Сергей Герасимов (1885 –1964) –живописец, доктор искусствоведения, действительный член АХ СССР. Представитель русского импрессионизма, создавший также целый ряд эталонных соцреалистических картин.
Родился в Можайске (Московская область) в крестьянской семье. Занимался в московском Строгановском художественно-промышленном училище (1901–1907), а также в Училище живописи, ваяния и зодчества (1907–1912), где его наставниками были С. В. Иванов и К. А. Коровин. Был членом объединений «Маковец», «Общество московских художников» и АХРР. Жил в Москве и Можайске, где в 1915 году построил себе дом-мастерскую. В ранней живописи художника («Фронтовик», 1926, Третьяковская галерея (ГТГ)) проступают черты умеренного кубизма («сезаннизма»). В «Клятве сибирских партизан» (1933, Русский музей) он осваивает принципы революционно-пропагандистской «тематической картины». Если этот образ запоминается своей жесткой суровостью, то знаменитый «Колхозный праздник» (1937, ГТГ) выглядит как сценическая красочная феерия, сотканная из отдельных «сочных» кусочков. Одним из известнейших живописных полотен о войне стала герасимовская «Мать партизана» (1943–1950, ГТГ). Сквозь все творчество мастера проходят реальные впечатления постреволюционных потрясений и бед –прежде всего в повторяющихся мотивах соседствующего с его домом Лужецкого мон-ря, разрушенного и варварски разоренного после его закрытия в 1926 году. В простых по сюжету, лирически-задушевных пейзажах ( Можайские пейзажи, 1954, ГТГ; и др.) живописный импрессионизм Герасимова выразился наиболее органично. Окружающая реальность неразрывно соединилась в этих композициях с воспоминаниями о русской провинциальной старине. Иллюстрировал произведения М. Горького, Н. А. Некрасова и других авторов. Проявил себя как опытный педагог (преподавал, еще с 1912 года, в художественной школе при типолитографии И. Д. Сытина, а затем во Вхутемасе –Высших художественно-технических мастерских, и других институтах), а также умелый и чуткий администратор, завоевав в середине века прочную репутацию осторожного, но стойкого либерала (за что в 1948 был уволен с поста директора МГАХИ имени В. И. Сурикова). Занимал также посты директора Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановского; 1950–1964) и 1-го секретаря правления Союза художников СССР (1958–1964).
Родился в Можайске (Московская область) в крестьянской семье. Занимался в московском Строгановском художественно-промышленном училище (1901–1907), а также в Училище живописи, ваяния и зодчества (1907–1912), где его наставниками были С. В. Иванов и К. А. Коровин. Был членом объединений «Маковец», «Общество московских художников» и АХРР. Жил в Москве и Можайске, где в 1915 году построил себе дом-мастерскую. В ранней живописи художника («Фронтовик», 1926, Третьяковская галерея (ГТГ)) проступают черты умеренного кубизма («сезаннизма»). В «Клятве сибирских партизан» (1933, Русский музей) он осваивает принципы революционно-пропагандистской «тематической картины». Если этот образ запоминается своей жесткой суровостью, то знаменитый «Колхозный праздник» (1937, ГТГ) выглядит как сценическая красочная феерия, сотканная из отдельных «сочных» кусочков. Одним из известнейших живописных полотен о войне стала герасимовская «Мать партизана» (1943–1950, ГТГ). Сквозь все творчество мастера проходят реальные впечатления постреволюционных потрясений и бед –прежде всего в повторяющихся мотивах соседствующего с его домом Лужецкого мон-ря, разрушенного и варварски разоренного после его закрытия в 1926 году. В простых по сюжету, лирически-задушевных пейзажах ( Можайские пейзажи, 1954, ГТГ; и др.) живописный импрессионизм Герасимова выразился наиболее органично. Окружающая реальность неразрывно соединилась в этих композициях с воспоминаниями о русской провинциальной старине. Иллюстрировал произведения М. Горького, Н. А. Некрасова и других авторов. Проявил себя как опытный педагог (преподавал, еще с 1912 года, в художественной школе при типолитографии И. Д. Сытина, а затем во Вхутемасе –Высших художественно-технических мастерских, и других институтах), а также умелый и чуткий администратор, завоевав в середине века прочную репутацию осторожного, но стойкого либерала (за что в 1948 был уволен с поста директора МГАХИ имени В. И. Сурикова). Занимал также посты директора Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановского; 1950–1964) и 1-го секретаря правления Союза художников СССР (1958–1964).
Комментариев нет:
Отправить комментарий