вторник, 21 апреля 2020 г.

Танеев Сергей

Велико значение композитора Сергея Танеева в жизни музыкальной Москвы. 
Танеев Сергей (1856 – 1915) – композитор, пианист, педагог, ученый, музыкально-общественный деятель. Родился во Владимире. С раннего возраста занимался музыкой. В 1866 поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1875. Наибольшее влияние на Т. оказали занятия в классах Н. Рубинштейна (фортепьяно) и П. Чайковского (инструментовка, сочинение). Занимался концертной деятельностью (первый исполнитель большинства фортепьянных произведений Чайковского, выступал со скрипачом Л. Ауэром, участвовал в исполнении собственных камерных сочинений в России, Германии, Чехии). С 1878 преподаватель Московской консерватории (фортепьяно, специальные музыкально-теоретические предметы), с 1881 профессор, в 1885–89 директор. Среди его учеников – С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, а также деятели советской музыкальной культуры – З. Палиашвили, Р. Глиэр, С. Василенко, А. Александров, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, С. Танеев, Б. Яворский. Как директор сыграл значительную роль в углублении профессионального музыкального образования. Человек передовых убеждений, Т. в 1905 году встал на защиту прав бастовавших учащихся. В результате конфликта с реакционной дирекцией вышел из состава профессоров, но остался в центре музыкальной жизни Москвы. Был одним из основателей и активных деятелей Народной консерватории (с 1906), музыкального научного общества (с 1908 – «Музыкально-теоретическая библ.»), многих концертных организаций и коллективов. Сотрудничал в Московской музыкально-этнографической комиссии (еще в 80-х гг. осуществил многочисленные записи песен народов Кавказа, украинских песен, а также исследование северокавказского фольклора). Выдающееся значение имеют музыкально-теоретические труды Т., посвященные проблемам полифонии.
Творчество
Композиторское наследие Т. разнообразно в жанровом отношении. В своих сочинениях тяготел к нравственно-философской проблематике. Таковы его единственная опера «Орестея» (1895, Мариинский театр, Петербург), трактующая античные сюжеты трагедий Эсхила («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды») как закономерную победу сил разума и света; кантаты «Иоанн Дамаскин» (слова А. К. Толстого, 1884; посвящена памяти Н. Рубинштейна) – одно из проникновенных и лирических созданий Т., и «По прочтении псалма» (слова А. Хомякова, 1915). Из четырех симфоний выделяется 4-я (1898). Хоры (по использованию средств полифонии) явились новым словом в русской музыке. Многие хоры и романсы написаны на слова Я. Полонского, К. Бальмонта. Наиболее важное место в творчестве Т. занимают камерные ансамбли – струнные квартеты (в том числе 5-й, 1903; 6-й, 1905), трио (в том числе фортепьянное трио, 1903), квинтеты (в том числе фортепьянный квинтет, 1911).
В творчестве Т. органически сочетаются традиции классики – западноевропейской и русской (прежде всего воздействие Чайковского), и новые явления, характерные для музыки 20 в. (например, роль полифонии как метода развития). Музыка Т., не отличающаяся открытой эмоциональностью, характеризуется глубиной мысли, серьезностью чувства, высоким мастерством. Она неотрывна от этических проблем и этим представляет одну из коренных традиций отечественной культуры. Творческие принципы Т. плодотворно развиваются советскими композиторами.
Соч.: Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959. Учение о каноне, М., 1929.
«Блестящий пианист, – пишет М. Ипполитов-Иванов, – рано оставивший виртуозную карьеру, увлекшись композиторством, музыкант с громадной эрудицией, посвятивший большую часть своей жизни кабинетной работе, воспитавший целую плеяду музыкантов». Учениками Танеева были С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, П. Метнер, С. Рахманинов, И. Сац, А. Скрябин и классик грузинской музыки 3. Палиашвили. Р. Глиэр вспоминал, что композитор обладал огромной силой художественного убеждения. Показывая в классе какой-либо отрывок из классического произведения, он делал это с такой артистической законченностью, что буквально приводил в трепет своих слушателей-учеников. Его выступления как пианиста были праздником для Москвы.
Исключительно велика роль Танеева в жизни Московской консерватории. После кипучей деятельности Н. Рубинштейна и упадочного периода после его смерти нужен был именно такой директор, каким являлся Танеев, спокойный, уравновешенный, высокоавторитетный музыкант и любимый как профессорами, так и учащимися. Он уверенной рукой сразу установил нарушенное равновесие школьной дисцип­лины и постепенно создал деловую атмосферу, которая и послужила базой дальнейшего развития консерватории.
Семья Танеевых переехала в Москву в середине 1860-х гг. и поселилась в доме № 7 по Чистому переулку. В 1869 г. Танеев поступил в Московскую консерваторию, в класс гармонии, руководимый П. Чайковским. Композитор обратил внимание на своего даровитого ученика и следил за его успехами. Впоследствии между Чайковским и Танеевым завязалась крепкая дружба. Ученик был пропагандистом произведений учителя и их истолкователем.
Блестящее будущее как пианисту и композитору предрекал Танееву Н. Рубинштейн. Танеев был постоянным участником домашних музыкальных собраний у Рубинштейна.
Первое публичное выступление молодого пианиста состоялось 7 ноября 1874 г. (Волхонка, 14) и принесло ему заслуженный успех. О его втором выступлении (17 января 1875 г.) П. Чайковский писал: «Танеев блестящим образом оправдал ожидания воспитавшей его консерватории и слухи, уже давно ходившие в музыкальных кружках о его необыкновенном таланте».
В 1878 г. по инициативе П. Чайковского и Н. Рубинштейна Танеев был приглашен преподавать в консерватории. С этого времени он в течение 27 лет был теснейшим образом связан с консерваторией, энергично осуществлял здесь заветы своих учителей. Через неск. месяцев после смерти Рубинштейна, 25 августа 1881 г. П. Чайковский писал Танееву: «Единственное мое утешение, когда я думаю о Москве и нашей консерватории, единственный светлый луч надежды – вы; вы можете и должны понемногу занять место Николая Григорьевича... ради блага всего осиротевшего московского музыкального дела». 30 мая 1885 г. Танеев был избран директором Московской консерватории, однако весной 1889 г. он отказывается от этой почетной должности, чтобы сохранить время для композиторской и педагогической деятельности.
Это были годы творческого роста композитора, ставшего «совестью музыкальной Москвы». В скромных комнатах Танеева (Чистый пер., 7), до потолка заставленных шкафами с нотами и книгами, собираются по вечерам А. Аренский, К. Игумнов, С. Рахманинов, А. Скрябин. В декабре 1880 г. его посещает А. Бородин. В середине 1880-х годов у композитора устанавливаются дружеские отношения с выдающимся художником-передвижником В. Маковским. С этих пор он частый гость Танеева. Приезжая в Москву, П. Чайковский исполняет здесь свои новые сочинения.
Прожив недолго в доме № 28 (не сохранился) по Сивцеву Вражку, Танеев в середине 1890-х годов переехал в Пречистенский переулок дом № 5а, (не сохранился). По-прежнему его посещают А. Аренский, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Г. Катуар, С. Рахманинов, А. Скрябин. С начала 1895 г. завязываются дружеские отношения Танеева с великим русским физиком А. Столетовым. Как результат их бесед об акустике, А. Столетов составил схему звуков натуральных духовых инструментов. С каждым годом все больше рос авторитет Танеева в музыкальных кругах. Написав свою известную Первую симфонию, «Кольцов русской музыки» (выражение Б. Асафьева), - композитор В. Калинников спешит ознакомить с ней Танеева. Встречается с ним и композитор А. Глазунов, приехавший в Москву в мае 1896 г. Танеев также посещает А. Глазунова, остановившегося в гостинице «Россия» (Кузнецкий мост, 7).
В эти годы происходит знакомство и сближение Танеева с Л. Толстым. Композитор часто бывает у Толстых в хамовническом доме, беседует о литературе, играет Льву Николаевичу его любимые произведения. 14 марта 1896 г. он играл с Л. Толстым в четыре руки симфонию Моцарта.
В апреле 1904 г. Танеев поселился в доме № 2 по Малому Власьевскому переулку и жил здесь до конца своих дней. Свыше десяти лет этот скромный домик был одним из центров культурной жизни Москвы. Широкий круг интересов композитора, его незаурядная личность, воплощавшая лучшие черты русской интеллигенции, привлекали на его «вторники» виднейших московских музыкантов. В обычные дни у Танеева можно было встретить крупнейших деятелей науки и искусства Москвы. Среди них были Д. Анучин, И. Каблуков, К. Тимирязев, А. Столетов, художники А. Васнецов и В. Маковский, писатели В. Брюсов и М. Эртель.
В 1905 г. после столкновения с дирекцией, Танеев покинул консерваторию. «По случаю вынужденного ухода Вашего из Московской консерватории не могу не выразить Вам своего глубокого сочувствия, как чудесному музыканту, превосходному профессору, непримиримому врагу произвола и неутомимому борцу за правду» - писал ему Н. Римский-Корсаков.
Танеев с увлечением отдается благородному делу организации Народной консерватории, основанной в 1906 г. (М. Бронная ул., 15а). Замечательным документом является черновик подготавливаемого композитором выступления в Народной консерватории: «Я лично питаю очень большое дове­рие к музыкальным способностям русского народа. То неисчерпаемое богатство народной музыки, которое было создано в течение предшествующих веков и отголоски которого представляют народные песни, ...могут служить показателем, какие богатые музыкальные силы заложены в недрах русского народного гения. Надо думать, что эти силы, заглушенные рабством государственного гнета, могут быть вызваны наружу и проявить себя - благодарная задача, которую могла бы по­ставить себе целью Народная консерватория... Надо заботиться, чтобы дремлющие творческие силы нашего музыкального народа пробились наружу и проявили себя в созданиях, стоящих на уровне тех бессмертных народных мелодий, которые составляют недосягаемые образцы для нас, ученых музыкантов».
Умер в с. Дюдьково Московской области.
Еще в 1879 г. Танеев занес в записную книжку: «Задача каждого русского музыканта заключается в том, чтобы способствовать созданию национальной музыки». Всю жизнь композитор был верен этому завету, помогал взыскательной критикой зрелым мастерам, любовно растил молодые дарования. «Его советами, указаниями дорожили все, - писал после смерти своего учителя в 1915 г. С. В. Рахманинов. - Дорожили потому, что верили... Представлялся он мне всегда той «правдой на земле», которую когда-то отвергал пушкинский Сальери... К нему на квартиру, в его домик-особняк, стекались самые разнокалиберные по своему значению несоединимые люди: от начинающего ученика до крупных мастеров всея России... всем было весело, уютно, все были обласканы, все запасались от него какой-то бодростью, свежестью, и всем, - сказал бы я, - жилось и работалось после посещений «танеевского домика» легче и лучше. В своих отношениях к людям он был непогрешим».

Комментариев нет:

Отправить комментарий