среда, 15 апреля 2020 г.

Валентин Серов

Валентин Серов (1865–1911) – художник-портретист, график. Родился в семье композитора и музыкального критика Александра Серова и пианистки Валентины. В 1871 году отец умер, мать поехала для продолжения музыкального образования в Мюнхен в Германию. Валентин был помещен в коммуну Н. Друцкой-Николинской, подруги матери, на хутор Никольский Смоленской губернии. Там впервые проявились его способности к рисованию. После распада коммуны в 1872 году Валентина привезли к матери в Мюнхен и в 1873 году он начал учиться рисованию у немецкого гравера Карла Кеппенинга. В 1874 году Валентин вместе с матерью переехал в Париж и начал заниматься у И. Репина. Спустя год Валентин вернулся в Россию и поселился в Абрамцеве летом, где написал натюрморт «Синяя ваза». Десятилетний художник начал посещать гимназию Кара Мая в Петербурге. В 1876 году вместе с матерью поселился на хуторе Ахтырка в Харьковской губернии, принадлежавшем гражданскому мужу матери В. Немчинову. В 1877 году начал учиться в киевской гимназии, параллельно посещая рисовальную школу Николая Мурашко. В 1878 году были возобновлены занятия с И. Репиным. Валентин перешел в третий класс первой московской прогимназии. В это время он жил в семье И. Репина и занимался, копируя портреты, учась передавать светотеневые эффекты и рисуя натюрморты. В 1879 году был отчислен из гимназии за неуспеваемость. Летом снова жил в Абрамцеве, сделал серию карандашных портретов, и осенью переехал в Петербург, продолжив заниматься у И. Репина. В 1880 году стал вольнослушателем Императорской Академии Художеств, а 1882 году – студентом. В 1884 году, живя в Абрамцеве, написал портрет Л. Мамонтовой. В 1885 – 1886 году писал портреты и этюды, путешествовал по Германии и Голландии, где изучал европейскую живопись. В 1887 путешествовал летом по Италии, осенью написал портрет В. Мамонтовой «Девочка с персиками» - являющийся одним из ключевых творческих достижений художника. В 1889 году женился на О. Трубниковой. В 1890 году у Серова родилась дочь Ольга и он принял участие в выставке Товарищества передвижных художественных выставок. На конкурсе Московского общества любителей художеств получил первую премию за портрет А. Мазини. В 1898 году принимал участие в создании художественного объединения «Мир искусства». После смерти П. Третьякова был избран членом Совета Третьяковской галереи, тогда же начал преподавать в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. В 1899 году вышел из состава Товарищества передвижных художественных выставок. В 1900 году писал портреты царской семьи и был награжден гран-при за портрет великого князя Павла Александровича на Всемирной выставке в Париже. В 1907 году поехал в Грецию и написал картину «Похищение Европы» в 1910 году и несколько вариантов картины «Одиссея и Навзикаи». В 1910 году написал портрет танцовщицы Иды Рубинштейн, который был приобретен Русским музеем. Скончался в 46 лет от приступа стенокардии и похоронен на Донском кладбище. Позже останки художника были перенесены на Новодевичье кладбище.

Серов (1865, Петербург – 1911, Москва), живописец. Сын композитора А.Н. Серова. С детских лет был знаком с семьей С.И. Мамонтова (впервые проводил лето в подмосковной усадьбе Мамонтовых Абрамцево в 1875). В 1878–79 в Москве брал уроки рисунка и живописи у И.Е. Репина, в семье которого жил в 1879 (сохранился созданный в 1880 рисунок Серова «После пожара», сделанный из окна квартиры Репиных в Большом Трубном переулке, 9). Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых на Садовой-Спасской улице и в Абрамцеве, участвовал в их домашних спектаклях. В 1880–85 учился в петербургской Академии художеств. В 1884 в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений – полный очарования юности, внутренней индивидуальности портрет Л.А. Мамонтовой (Новгородский музей-заповедник), в 1888 – портрет В.С. Мамонтовой («Девочка с персиками»; ГТГ). Зимой 1886–87 занимался в мастерской на Ленивке вместе с И.С. Остроуховым, М.А. Мамонтовым, Н.С. Третьяковым. С конца 1890-х гг. близкий друг К.А. Коровина, часто работал с ним в мастерской на Долгоруковской улице; сблизился с М.А. Врубелем, зимой 1889–90 вместе с ним оформлял домашний спектакль Мамонтовых «Царь Саул». В 1890-х гг. работал преимущественно как портретист, мастерски выявляя в человеке творческое начало, артистизм; запечатлел многих известных артистов, художников, писателей (итальянских певцов Частной русской оперы Мамонтова А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891–92; художников Коровина, 1891, Репина, 1892, И.И. Левитана, 1893; писателя Н.С. Лескова, 1894, Остроухова, 1902, все – в ГТГ). Серов неоднократно портретировал представителей различных поколений семьи Морозовых (М.Ф. Морозова, 1897, М.А. Морозов, 1902, И.А. Морозов, 1910); написал один из самых поэтических детских портретов в русском искусстве («Мика Морозов», 1901). Широкая известность портретиста принесла Серову многочисленные заказы на исполнение парадных «великосветских» портретов (в 1900–03 работал в Архангельском над портретами членов семьи князей Юсуповых: З.Н. Юсуповой, 1900–02, Ф.Ф. Юсупова-отца, Ф.Ф. и Н.Ф. Юсуповых, 1903, все – в ГРМ). В 1900-х гг. Серов особенно тяготел к созданию духовно содержательных, драматических портретных образов, выражающих высокие человеческие идеалы: «Максим Горький» (1904, Музей М. Горького в Москве), «М.Н. Ермолова», «Ф.И. Шаляпин» (рисунки, уголь, мел, оба – 1905), «Актеры Малого театра А.П. Ленский и А.И. Южин» (1908; все – в ГТГ). В 1900 выполнил серию выразительных карандашных портретов (И.М. Москвина, В.И. Качалова, К.С. Станиславского, все – 1908; А.П. Павловой, Т.П. Карсавиной, оба – 1909, все – в ГТГ). В 1897–1909 преподавал в МУЖВЗ, среди учеников – П.В. Кузнецов, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, К.С. Петров-Водкин, Н.П. Ульянов, К.Ф. Юон. С 1900-х гг. член объединения «Мир искусства» с момента его возникновения, в своем творчестве все больше сближался со стилистикой модерна; придавая большое значение живописи на исторические темы, участвовал в создании серии картин – наглядных пособий по русской истории (под редакцией историка С.А. Князькова, для издательства И.Н. Кнебель). В мастерской (улица Волхонка, 9) исполнил монументальное и динамичное произведение «Петр I» (1907, ГТГ), отразившее глубокий интерес Серова к личности Петра и петровской эпохе, тонкое проникновение в ее дух и облик. Последние годы жизни Серов провел в доме № 21 в Ваганьковском переулке (мемориальная доска).

Долгие годы гордостью художественной Москвы был В. Серов. Его произведения отличались глубокой жизненностью и знаменовали новый подъем русского реалистического искусства. По словам И. Е. Репина, «Серов, как Толстой, как Чехов, более всего ненавидел общие места в искусстве - банальность, шаблонность». Современников покорял благородный облик художника. «Какой это был неподкупно честный чело­век и какой высокий и стойкий в убеждениях!» - писал о нем В. Д. Поленов. Начало творческого пути Серова связано с Репиным. Приехав в Москву осенью 1878 г., молодой художник стал брать у него уроки, а с весны 1879 г. поселился у своего учителя (Теплый пер. (ул. Т. Фрунзе), 15, дом не сохранился; с октября 1879 г. - Б. Трубный, ныне Земледельческий, пер., 9). Как вспоминает мать В. А. Серова, «Репины встретили его, как близкого родственника, пригрели, обласкали». Даже ранние рисунки Серова поражали острой наблюдательностью и выразительностью характеристик. «Еще мальчиком Серов не пропускал ни одного мотива живой действительности, чтобы не схватиться за него оружием художника», - отмечает И. Е. Репин. В 1880-1885 гг. Серов учился в Академии художеств в Петербурге, а затем вернулся в Москву. Иногда он жил у С. И. Мамонтова, с которым был давно знаком и у которого не раз бывал летом в Абрамцеве. Здесь в 1887 г. художник написал знаменитую «Девушку с персиками» - портрет В. С. Мамонтовой. Серов участвовал в домашних спектаклях Мамонтова и дружно работал с М. А. Врубелем и К. А. Коровиным в мастерской, устроенной Мамонтовым в его доме. В 1893-1896 гг. Серов занимал квартиру в доме № 12 по Пименовскому (ныне Старопименовскому) переулку. В эти годы он написал ряд портретов, в том числе И. И. Левитана (1893 г.) и Н. С. Лескова (1894 г.). Осенью 1896 г. Серов переехал в дом № 6 по Большому Знаменскому переулку. «При доме был огромный двор и большой чудесный сад... - вспоминает дочь художника. - Жили мы внизу, в 1-м эт., в левом крыле дома». В 1898 г. Серовы поселились в доме № 38 на Пречистенке, где прожили до 1900 г. В 1901-1906 гг. они жили в доме № 5 по Антипьевскому (Колымажному) переулку. «Квартира, - рассказывает дочь художника, - ... была выстроена по старинному образцу, в три эт.. Внизу - парадное и кухня, на 2-м эт. - комнаты для взрослых, на 3-м - в мезонине - комнаты для детей... Окна выходили в огромный долгоруковский сад. В этом саду было много птиц, в особенности ворон, которых папа так любил и которых он мог наблюдать и зарисовывать бесконечное количество раз... Папа стоял у окна и внимательно, я бы сказала - любовно, наблюдал за ними. Работал папа у себя в кабинете. Мастерской у него не было». Частыми гостями художника в этом доме были К. А. Коровин, И. С. Остроухов и Ф. И. Шаляпин. С 1897 г. Серов преподает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Некоторые современники называли Серова «художественной совестью». Его гражданская стойкость ярко проявилась в дни революционных событий 1905 г. В Петербурге Серов был свидетелем расстрела демонстрации 9 января. «С тех пор, - рассказывает Репин, - даже его милый характер круто изменился: он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим; особенно удивили всех его крайние политические убеждения». Совместно с Поленовым Серов послал письмо с протестом в Академию художеств, демонстративно отказался от звания академика. Его ученик Н. П. Ульянов вспоминает, что «с этого момента Серов более не может слышать о каких бы то ни было заказах на портреты «высочайших особ». На телеграфное предложение... исполнить во дворце несколько новых портретов Серов телеграммой же отвечает: «В этом доме я больше не работаю»«. Свое отношение к событиям 1905 г. художник выразил в ряде резких антиправительственных карикатур и рисунков: «Солдатушки, браво, ребятушки», «После усмирения», «Похороны Баумана» и др. С 1906 г. Серов жил в доме № 9 на Волхонке. С этим временем связано одно из лучших произведений художника - картина «Петр Великий на стройке» (1907 г.). В 1909 г. Серов оставляет Училище живописи, ваяния и зодчества. Причиной этому послужило то, что скульптору А. Голубкиной, находившейся под политическим надзором, несмотря на ходатайство Серова, было отказано в разрешении посещать училище на правах вольнослушательницы. Последние годы его жизни и творчества прошли в доме № 21 по Ваганьковскому (Староваганьковскому) переулку

Комментариев нет:

Отправить комментарий