Афанасий Фет (Шеншин) (1820–1892) – поэт, переводчик, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук. Родился в семье помещика Афанасия Шеншина и матери, которая ушла к нему от мужа Иоганна-Петера Фета. После 14 лет орловской духовной консисторией Афанасию была возвращена фамилия предыдущего мужа матери, из-за чего он терял все привилегии дворянства. Фет учился сначала дома, затем был отправлен в немецкую школу-пансион в г. Верро и окончил ее в 1837 году. Впервые Фет посетил Москву в 14-летнем возрасте проездом, остановившись в гостинице Шевалдышева (на Тверской ул., 12; дом не сохранился). В 1837 году после обучения в немецкой школе-пансионе в г. Верро (ныне Эстония) был определен в московскую «погодинскую школу» (в доме М. Погодина на Девичьем поле); в 1838–44 гг. учился на словесном отделении философского факультета МГУ. В 1839 году поселился в доме родителей А. Григорьева (на Малой Полянке, 12; дом не сохранился); в доме В. Боткина он познакомился с А. Герценым; посещал также Ф. Глинку на ул. Сретенка, бывал на «литературных вечерах» у Н. и К. Павловых (на Рождественском бул.е, 14). В 1840 году выпустил за свой счет стихотворный сборник «Лирический Пантеон А.Ф.», который похвалили в «Отечественных записках» и поругали в «Библиотеке для чтения». С конца 1841 г. печатался в журнале «Москвитянин». В 1842–1843 годах в «Отечественных записках» было напечатано его 85 стихотворений. Поступив после окончания университета на военную службу, унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии, желая приобрести потомственное российское дворянство, Фет оставил Москву. В 1846 году ему было присвоено первое офицерское звание. В 1847 и в 1849 гг. приезжал в наш город для подготовки нового стихотворного сборника. В 1847 году было получено разрешение цензуры на и книги и издана книга стихов в 1850 году. На стихи были положительные отзывы в журналах «Современник», «Москвитянин», «Отечественные записки». В 1853 году Фет перешел в гвардейский уланский полк, расквартированный вблизи Волхова, и стал чаще бывать в Петербурге. Здесь он начал общаться с новой редакцией «Современника» Н. Некрасовым, И. Тургеневым, В. Боткиным, А. Дружининым. В 1854 году его стихи начали печататься в «Современнике». В 1856 году оставил военную службу в чине гвардейского штаб-ротмистра, не выслужив дворянство, и поселился в Москве. В 1857 году женился на сестре Боткина Марии и снова поселился в Москве на ул. Малая Полянка (дом № 3; здесь в ноябре 1857 года у Фета жил И. Тургенев); сблизился с Л. Толстым, посещавшим до конца 1870-х годов (времени разрыва отношений) музыкальные вечера Фетов. В 1861 году Фет переехал в свое имение в Орловской губернии, стал агрономом-хозяином и потом бывал в Москве в основном наездами: останавливался в гостинице Шевалдышева; в доме Боткина (в Петроверигском переулке, 4) и др. С 1862 г. стал регулярно печатать в редакционном «Русском вестнике» очерки, обличавшие порядки на селе. В 1867–1877 годах избран мировым судьей. В 1873 году фамилия Шеншин была признана его фамилией и даровано потомственное дворянство. В этот период он мало занимался литературной деятельностью. С 1881 года каждую зиму Фет проводил в купленном им доме на ул. Плющиха (№ 36, не сохранился). В 1881 году вышел перевод Фета произведения А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление». В 1882 году издал свой перевод первой части «Фауста» И. Гете. В 1883 году начал снова публиковать стихи в виде сборников «Вечерние огни». В 1888 году вышла вторая часть «Фауста» И. Гете в переводе Фета и третий сборник стихов «Вечерние огни». В Москве Фет и скончался предположительно сердечного приступа в 71 год.
Красота в стихах Фета – преодоленное страдание, радость через боль. Красоту Фет видел везде, во всех предметах.
Схватывал и описывал мимолетные чувства и озарения, состояния природы и человека.
Был угрюмым, нелюдимым человеком, подверженным приступам мрачной хандры.
Атеизм, причем в этом смысле он был постоянен, и был атеистом с молодости до дня смерти, когда он отказался от предсмертной исповеди, напутствия священника и причастия. Об атеизме Фета и спорах, в которых он опровергал догматы религии, рассказывает в своих воспоминаниях старший сын Льва Толстого Сергей. Но в тоже время совсем нельзя сказать, что богоборчество как-то проявлялось, а уж тем более ярко проявлялось, в его творчестве. Наоборот, есть у него стихи и о Боге:
Нет, Ты могуч и мне непостижим
тем, что я сам, бессильный и мгновенный,
ношу в груди, как оный серафим,
огонь сильней и ярче всей вселенной.
Меж тем как я, добыча суеты,
игралище ее непостоянства,
во мне он вечен, вездесущ, как Ты,
ни времени не знает, ни пространства.
И даже о Христе писал, об искушении Его сатаной в пустыне, как бы он сам лично к Нему не относился. Так что совсем не все так однозначно. Чувствовал он действия и присутствие в мире Высшей силы, факт. Бога, восхищался Божиим творением, красотой мироздания, признавал наличие нематериальной души и постоянно описывал ее чувствования, страдания, радость, разные ее состояния. И даже его дерзкие слова, сказанные им во время спора, когда он встал перед иконой и, крестясь, произнес: «Господи Иисусе Христе, Мать пресвятая Богородица, благодарю Вac, что я не христианин!», – говорят не столько о его атеизме, сколько о его бессильном несмирении, отчаянии, внутреннем борении, а возможно и о тайной жажде Бога.
Творчество:
Красота в стихах Фета – преодоленное страдание, радость через боль. Красоту Фет видел везде, во всех предметах.
Схватывал и описывал мимолетные чувства и озарения, состояния природы и человека.
Был угрюмым, нелюдимым человеком, подверженным приступам мрачной хандры.
Мировоззрение:
Атеизм, причем в этом смысле он был постоянен, и был атеистом с молодости до дня смерти, когда он отказался от предсмертной исповеди, напутствия священника и причастия. Об атеизме Фета и спорах, в которых он опровергал догматы религии, рассказывает в своих воспоминаниях старший сын Льва Толстого Сергей. Но в тоже время совсем нельзя сказать, что богоборчество как-то проявлялось, а уж тем более ярко проявлялось, в его творчестве. Наоборот, есть у него стихи и о Боге:
Нет, Ты могуч и мне непостижим
тем, что я сам, бессильный и мгновенный,
ношу в груди, как оный серафим,
огонь сильней и ярче всей вселенной.
Меж тем как я, добыча суеты,
игралище ее непостоянства,
во мне он вечен, вездесущ, как Ты,
ни времени не знает, ни пространства.
И даже о Христе писал, об искушении Его сатаной в пустыне, как бы он сам лично к Нему не относился. Так что совсем не все так однозначно. Чувствовал он действия и присутствие в мире Высшей силы, факт. Бога, восхищался Божиим творением, красотой мироздания, признавал наличие нематериальной души и постоянно описывал ее чувствования, страдания, радость, разные ее состояния. И даже его дерзкие слова, сказанные им во время спора, когда он встал перед иконой и, крестясь, произнес: «Господи Иисусе Христе, Мать пресвятая Богородица, благодарю Вac, что я не христианин!», – говорят не столько о его атеизме, сколько о его бессильном несмирении, отчаянии, внутреннем борении, а возможно и о тайной жажде Бога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий