Кропоткин Петр (1842, Москва – 1921, Дмитров) – революционер, один из теоретиков анархизма, социолог, географ и геолог. Родился в семье генерала, богатого помещика из древнего княжеского рода. Был камер-пажом царя. Окончил Пажеский корпус (1862), служил в Амурском казачьем войске, затем чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В 1864 путешествовал по неизученным р-нам Северной Маньчжурии, в 1865 – по северному склону Восточного Саяна, в 1866 исследовал Патомское нагорье и Витимское плоскогорье (Олекминско-Витимская экспедиция Русского географического общества). По окончании экспедиции вышел в отставку (1867) и учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, служил в Статистическом комитете министерства внутренних дел. Еще в Пажеском корпусе в значительной мере под влиянием «Колокола» и «Современника» складывались демократические воззрения К.; дальнейшее развитие они получили в годы пребывания его в Сибири, где он наблюдал жизнь народа, был свидетелем полевого военного суда в Иркутске над участниками Кругобайкальского восстания (1866). Позднее революционное движение в Западной Европе, особенно Парижская Коммуна 1871, деятельность Первого Интернационала и чтение социалистической литературы придали его взглядам революционный характер. В нач. 1872, посетив Бельгию и Швейцарию, он примкнул к бакунистскому крылу Интернационала; в мае, возвратившись в Россию, вошел в общество чайковцев К. вел пропаганду среди петербургских рабочих, составил записку «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?» (1873), в которой отразилось анархическое направление его взглядов. В 1874 арестован и заключен в Петропавловскую крепость, в 1876 бежал из тюремного госпиталя и эмигрировал за границу. Провел в изгнании свыше 40 лет. С 1879 К. издавал в Женеве газету «Револьте». В 1881 выслан из Швейцарии, а в 1883 на Лионском процессе анархистов приговорен к 5 годам заключения. В результате протестов общественности в 1886 освобожден из французской тюрьмы. Поселившись в Англии, К. занялся теоретической разработкой проблем анархизма, научной работой в области социологии, биологии, географии; сотрудничал в парижских журналах «Револьт» и «Тан нуво», основал в Лондоне газету «Фридом», был одним из хранителей фонда помощи русским эмигрантам. К. называл свое учение анархическим коммунизмом, обоснованию его он посвятил ряд работ (на французском и английском языках): «Речи бунтовщика» (1885), «Хлеб и воля» (1892), «Анархия, ее философия, ее идеал» (1896), «Современная наука и анархия» (1913) и др. Разделяя основные принципы родоначальников анархизма, он, в отличие от П. Ж. Прудона, был сторонником социальной революции, в которой видел не стихийный бунт (как считал М. А. Бакунин), а сознательное действие народа, оплодотворенное революционной мыслью. К. различал в обществе два враждебных начала: «народное» и «начальническое», борьба между которыми составляет содержание исторического процесса. Поступательное развитие общества, по мнению К., осуществляется в форме чередования революционных скачков и эволюционных процессов. Главным содержанием будущей социальной революции К. считал революционное творчество масс, а будущее общество представлялось ему союзом вольных общин, объединенных свободным договором. По мысли К., первоочередные задачи социальной революции составляют: экспроприация всего, что служит или может служить эксплуатации (в т. ч. и предметов потребления), установление прямого обмена городских товаров на с.-х. продукты, интеграция труда (обработка земли не только сельскими, но и городскими жителями, соединение интеллигентного и физического труда), сочетание умственного образования с физическим трудом. Анархо-коммунистическая утопия К. выражала интересы мелкого производителя.
Анархическая доктрина К. непосредственно связана с его естественнонаучными представлениями. В области биологии его идеи о взаимопомощи как факторе эволюции, об отсутствии внутривидовой борьбы представляли собой развитие одного из важных направлений дарвинизма. Установив, что все биологические формы жизни зиждутся на взаимной помощи и поддержке, К. перенес это положение и на общественную жизнь. Наряду с этим К. признавал, что как биологическая, так и социальная жизнь проникнуты началом борьбы. Но социальная борьба плодотворна и прогрессивна тогда, когда она, уничтожая старые формы, помогает возникновению новых, основанных на принципах свободы, справедливости и солидарности. Прогрессивна борьба трудящихся против эксплуататоров, но она, по мнению К., не должна превращаться в борьбу за власть, которая якобы неизбежно вырождается в произвол и деспотизм. Сформулированный К. закон взаимной помощи и солидарности лег в основу его этического учения. Основы человеческой нравственности он видел в солидарности, справедливости и самопожертвовании, а истоки их ≈ в инстинкте взаимопомощи, который человек перенял из мира животных. В противовес анархическому индивидуализму, К. стремился построить реалистическую этику («физику нравов»). В 1900≈09 К. входил в заграничные организации русских анархистов, участвовал в издании пропагандистских брошюр для России, сотрудничал в анархистских изданиях «Хлеб и воля» (1903≈06, 1909) и «Листок «Хлеб и Воля»« (1906≈07). В годы Революции 1905≈07 выступал в ее поддержку, против карательной политики царизма. В 1907 в числе немногих русских эмигрантов был гостем 5-го (Лондонского) съезда РСДРП. В историческом исследований «Великая французская революция 1789≈1793» (1909), явившемся итогом 25-летней работы и получившем впоследствии высокую оценку В. И. Ленина, К. первым показал роль парижских секций и крестьянского движения в революции. В годы 1-й мировой войны 1914≈18 К. занимал оборонческую позицию, резко осужденную Лениным. В июне 1917 возвратился в Россию, в августе выступил на Государственном совещании в Москве с призывом к «социальному миру». Оставаясь противником государственной власти, К. признал международное значение Октябрьской революции и высоко оценил роль Советов. С 1918 К. жил в Дмитрове. В 1919≈20 встречался с Лениным. Летом 1920 обратился к международному пролетариату с призывом «заставить свои правительства отказаться от мысли о вооруженном вмешательстве в дела России». В русском революционном движении анархические идеи К. не сыграли значительной роли. Известное распространение они имели в странах Западной Европы (Испания, Италия, Швейцария, отчасти Франция), в Латинской Америке, Индии. Как ученый-естествоиспытатель К. известен своими работами в области географии и геологии. В годы службы в Сибири К. начал разработку схемы ее орографии («Общий очерк орографии Восточной Сибири», «Записки РГО по общей географии», т. 5, 1875) и впервые обнаружил следы древнего оледенения и вулканизма в Восточном Саяне. С 1868 К., став секретарем отдела физической географии Русского географического общества, работал над проблемой освоения северных морей и теоретически обосновал существование в Северном Ледовитом океане суши («Доклад комиссии по снаряжению в северные моря», 1871), открытой два года спустя и получившей названия Земли Франца-Иосифа. В 1871 исследовал ледниковые отложения в Финляндии и Швеции. В работе «Исследования о ледниковом периоде» привел доказательства широкого распространения в антропогеновое время материкового оледенения на терр.х Европы, Азии и Северной Америки. К. показал, что многие рыхлые отложения (валуны, пески и др.) и ряд форм ледникового рельефа (морены, озы и др.) возникли в результате существования и деятельности мощного ледяного покрова и талых вод. Эти взгляды полностью подтвердились дальнейшими исследованиями (см. Ледниковая теория). За границей К. сотрудничал с Элизе Реклю в подготовке издания «Земля и люди. Всеобщая география». Участвовал в работе Лондонского географического общества, писал статьи по географии России для «Британской энциклопедии» (1875≈1911), был сотрудником (1883≈1917) журнала «The Nineteenth Century and after XIX≈XX», в котором сменив Т. Гексли, вел научное обозрение (1892≈1901). В 1893 К. избран членом «Британской научной ассоциации». В 1897, побывав в Канаде, высказал мысль о геологическом родстве Канады и Сибири. В 1903≈04 выдвинул гипотезу о «высыхании европейско-азиатского материка» в послеледниковое время, которое подразделял на «озерный период» и «период высыхания» («The Desiccation of Eur. -Asia», «Geographical Journal», 1904); эта гипотеза вызвала, однако, возражения со стороны ряда ученых (Л. С. Берг и др.). Похоронен в Москве.
– Из военной семьи.
– Закончил 1-ю московскую гимназию, Пажеский корпус в Петербурге.
– Отказался от придворной карьеры и уехал в Сибирь служить в казачьих войсках.
– Много путешествовал по Сибири и Дальнему Востоку и при этом занимался научными исследованиями местностей, собирал материал о жизни коренных народов Азии. Открыл при этом вулканические плато, горные хребты, ледники. Написал об этом в путевых заметках. Изучал строение гор в Азии. Предсказал существование земли Франца-Иосифа и Северной земли. В Петербурге работал в Русском географическом обществе.
– За рубежом встречался с революционерами, и в России тоже агитировал среди рабочих за революцию, за что его арестовали и посадили в Петропавловскую крепость, где он заболел цингой, а потом убежал за границу.
– В эмиграции Кропоткин был с 1876 по 1917 годы (писал научные работы, статьи, в том числе, по географии России для «Британской энциклопедии», делал переводы научных статей, участвовал в революционных демонстрациях, агитации и движениях в разных странах).
– В 36 лет женился на Софье Ананьевой-Рабинович, прожил с ней всю жизнь, и они имели дочь Александру, которая после смерти отца в 1921 году эмигрировала в Америку – и больше ее с Россией и СССР ничто не связывало.
– Встречался с Лениным и обвинил его в создании класса новой бюрократии, развязывании гражданской войны и «красного террора» по отношению к инакомыслящим: «Бросаться в красный террор недостойно социалистической революционной партии и позорно для ее руководителей. Открыть эру красного террора – значит признать бессилие революции, свою скорую кончину. Полиция не может быть строительницей новой жизни. А между тем она становится теперь верховной властью в каждом городе и деревушке. Куда это ведет Россию? К самой злостной реакции». Ленин распорядился органам ВЧК-ГПУ, чтобы «старика не трогали», но за ним в Дмитрове постоянно наблюдали.
– Своими хлопотами Петр Кропоткин спас от расстрелов и тюрем много невиновных людей в годы советской власти.
– Умер в 78 лет от воспаления легких в подмосковном Дмитрове.
Петр Кропоткин родился в Москве в Штатном переулке, доме № 26 (ныне Кропоткинский пер.). «Тут, – писал Кропоткин, – жило и медленно вымирало старое московское дворянство».
Вскоре отец Кропоткина продал дом и купил новый в Малом Левшинском переулке, 4).
В 1855 года семья Кропоткиных поселилась в доме № 8 по Малому Власьевскому переулку. «Здесь, мы переписывали второй том «Мертвых душ», ходивший тогда по рукам в рукописи. Тут же поблизости, в Сивцевом Вражке, стоял дом Герцена, и мы проходили мимо него с полурелигиозным чувством».
Петр учился в 1-й Московской гимназии, а затем уехал в Петербург.
Потом он неоднократно посещал Москву, останавливаясь у отца (в Малом Власьевском переулке, 8) или сестры (Малый Власьевский пер., 3, флигель не сохранился).
В 1917 году Кропоткин вернулся на родину, приехал сразу в Москву, но прожил в нашем городе недолго (в Леонтьевском переулке, 26, ныне ул. Станиславского, и на Большой Никитской улице).
В августе 1917 года Кропоткин участвовал в совещании, призванном упрочить позиции Временного правительства, где призвал русский народ продолжить борьбу до победного кон.. Совещание проходило в Большом театре.
Большевики предложили Кропоткину квартиру в Кремле, кремлевский паек, но он от всего отказался, и в июле 1918 года уехал с женой в Дмитров, где и провел последние годы жизни.
Написал много работ и как ученый по разным областям знаний, и как философ-анархист: «Записки революционера», «Взаимная помощь как фактор эволюции», «Великая французская революция», «Хлеб и воля», «Современная наука и анархия», «Этика» и др.
Теоретик и идейный выразитель анархизма. Безбожник (атеист). Материалист. Революционер, однако к обеим революциям 1917 года он отнесся сдержанно: февральская ему не нравилась за то, что она привела к вседозволенности буржуазии, а октябрьская, потому что большевики полностью взяли власть в свои руки, а не отдали ее народу, а он считал, что революция должна стать делом всенародным. А когда начался красный террор с ликвидацией демократических прав и свобод, то Кропоткин еще более разуверился в новой власти (он был демократом).
Анархизм происходит из недовольства людей социальным неравенством, условиями жизни. Поэтому надо ликвидировать государство (оно не дает возможности людям развиваться, а только давит их, выжимает из общества все соки, пока оно от этого не умрет, несет только войны, борьбу за власть и все другие беды) и создать новое общество в виде свободного и добровольного союза самоуправляющихся общин, территорий, городов без властей, начальников, всякого правительства, диктатур. Все люди вместе всем управляют, производят, распределяют и друг другу помогают (по типу как это происходит в разных кооперативах и разных обществах). Вот и государство должно быть таким кооперативом людей. Взаимная помощь и солидарность – двигатели прогресса. При этом важно уважать любого человека в обществе, учитывать его, дать ему свободу самовыражения. Главнейшая задача общества справедливости – предельно полно раскрыть творческие потенциалы каждого. А раскрывается человек не на пути приспособления к окружающей природной и социальной среде, а в свободных исканиях правды, созвучной его духовному строю, который, в свою очередь, остается отзвуком гармонии мироздания. Все должно быть свободно. Бог не нужен в таком обществе, религия излишня – общество должно быть безбожным (люди сами создадут себе счастье, а Бог бы только ограничивал свободу людей Своими законами, волей). Тогда общество придет к процветанию. Все должно быть основано на понимании и увлеченности людей своим делом. И это будет коммунизм. Любой человек находится в центре мира. Каждый видит мир своими глазами. Солнце и небо со звездами вращаются вокруг одного центра, которым является каждый из нас. А общего центра нет. Ни одна наука не доказывает необходимость власти, нигде в природе нет единого управляющего центра, а всюду и везде мы видим лишь взаимодействие различных сил (хотя мы видим, что и на небе есть звездные системы, которые обращаются вокруг главной звезды, и у животных есть вожаки и пр. – так что начальники везде сеть). Короче говоря, Кропоткин был утопистом, романтиком.
На смену отвлеченному философствованию должен прийти научный метод (т. е. все должно быть по науке, научно обоснованно).
При этом сам Кропоткин в своей жизни старался следовать своим убеждениям – был высоконравственным и принципиальным человеком: жил только своим трудом, не лицемерил, сделал много научных открытий, отказался от карьеры, богатства, званий и т. п.
Нравственность – от природы, по естественным законам, а не от Бога (но известно, что без Бога люди сами становятся каждый для себя «богом» и авторитетом – и тогда ему все можно. И все сводится к личной материальной наживе, потребительству без всяких нравственных идеалов. И если Кропоткин лично мог стать примером, то с какой стати все должны были быть такими же?!). Все люди инстинктивно внутренне чувствуют свою взаимозависимость (инстинкт солидарности, общности): если тебе будет хорошо, то и другой будет счастлив. Природа учит людей добру, сочувствию и справедливости. Даже наш мозг работает в содружестве, потому что состоит их двух полушарий. Любить друг друга необязательно – главное чувство солидарности. «Бесконечность вселенной, величие природы, поэзии и вечно бьющаяся ее жизнь производили на меня все большее и большее впечатление, а никогда не прекращающаяся жизнь и гармония природы погружали меня в восторженный экстаз». «Непрестанная жизнь вселенной сделалась для меня источником высшей поэзии, и мало-помалу чувство единства человека с одушевленной и неодушевленной природой стало философией моей жизни».
И все ограничивается только рамками земной жизни, потому что нет никакого бессмертия души, загробной жизни.
Вселенная живет подобно человеку и в ней происходят те же циклы развития и размножения, какие у людей. Он говорил о своем чувстве общения с Космосом и единения со всем человечеством. Гармония же и единство Вселенной держатся сами по себе без вмешательства высшего Разума – Бога.
Возникает порочный круг: нравственность (взаимопомощь, справедливость) возникла в результате биологической эволюции, а важнейшим фактором эволюции является нравственность. Непонятен способ, благодаря которому земные организмы обрели такое качество.
От каждого из нас в глубины миллиардолетий тянется непрерывная линия предков. Следовательно, мы сохраняем родственные связи не только с людьми, но и с животными и одноклеточными. Вот и относимся к ним «по-родственному». Завет «возлюби ближнего как самого себя» в таком случае утверждает не только самоценность и равенство личностей, но и их единство (и вообще единство всего живого): помогай ближнему, потому что он является твоим близким или дальним родственником.
– Попытка построить коммунистическую республику на основе строго централизованного государства под железным законом партийной диктатуры в кон. концов потерпит банкротство.
– Человек может искать удовлетворения самых низменных влечений или же самых возвышенных, но он всегда ищет того, что ему дает счастье, удовлетворение или, по крайней мере, надежду на счастье и удовлетворение в будущем.
Оскар Уальд: Кропоткин – «человек с душой того прекрасного Христа, который, кажется, идет из России».
В Москве есть также ст. метро «Кропоткинская», которая находится в р-не Пречистенки, где он жил. В 1921–1990 годах была еще Кропоткинская ул. (ныне – ул. Пречистенка). В Дмитрове есть музей Кропоткина (с 2014 года) на Кропоткинской улице (раньше была Дворянская) – в доме, где он прожил последние три года жизни, а перед домом – памятник анархисту. Именем К. названы: хребет в Патомском нагорье, хребет и вулкан в Восточном Саяне, гора в Олекминском Становике, город в Краснодарском крае, поселок городского типа в Иркутской области.
Анархическая доктрина К. непосредственно связана с его естественнонаучными представлениями. В области биологии его идеи о взаимопомощи как факторе эволюции, об отсутствии внутривидовой борьбы представляли собой развитие одного из важных направлений дарвинизма. Установив, что все биологические формы жизни зиждутся на взаимной помощи и поддержке, К. перенес это положение и на общественную жизнь. Наряду с этим К. признавал, что как биологическая, так и социальная жизнь проникнуты началом борьбы. Но социальная борьба плодотворна и прогрессивна тогда, когда она, уничтожая старые формы, помогает возникновению новых, основанных на принципах свободы, справедливости и солидарности. Прогрессивна борьба трудящихся против эксплуататоров, но она, по мнению К., не должна превращаться в борьбу за власть, которая якобы неизбежно вырождается в произвол и деспотизм. Сформулированный К. закон взаимной помощи и солидарности лег в основу его этического учения. Основы человеческой нравственности он видел в солидарности, справедливости и самопожертвовании, а истоки их ≈ в инстинкте взаимопомощи, который человек перенял из мира животных. В противовес анархическому индивидуализму, К. стремился построить реалистическую этику («физику нравов»). В 1900≈09 К. входил в заграничные организации русских анархистов, участвовал в издании пропагандистских брошюр для России, сотрудничал в анархистских изданиях «Хлеб и воля» (1903≈06, 1909) и «Листок «Хлеб и Воля»« (1906≈07). В годы Революции 1905≈07 выступал в ее поддержку, против карательной политики царизма. В 1907 в числе немногих русских эмигрантов был гостем 5-го (Лондонского) съезда РСДРП. В историческом исследований «Великая французская революция 1789≈1793» (1909), явившемся итогом 25-летней работы и получившем впоследствии высокую оценку В. И. Ленина, К. первым показал роль парижских секций и крестьянского движения в революции. В годы 1-й мировой войны 1914≈18 К. занимал оборонческую позицию, резко осужденную Лениным. В июне 1917 возвратился в Россию, в августе выступил на Государственном совещании в Москве с призывом к «социальному миру». Оставаясь противником государственной власти, К. признал международное значение Октябрьской революции и высоко оценил роль Советов. С 1918 К. жил в Дмитрове. В 1919≈20 встречался с Лениным. Летом 1920 обратился к международному пролетариату с призывом «заставить свои правительства отказаться от мысли о вооруженном вмешательстве в дела России». В русском революционном движении анархические идеи К. не сыграли значительной роли. Известное распространение они имели в странах Западной Европы (Испания, Италия, Швейцария, отчасти Франция), в Латинской Америке, Индии. Как ученый-естествоиспытатель К. известен своими работами в области географии и геологии. В годы службы в Сибири К. начал разработку схемы ее орографии («Общий очерк орографии Восточной Сибири», «Записки РГО по общей географии», т. 5, 1875) и впервые обнаружил следы древнего оледенения и вулканизма в Восточном Саяне. С 1868 К., став секретарем отдела физической географии Русского географического общества, работал над проблемой освоения северных морей и теоретически обосновал существование в Северном Ледовитом океане суши («Доклад комиссии по снаряжению в северные моря», 1871), открытой два года спустя и получившей названия Земли Франца-Иосифа. В 1871 исследовал ледниковые отложения в Финляндии и Швеции. В работе «Исследования о ледниковом периоде» привел доказательства широкого распространения в антропогеновое время материкового оледенения на терр.х Европы, Азии и Северной Америки. К. показал, что многие рыхлые отложения (валуны, пески и др.) и ряд форм ледникового рельефа (морены, озы и др.) возникли в результате существования и деятельности мощного ледяного покрова и талых вод. Эти взгляды полностью подтвердились дальнейшими исследованиями (см. Ледниковая теория). За границей К. сотрудничал с Элизе Реклю в подготовке издания «Земля и люди. Всеобщая география». Участвовал в работе Лондонского географического общества, писал статьи по географии России для «Британской энциклопедии» (1875≈1911), был сотрудником (1883≈1917) журнала «The Nineteenth Century and after XIX≈XX», в котором сменив Т. Гексли, вел научное обозрение (1892≈1901). В 1893 К. избран членом «Британской научной ассоциации». В 1897, побывав в Канаде, высказал мысль о геологическом родстве Канады и Сибири. В 1903≈04 выдвинул гипотезу о «высыхании европейско-азиатского материка» в послеледниковое время, которое подразделял на «озерный период» и «период высыхания» («The Desiccation of Eur. -Asia», «Geographical Journal», 1904); эта гипотеза вызвала, однако, возражения со стороны ряда ученых (Л. С. Берг и др.). Похоронен в Москве.
– Из военной семьи.
– Закончил 1-ю московскую гимназию, Пажеский корпус в Петербурге.
– Отказался от придворной карьеры и уехал в Сибирь служить в казачьих войсках.
– Много путешествовал по Сибири и Дальнему Востоку и при этом занимался научными исследованиями местностей, собирал материал о жизни коренных народов Азии. Открыл при этом вулканические плато, горные хребты, ледники. Написал об этом в путевых заметках. Изучал строение гор в Азии. Предсказал существование земли Франца-Иосифа и Северной земли. В Петербурге работал в Русском географическом обществе.
– За рубежом встречался с революционерами, и в России тоже агитировал среди рабочих за революцию, за что его арестовали и посадили в Петропавловскую крепость, где он заболел цингой, а потом убежал за границу.
– В эмиграции Кропоткин был с 1876 по 1917 годы (писал научные работы, статьи, в том числе, по географии России для «Британской энциклопедии», делал переводы научных статей, участвовал в революционных демонстрациях, агитации и движениях в разных странах).
– В 36 лет женился на Софье Ананьевой-Рабинович, прожил с ней всю жизнь, и они имели дочь Александру, которая после смерти отца в 1921 году эмигрировала в Америку – и больше ее с Россией и СССР ничто не связывало.
– Встречался с Лениным и обвинил его в создании класса новой бюрократии, развязывании гражданской войны и «красного террора» по отношению к инакомыслящим: «Бросаться в красный террор недостойно социалистической революционной партии и позорно для ее руководителей. Открыть эру красного террора – значит признать бессилие революции, свою скорую кончину. Полиция не может быть строительницей новой жизни. А между тем она становится теперь верховной властью в каждом городе и деревушке. Куда это ведет Россию? К самой злостной реакции». Ленин распорядился органам ВЧК-ГПУ, чтобы «старика не трогали», но за ним в Дмитрове постоянно наблюдали.
– Своими хлопотами Петр Кропоткин спас от расстрелов и тюрем много невиновных людей в годы советской власти.
– Умер в 78 лет от воспаления легких в подмосковном Дмитрове.
В Москве:
Петр Кропоткин родился в Москве в Штатном переулке, доме № 26 (ныне Кропоткинский пер.). «Тут, – писал Кропоткин, – жило и медленно вымирало старое московское дворянство».
Вскоре отец Кропоткина продал дом и купил новый в Малом Левшинском переулке, 4).
В 1855 года семья Кропоткиных поселилась в доме № 8 по Малому Власьевскому переулку. «Здесь, мы переписывали второй том «Мертвых душ», ходивший тогда по рукам в рукописи. Тут же поблизости, в Сивцевом Вражке, стоял дом Герцена, и мы проходили мимо него с полурелигиозным чувством».
Петр учился в 1-й Московской гимназии, а затем уехал в Петербург.
Потом он неоднократно посещал Москву, останавливаясь у отца (в Малом Власьевском переулке, 8) или сестры (Малый Власьевский пер., 3, флигель не сохранился).
В 1917 году Кропоткин вернулся на родину, приехал сразу в Москву, но прожил в нашем городе недолго (в Леонтьевском переулке, 26, ныне ул. Станиславского, и на Большой Никитской улице).
В августе 1917 года Кропоткин участвовал в совещании, призванном упрочить позиции Временного правительства, где призвал русский народ продолжить борьбу до победного кон.. Совещание проходило в Большом театре.
Большевики предложили Кропоткину квартиру в Кремле, кремлевский паек, но он от всего отказался, и в июле 1918 года уехал с женой в Дмитров, где и провел последние годы жизни.
Творчество:
Написал много работ и как ученый по разным областям знаний, и как философ-анархист: «Записки революционера», «Взаимная помощь как фактор эволюции», «Великая французская революция», «Хлеб и воля», «Современная наука и анархия», «Этика» и др.
Мировоззрение:
Анархизм происходит из недовольства людей социальным неравенством, условиями жизни. Поэтому надо ликвидировать государство (оно не дает возможности людям развиваться, а только давит их, выжимает из общества все соки, пока оно от этого не умрет, несет только войны, борьбу за власть и все другие беды) и создать новое общество в виде свободного и добровольного союза самоуправляющихся общин, территорий, городов без властей, начальников, всякого правительства, диктатур. Все люди вместе всем управляют, производят, распределяют и друг другу помогают (по типу как это происходит в разных кооперативах и разных обществах). Вот и государство должно быть таким кооперативом людей. Взаимная помощь и солидарность – двигатели прогресса. При этом важно уважать любого человека в обществе, учитывать его, дать ему свободу самовыражения. Главнейшая задача общества справедливости – предельно полно раскрыть творческие потенциалы каждого. А раскрывается человек не на пути приспособления к окружающей природной и социальной среде, а в свободных исканиях правды, созвучной его духовному строю, который, в свою очередь, остается отзвуком гармонии мироздания. Все должно быть свободно. Бог не нужен в таком обществе, религия излишня – общество должно быть безбожным (люди сами создадут себе счастье, а Бог бы только ограничивал свободу людей Своими законами, волей). Тогда общество придет к процветанию. Все должно быть основано на понимании и увлеченности людей своим делом. И это будет коммунизм. Любой человек находится в центре мира. Каждый видит мир своими глазами. Солнце и небо со звездами вращаются вокруг одного центра, которым является каждый из нас. А общего центра нет. Ни одна наука не доказывает необходимость власти, нигде в природе нет единого управляющего центра, а всюду и везде мы видим лишь взаимодействие различных сил (хотя мы видим, что и на небе есть звездные системы, которые обращаются вокруг главной звезды, и у животных есть вожаки и пр. – так что начальники везде сеть). Короче говоря, Кропоткин был утопистом, романтиком.
На смену отвлеченному философствованию должен прийти научный метод (т. е. все должно быть по науке, научно обоснованно).
При этом сам Кропоткин в своей жизни старался следовать своим убеждениям – был высоконравственным и принципиальным человеком: жил только своим трудом, не лицемерил, сделал много научных открытий, отказался от карьеры, богатства, званий и т. п.
Нравственность – от природы, по естественным законам, а не от Бога (но известно, что без Бога люди сами становятся каждый для себя «богом» и авторитетом – и тогда ему все можно. И все сводится к личной материальной наживе, потребительству без всяких нравственных идеалов. И если Кропоткин лично мог стать примером, то с какой стати все должны были быть такими же?!). Все люди инстинктивно внутренне чувствуют свою взаимозависимость (инстинкт солидарности, общности): если тебе будет хорошо, то и другой будет счастлив. Природа учит людей добру, сочувствию и справедливости. Даже наш мозг работает в содружестве, потому что состоит их двух полушарий. Любить друг друга необязательно – главное чувство солидарности. «Бесконечность вселенной, величие природы, поэзии и вечно бьющаяся ее жизнь производили на меня все большее и большее впечатление, а никогда не прекращающаяся жизнь и гармония природы погружали меня в восторженный экстаз». «Непрестанная жизнь вселенной сделалась для меня источником высшей поэзии, и мало-помалу чувство единства человека с одушевленной и неодушевленной природой стало философией моей жизни».
И все ограничивается только рамками земной жизни, потому что нет никакого бессмертия души, загробной жизни.
Вселенная живет подобно человеку и в ней происходят те же циклы развития и размножения, какие у людей. Он говорил о своем чувстве общения с Космосом и единения со всем человечеством. Гармония же и единство Вселенной держатся сами по себе без вмешательства высшего Разума – Бога.
Возникает порочный круг: нравственность (взаимопомощь, справедливость) возникла в результате биологической эволюции, а важнейшим фактором эволюции является нравственность. Непонятен способ, благодаря которому земные организмы обрели такое качество.
От каждого из нас в глубины миллиардолетий тянется непрерывная линия предков. Следовательно, мы сохраняем родственные связи не только с людьми, но и с животными и одноклеточными. Вот и относимся к ним «по-родственному». Завет «возлюби ближнего как самого себя» в таком случае утверждает не только самоценность и равенство личностей, но и их единство (и вообще единство всего живого): помогай ближнему, потому что он является твоим близким или дальним родственником.
Афоризмы:
– Попытка построить коммунистическую республику на основе строго централизованного государства под железным законом партийной диктатуры в кон. концов потерпит банкротство.
– Человек может искать удовлетворения самых низменных влечений или же самых возвышенных, но он всегда ищет того, что ему дает счастье, удовлетворение или, по крайней мере, надежду на счастье и удовлетворение в будущем.
О нем:
Оскар Уальд: Кропоткин – «человек с душой того прекрасного Христа, который, кажется, идет из России».
В Москве есть также ст. метро «Кропоткинская», которая находится в р-не Пречистенки, где он жил. В 1921–1990 годах была еще Кропоткинская ул. (ныне – ул. Пречистенка). В Дмитрове есть музей Кропоткина (с 2014 года) на Кропоткинской улице (раньше была Дворянская) – в доме, где он прожил последние три года жизни, а перед домом – памятник анархисту. Именем К. названы: хребет в Патомском нагорье, хребет и вулкан в Восточном Саяне, гора в Олекминском Становике, город в Краснодарском крае, поселок городского типа в Иркутской области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий