четверг, 16 апреля 2020 г.

Станиславский Константин

Константин Станиславский (1863–1938) – актер, режиссер, педагог, основатель театральной школы по своей системе. Родился в Москве в семье промышленника Сергея Алексеева и Елизаветы. В 1878 – 1881 годах учился в гимназии при Лазаревском институте, позднее работал на семейном предприятии. Семья увлекалась искусством и театром: в доме был оборудован театральный зал. Константин занимался вокалом и пластикой с лучшими учителями, подражал в ролях актерам Малого театра, выступая в домашнем театральном Алексеевском кружке. Первый сценический дебют в роли Подколесина в пьесе Н. Гоголя «Женитьба» состоялся на любительской сцене в доме А. Карзинкина на Покровском бульваре в 1884 г. В день премьеры случился курьез: «В последнем акте пьесы, как известно, Подколесин вылезает в окно. Сцена, где происходит спектакль, была так мала, что приходилось, вылезая из окна, шагать по стоящему за кулисами роялю. Конечно, я продавил крышку и оборвал несколько струн. Беда в том, что спектакль давался лишь как скучная прелюдия к предстоящим веселым танцам. Это был один из самых веселых балов – но, конечно, не для меня». Как вспоминал К. Станиславский, в полночь найти мастера для починки рояля не смогли, и он весь вечер сидел в углу зала и пел все танцы подряд. В 1886 году Константин был избран членом дирекции Московского отделения Русского музыкального общества. Позднее он разрабатывает проект Московского Общества Искусства и Литературы и берет псевдоним для сцены Станиславский. Первый спектакль МОИиЛ состоялся 21 декабря 1888 года. В течение 10 лет актерской работы Станиславский стал известным актером, пользующимся успехом наравне с профессиональными актерами императорской сцены. В 1888 году было основано Общество искусства и литературы, где юным Константином были исполнены роли в пьесах «Скупой рыцарь» А. Пушкина, «Коварство и любовь» Шиллера, Писемского, где он пользовался большим успехом как выдающийся актер своего времени. В это же время Станиславский сделал первые режиссерские работы по пьесе «Плоды просвещения» Л. Толстого. 27 июня 1898 года в подм. Пушкино началась работа труппы Художественного театра (МХТ), основанной Станиславским и Немировичем-Данченко. Костяк труппы составили актеры-любители из Общества искусства и литературы и ученики Филармонии. Первым спектаклем стал «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого в совместной постановке Станиславского и А. Санина. Славу новому театру принесла «Чайка» А. Чехова в постановке Станиславского и Немировича-Данченко. Затем были поставлены пьесы А. Чехова «Дядя Ваня» в 1899 году, «Три сестры» в 1901 году, «Вишневый сад» 1904 год. В 1902 году были поставлены пьесы М. Горького «Мещане» и «На дне», как предвестники революционных событий, в которых вышел на сцену новый герой – рабочий. В 1905 году была создана экспериментальная студия на Поварской улице. Там шел поиск новых форм передачи действительности, в том числе декоративными средствами: на фоне черного бархата были схематично изображены части интерьера, среди которых возникали актеры в гриме-масках и гротескных костюмах. В 1912 году Станиславским была организована 1-я Студия при МХТ для работы с молодежью – он хотел реформировать сценическое искусство. В 1918 году возглавил Оперную студию Большого театра, позднее ставшую Оперным театром им. К. Станиславского, где были поставлены «Евгений Онегин» Чайковского в 1922 году, «Царская невеста» в 1926 году. В 1930 годы добился от власти особого положения для Художественного театра, уравнивавшего его с Большим и Малым театрами. В 1932 году Художественному театру было присвоено имя Горького – МХАТ СССР им. Горького. В 1933 году Художественному театру было передано здание бывш. Театра Корша для создания филиала. Скончался в 75 лет от болезни сердца.
Громадный вклад в развитие сценического искусства внес МХТ, созданный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко.
Станиславский (Алексеев, 1863-1938) был глубоким теоретиком театрального искусства и гениальным режиссером, многогранным актером и выдающимся педагогом, воспитавшим несколько поколений замечательных деятелей русской сцены.
Станиславский родился в Москве в 1863 г., в год смерти М. С. Щепкина, на Большой Алексеевской улице (сейчас ул. А. Солженицына, 29 – прим. ред.). Через несколько месяцев его семья переехала на Садовую-Черногрязскую улицу, в дом № 8 (не сохранился). С юных лет Станиславский рос в атмосфере театральных интересов, и у него рано проявляется страсть к сценическому искусству. С громадным увлечением он устраивал домашние спектакли кукольного театра, в которых был по собственному признанию, «артистом, декоратором, постановщиком, изобретателем всяких эффектов». Большое влияние на юношу оказал Малый театр. Впоследствии Станиславский писал, что этот театр «лучше всяких школ подействовал на мое духовное развитие. Он научил меня смотреть и видеть прекрасное... Я готовился к каждому спектаклю Малого театра». В 1875-1878 гг. Станиславский учился в 4-й московской гимназии на Покровке, 22, откуда перешел в Лазаревский институт (Армянский пер., 2). Творческая атмосфера царила в семье Станиславского. В их доме бывали А. Ф. Секар-Рожанский, Л. В. Собинов и другие деятели московских театров. Вокруг Станиславского слагается любительский кружок, в спектаклях которого участвуют и профессионалы. Спектакли давались в доме отца артиста, где в 1883 г. был отстроен театральный зал, у знакомых, в сдававшемся любителям небольшом театре Секретарева (Нижн. Кисловский пер., 6). 27 января 1885 г. артист впервые выступил здесь под псевдонимом «Станиславский». В 1888 г. по инициативе Станиславского, при участии видного режиссера А. Ф. Федотова, мужа известной артистки, и выдающегося певца Ф. П. Комиссаржевского, было основано Общество искусства и литературы. Первоначально оно помещалось в здании бывш. «Пушкинского театра». С лета 1890 г. его собрания происходили в доме № 13 на Поварской, с конца 1892 г. - в доме № 8 на той же улице. С 1894 г. Общество собиралось на квартире Станиславского. В 1889 г. Станиславский осуществляет в Обществе свою первую режиссерскую работу для открытой сцены - «Горящие письма» П. П. Гнедича. Спектакли Общества скоро становятся заметным явлением в жизни театральной Москвы. В них участвует М. П. Лилина, внучка известного астронома Д. М. Перевощикова, ставшая женой и соратницей Станиславского, а также выдающиеся мастера будущего Художественного театра - В. В. Лужский и А. Р. Артем (Артемьев), любимый актер А. П. Чехова. В постановках Общества зрителя привлекала тщательная работа над текстом, историческая достоверность и глубокая продуманность сценического оформления, цельность ансамбля. Вспоминая о постановке «Уриэль Акосты» К. Гуцкова, Станиславский пишет, что она «с большими народными сценами... наделала шуму и привлекла внимание всей Москвы. О наших спектаклях заговорили, мы прославились и как бы взяли патент на народные сцены». Каждая новая постановка приносила Станиславскому славу как режиссеру-новатору и тонкому, вдумчивому актеру. По существу, вокруг него уже слагался новый профессиональный театр. О новом театре, несущем искусство в широкие слои демократических зрителей, мечтал и В. И. Немирович-Данченко. 21 июня 1898 г. в гостинице «Славянский базар» на Никольской (дом № 17) состоялась историческая встреча Станиславского и Немировича-Данченко, продолжавшаяся восемнадцать часов. «Программа начинающегося дела была революционна, - писал Станиславский. - Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша... и против ничтожного репертуара тогдашних театров. В своем разрушительном, революционном стремлении, ради обновления искусства, мы объявили войну всякой условности в театре, в чем бы она ни проявлялась: в игре, постановке, декорациях, костюмах, трактовке пьесы и проч...». Художественно-общедоступный театр открылся 14 октября 1898 г. трагедией А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (в помещении «Эрмитажа», Каретный ряд, 3, здание перестроено). «Пьеса начинается словами: «На это дело крепко надеюсь я!». Эта фраза казалась нам тогда знаменательной и пророческой», - вспоминает Станиславский. Спектакль имел небывалый успех. Зрителя поражала глубина психологического проникновения в образы, жизненная простота, достоверность исторической обстановки и костюмов. «Успех «Царя Федора» был так велик, - записывает Станиславский, - что сравнительно скоро пришлось праздновать его сотое представление. Торжество, помпа, восторженные статьи... Было собрано более двенадцати тысяч подписей под адресом поклонников театра. Адрес от зрителей Москвы написан на пергаменте... кипы листов с подписями были поданы в ларе, обитом старинной парчой». В 1898 г. В. И. Немирович-Данченко писал К. С. Станиславскому: «По самому своему существу театр должен служить душевным запросам современного зрителя... Хороший театр поэтому должен ставить или такие пьесы из классических, в которых отражаются благороднейшие современные идеи, или такие из современных, в которых теперешняя жизнь выражается в художественной форме». 17 декабря 1898 г. Художественный театр показал «Чайку» А. П. Чехова. На премьере, вспоминает Т. Л. Щепкина-Куперник, «вдруг в театре почувствовала - да и не одна я, а вся публика, - что ничего подобного еще не видела... стало ясно, что все это - живая жизнь. И на сцене все стали не актерами, а живыми людьми... В актерах Художественного театра я, как и многие, видела не только актеров, но людей, влияющих на общественную жизнь». С тех пор изображение чайки стало эмблемой Художественного театра. Станиславский создал ряд классических образов в пье­сах А. П. Чехова - Тригорина («Чайка», 1898 г.), Астрова («Дядя Ваня», 1899 г.), Вершинина («Три сестры», 1901 г.), Гаева («Вишневый сад», 1904 г.), Шабельского («Иванов», 1904 г.). Для Станиславского «Антон Павлович был самым большим оптимистом будущего», провозвестником грядущих революционных бурь и новой жизни. С 1903 до 1920 г. Станиславский жил в доме № 4 по Каретному ряду. На его квартире обсуждались замыслы новых постановок, происходили читки пьес, собирались артисты Художественного театра, бывали А. П. Чехов, А. М. Горький, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. А. Блок. «Главным начинателем и создателем общественно-политической линии в нашем театре был А. М. Горький», - писал Станиславский. Великий пролетарский писатель высоко ценил молодой театр: «Художественный театр - это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. Не любить его - невозможно, не работать для него - преступление». В 1902 г. Художественный театр переехал в новое помещение, специально перестроенное для него арх.ом Ф. О. Шехтелем. 25 октября театр открылся пьесой А. М. Горького «Мещане». «Время было смутное, - рассказывает Станиславский, - тревожное в политическом смысле. Полиция и цензура следили за каждым нашим шагом, так как Художественный театр благодаря новому репертуару считался передовым, а сам Горький был под надзором полиции». Спектакль «Мещане» стал этапным в истории Художественного театра. В нем впервые на русской сцене был показан образ революционера-рабочего. В 1902 г. Станиславский и Немирович-Данченко ставят пьесу Горького «На дне», успех которой «стал мировым», по выражению Немировича-Данченко. «После «На дне» я не могла опомниться недели две... - говорила М. Н. Ермолова, - что меня поразило, так это игра вас всех!.. Вы все не актеры, а живые люди!». Спектакль имел огромное общественное звучание. Слова Сатина, замечательный образ которого создал Станиславский: «Человек - свободен... Человек - вот правда!.. Человек! Это - великолепно! Это звучит гордо!» - стали крылатыми. Блистательно сыграл Станиславский ряд ролей и в классическом репертуаре - Фамусова в «Горе от ума» (1906 г.), Аргана в «Мнимом больном» Мольера (1913 г.) и другие. В эти же годы Станиславский осуществляет ряд выдающихся постановок: «Синяя птица» М. Метерлинка (1908 г.) и - совместно с Немировичем-Данченко - «Живой труп» Л. Н. Толстого (1911 г.). После Октябрьской революции начался новый расцвет творчества великого художника. Блестящими достижениями его режиссерской работы явились спектакли «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (1927 г.), «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926 г.), «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927 г.), «Мертвые души» по Н. В. Гоголю (1932 г.). Много времени уделяет Станиславский молодым режиссерским и актерским кадрам. С большим увлечением он ведет занятия в оперной студии, собиравшейся в его квартире: в 1919-1920 гг. - в доме № 4 по Каретному ряду, в 1920-1926 гг. - в доме №6 по Леонтьевскому переулку. В последние годы Станиславский страдал тяжелой болезнью сердца. В это время у себя на квартире он работал с молодыми певцами своей студии над постановкой «Евгения Онегина». В 1928 г. студия была преобразована в оперный театр его им., который в 1941 г. слился с музыкальным театром им. В. И. Немировича-Данченко. Отныне это Московский музыкальный театр им. народных артистов Союза ССР К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В доме по Леонтьевскому переулку Станиславский завершил в 1925 г. окончательную редакцию своего классического произведения «Моя жизнь в искусстве», написал книгу «Работа актера над собой» и другие труды. Сейчас в квартире великого деятеля русского театра помещается Дом-музей народного артиста СССР К. С. Станиславского, а Леонтьевский переулок был переименован в 1938 г. в улицу Станиславского.

Комментариев нет:

Отправить комментарий