. В. Иванов, К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, В. А. Серов, В. И. Суриков и другие. Эти вечера продолжались и на другой квартире художника - в Кривоколенном переулке дом № 11, (надстроен), где он жил в 1889-1893 гг. Во 2-й пол. 1890-х годов квартира Поленова была в доме № 2 по Мясницкому проезду. Здесь было весьма неудобно заниматься живописью, и художник работал преимущественно у своего приятеля, участника мамонтовского кружка, арх.а К. Д. Арцыбушева на Земляном валу, 47. В нач. 1900-х годов Поленов жил в доме № 21 по Спиридоновке. В это время он принимал деятельное участие в работе комиссии по разработке проектов постройки и внутреннего убранства Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Последняя квартира художника в Москве была в доме № 7 (3-й к.) по Садовой-Кудринской ул. (1904-1918 гг.). В дни революционных событий 1905 г. Поленов горячо сочувствовал революционному народу. Считая, что основным виновником расстрела рабочих 9 января является командующий Петербургским военным округом великий князь Владимир, бывш. одновременно президентом Академии художеств, художник вместе с В. А. Серовым направил в академию резкий протест: «Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга войска убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса. Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководительство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии художеств...». В декабрьские дни р-н, где жил художник, был одним из опорных пунктов восстания. Кудринская (Баррикадная) и Садовая-Кудринская ул. покрылись баррикадами, из отдельных домов дружинники вели огонь по войскам и полиции. 8 декабря Поленов отметил в дневнике: «Чувствуется, что все нашли, чего искали, чувствуют себя победителями». Дом, где жил художник, подвергается обстрелу. «Семь часов утра, пальба из револьверов, винтовок, пушек. У нас в саду и в окрестных садах идет бой, сквозь заборы пули попадают в окошки и ставни», - записывает Поленов 17 декабря. Художник переживал поражение революции и наступившую реакцию. Однако он верил, что у молодежи «может быть, будущее будет светлее, чем наше недавнее прошлое». В 1910-1918 гг. Поленов отдал много времени и сил народному театру. По его инициативе при Обществе народных университетов была создана секция содействия фабричным и деревенским театрам. С большим увлечением художник разрабатывает систему портативного оформления спектакля, выполняет декорации, пишет музыку, сочиняет детские пьесы. Начинание Поленова сыграло значительную роль в подъеме крестьянского самодеятельного театра в первые годы революции. В 73-летнем возрасте художник встретил Октябрьскую революцию и с радостью принял ее. «Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Это было одной из главных задач моей работы... - писал он в 1924 г. А. В. Луначарскому. - Приношу Вам глубокую благодарность за доставленное мне утешение признанием моей работы на пользу России». Сов. правительство высоко оценило заслуги В. Д. Поленова, присвоив ему звание народного художника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий