понедельник, 20 апреля 2020 г.

Тютчев Федор

поэт Федор Тютчев (1803-73) в юности жил в доме № 11 по Армянскому переулку. Здесь нередко бывал В. Жуковский, с которым отец поэта был в дружеских отношениях. В 1822 году будущий поэт поступил на дипломатическую службу и покинул Москву на 21 год. С 1843 года бывал в Москве почти ежегодно. Принимал участие в литературной жизни Москвы, часто бывал у Чаадаева, у своего знакомого В. Одоевского, у С. Аксакова (Тверской бульвар, 24), у Путяты (Большая Никитской улица, 46 и Никитский бульвар, 9 (не сохранился). В конце 1860-х годов возглавлял Общество любителей российской словесности. Много времени проводил у драматурга и поэта Н. Сушкова (Пименовский, ныне Старопименовский, переулок, 11). В разные годы здесь бывали Гоголь, Л. Толстой, П. Вяземский, Д. Григорович, Ф. Глинка, Н. Павлов. В Москве поэт мог останавливаться у матери (Армянский переулок, 11) или у брата, отставного полковника генерального штаба Н. Тютчева, жившего с середины 1850-х годов до начала 1860-х годов на Большой Дмитровке (№ 26), а затем в Пименовском (Старопименовском) переулке (№ 14, не сохранился). Фет не раз посещал Тютчева в гостинице Шевалдышева на Тверской улице (№ 12, не сохранился).

В Москве провел годы юности Ф. Тютчев. Здесь им были написаны произведения, которые привлекли к нему внимание московских литературных кругов. В 1818 г., в пятнадцатилетнем возрасте, Тютчев был избран сотрудником Общества любителей российской словесности. Тютчевым принадлежал дом № 11 по Армянскому переулку. Здесь нередко бывал В. А. Жуковский, с которым отец поэта был в дружеских отношениях. В 1822 г. будущий поэт поступил на дипломатическую службу и покинул Москву на 21 год. С 1843 г. Тютчев бывает в Москве почти ежегодно. «Есть что-то в этом городе, совершенно особым образом успокаивающее и умиротворяющее меня, - писал он в 1870 г. - Здесь есть целый круг впечатлений, верно ожидающих меня на своих определенных местах». Тютчев принимает участие в литературной жизни Москвы. По его словам, «решительно Москва архилитературный город, где очень серьезно относятся ко всем тем произведениям, которые пишутся и читаются». Поэт часто бывает у П. Я. Чаадаева, у своего старого знакомого В. Ф. Одоевского, поселившегося вновь в Москве в 1862 г. «...С нежностью и радостью, меня тронувшими», его принимает у себя С. Т. Аксаков (Тверской бульв., 24, - 1857 г.). Тютчев посещает также Н. Ф. Павлова, жившего в конце 1850-х годов на Большой Лубянке дом № 26 (не сохранился). Без сомнения, бывает он и у литератора Н. В. Путяты, с которым сблизился еще в кружке С. Е. Раича. В 1869 г. сын поэта женился на дочери Путяты, что, по словам Тютчева, закрепило «старую, более нежели двадцатилетнюю дружбу». Н. В. Путята был близок с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем и Е. А. Боратынским. В конце 1860-х годов он возглавлял Общество любителей российской словесности. В эти годы Путята жил на Большой Никитской дом № 46 и на Никитском бульваре дом № 9, (не сохранился). Много времени проводил Тютчев у драматурга и поэта Н. В. Сушкова (Пименовский, ныне Старопименовский, пер., 11), женатого на его сестре. В разные годы здесь бывали Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, П. А. Вяземский, Д. В. Григорович, Ф. Н. Глинка, Н. Ф. Павлов. Современник вспоминает: «Это был дом, где можно было встретить людей, на которых зовут гостей: литераторов, дипломатов, приехавших из Петербурга, музыкальных знаменитостей...». В Москве поэт мог останавливаться у матери (Армянский пер., 11) или у брата, отставного полковника генерального штаба Н. И. Тютчева, жившего с середины 1850-х годов до начала 1860-х годов на Большой Дмитровке дом № 26, а затем в Пименовском (Старопименовском) переулке дом № 14, (не сохранился). Поэт А. А. Фет вспоминает, что он не раз посещал Тютчева в гостинице Шевалдышева на Тверской дом № 12 (не сохранился).

Мировоззрение:

Православный христианин, но постоянно томился от внутренней раздвоенности, борьбы с мрачными душевными состояниями, душевными муками. Имел много болезненных переживаний, тягостности, томления, внутренних терзаний («поэт мимолетных ощущений», ведь ничто не прочно на земле). Природа – отражение и выражение внутренних состояний человека, и в ней тоже все мимолетно, неустойчиво, как тень. Но в тоже время природа – это и выражение всемогущества Творца, в ней – отсвет Его славы. Бог зрится в природе.

Только связь с Богом может дать человеку прочную основу, защиту от окружающего нас ужаса безграничности – к Богу Тютчев постоянно и обращается в стихах.

В тоже время Тютчев печалится о трагичности земной жизни, разлада во всем. Выход из этого разлада – только борьба со своим «я», с гордостью и гуманизмом и вера в Бога со смирением перед Ним. Без веры теряется смысл жизни и опора человека в этом мире. Только вера побеждает время и входит с человеком в Божественную вечность. Бессилие и трагизм человека – только в недостатке веры. Сила – в вере.

Православие – залог будущего для России, ее духовного обновления, спасения ее жителей.

Изменил жене – но просил прощения у Бога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий