Игорь Грабарь (1871 –1960) –художник-живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог.
Родился в Будапеште в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Крещен православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Бориса Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью –Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына, отец с семьей был вынужден бежать из Венгрии в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей миллионера П. П. Демидова, а спустя ок. трех лет переехал с ними в Париж. В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в Егорьевске Рязанской губернии, где в местной гимназии преподавал его отец; учился в прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя Ивана Тургенева. С 1882 по 1889 годы Игорь Грабарь учился в Москве –в лицее цесаревича Николая (окончил в 1889 году с золотой медалью), затем –на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году. В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочел карьеру художника. Еще в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств и в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где его руководителем некоторое время был И. Е. Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Учился в петербургской Академии художеств (1894–96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896–98).
В Москве с 1903. Член объединения Союз русских художников. В 1903–07 много работал на натуре в имении Дугино близ Царицына, где создал жизнерадостные, пронизанные светом, мажорные по цвету подмосковные пейзажи («Сентябрьский снег», 1903, «Февральская лазурь», «Мартовский снег», оба –1904, все –в Государственной Третьяковской галерее; «Иней. Догорающий день», 1907, собственность семьи художника), писал на открытом воздухе натюрморты («Неприбранный стол», 1907, ГТГ). Поддерживал знакомство со многими художниками, в том числе с М.А. Врубелем, В.А. Серовым, И.С. Остроуховым, коллекционерами С.И. Щукиным, И.А. Морозовым и др. С 1907 интенсивно занимался изучением русского искусства 18–19 вв. для начатого по его инициативе коллективного труда «История русского искусства» (т. 1–6, 1909–16, московское издательство И.Н. Кнебеля), исследовал архивы в Троицкой башне Кремля, обнаружив много ценных биографических данных об арх.ах Д.В. Ухтомском, Д.И. Жилярди, В.И. Баженове, О.И. Бове и др.; написал работы о творчестве И.Е. Репина, И.И. Левитана, В.А. Серова и др. Знаток и ценитель русского классицизма, Грабарь создал неоклассицистический проект б-цы (осуществлен в 1904–14; ныне санаторий «Захарьино»). В 1913–25 возглавлял Третьяковскую галерею, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917). С 1918 работал в Отделе по делам музеев и охраны памятников при Наркомпросе, руководил Комиссией по реставрации памятников иконописи и живописи, в 1924 преобразованной в Центральные государственные реставрационные мастерские (до 1930 директор, с 1944 научный руководитель), занимался расчисткой икон и фресок в Московском Кремле (в том числе иконостаса Благовещенского собора). В 1918 вошел в состав Художественного совета Малого театра, в котором руководил художественно-декоративной частью. В 1920–40-х гг. писал пейзажи, в том числе с видами Москвы («Весенний пейзаж. Цветущий уголок Москвы», Симферопольский художественный музей, «Уголок уходящей Москвы», Севастопольский художественный музей, оба –1930), портреты деятелей отечественной науки и культуры («С.С. Прокофьев», 1934, Астраханская картинная галерея, «К.И. Чуковский», 1935, ГТГ), в 1935 выполнил серию портретов видных академиков для конференц-зала Академии наук СССР (В.И. Вернадского, Н.Д. Зелинского, А.Н. Северцова, С.А. Чаплыгина). Преподавал в МГУ (с 1921 профессор), Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (1937–43, директор), лениградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1943–46, директор). Возглавлял Институт истории искусств АН СССР, привлек к созданию новой «Истории русского искусства» (т. 1–13, 1953–69) многих видных ученых, в том числе В.Н. Лазарева, М.В. Алпатова, А.В. Щусева, Б.Р. Виппера, А.А. Сидорова, А.К. Дживелегова и др., был главным редактором и одним из авторов этого труда.
Имя Грабаря присвоено Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру в Москве.
Родился в Будапеште в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Крещен православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Бориса Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью –Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына, отец с семьей был вынужден бежать из Венгрии в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей миллионера П. П. Демидова, а спустя ок. трех лет переехал с ними в Париж. В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в Егорьевске Рязанской губернии, где в местной гимназии преподавал его отец; учился в прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя Ивана Тургенева. С 1882 по 1889 годы Игорь Грабарь учился в Москве –в лицее цесаревича Николая (окончил в 1889 году с золотой медалью), затем –на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году. В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочел карьеру художника. Еще в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств и в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где его руководителем некоторое время был И. Е. Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Учился в петербургской Академии художеств (1894–96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896–98).
В Москве:
В Москве с 1903. Член объединения Союз русских художников. В 1903–07 много работал на натуре в имении Дугино близ Царицына, где создал жизнерадостные, пронизанные светом, мажорные по цвету подмосковные пейзажи («Сентябрьский снег», 1903, «Февральская лазурь», «Мартовский снег», оба –1904, все –в Государственной Третьяковской галерее; «Иней. Догорающий день», 1907, собственность семьи художника), писал на открытом воздухе натюрморты («Неприбранный стол», 1907, ГТГ). Поддерживал знакомство со многими художниками, в том числе с М.А. Врубелем, В.А. Серовым, И.С. Остроуховым, коллекционерами С.И. Щукиным, И.А. Морозовым и др. С 1907 интенсивно занимался изучением русского искусства 18–19 вв. для начатого по его инициативе коллективного труда «История русского искусства» (т. 1–6, 1909–16, московское издательство И.Н. Кнебеля), исследовал архивы в Троицкой башне Кремля, обнаружив много ценных биографических данных об арх.ах Д.В. Ухтомском, Д.И. Жилярди, В.И. Баженове, О.И. Бове и др.; написал работы о творчестве И.Е. Репина, И.И. Левитана, В.А. Серова и др. Знаток и ценитель русского классицизма, Грабарь создал неоклассицистический проект б-цы (осуществлен в 1904–14; ныне санаторий «Захарьино»). В 1913–25 возглавлял Третьяковскую галерею, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917). С 1918 работал в Отделе по делам музеев и охраны памятников при Наркомпросе, руководил Комиссией по реставрации памятников иконописи и живописи, в 1924 преобразованной в Центральные государственные реставрационные мастерские (до 1930 директор, с 1944 научный руководитель), занимался расчисткой икон и фресок в Московском Кремле (в том числе иконостаса Благовещенского собора). В 1918 вошел в состав Художественного совета Малого театра, в котором руководил художественно-декоративной частью. В 1920–40-х гг. писал пейзажи, в том числе с видами Москвы («Весенний пейзаж. Цветущий уголок Москвы», Симферопольский художественный музей, «Уголок уходящей Москвы», Севастопольский художественный музей, оба –1930), портреты деятелей отечественной науки и культуры («С.С. Прокофьев», 1934, Астраханская картинная галерея, «К.И. Чуковский», 1935, ГТГ), в 1935 выполнил серию портретов видных академиков для конференц-зала Академии наук СССР (В.И. Вернадского, Н.Д. Зелинского, А.Н. Северцова, С.А. Чаплыгина). Преподавал в МГУ (с 1921 профессор), Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (1937–43, директор), лениградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1943–46, директор). Возглавлял Институт истории искусств АН СССР, привлек к созданию новой «Истории русского искусства» (т. 1–13, 1953–69) многих видных ученых, в том числе В.Н. Лазарева, М.В. Алпатова, А.В. Щусева, Б.Р. Виппера, А.А. Сидорова, А.К. Дживелегова и др., был главным редактором и одним из авторов этого труда.
Имя Грабаря присвоено Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру в Москве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий