Вадим Людвиковский (1925 – 1995) – джазовый дирижер, композитор, аранжировщик.
Родился в Курске. Людвиковский приобрел международную известность как один из наиболее прогрессивных бэндлидеров Советского Союза, популяризаторов свинга и оркестровой джазовой музыки в СССР. Людвиковский рос в семье музыканта–дирижера, руководителя военного ансамбля. Играл с 4–х лет, в 5 лет начал сочинять музыку. В восьмилетнем возрасте играл на рояле, кларнете, гобое. В 1941 году он окончил Курское музыкальное училище. Впоследствии, в 1949–1953 годах Людвиковский учился в Ленинградской консерватории по классу композиции у В. Пушкова. С 1943 года – на фронте, выступал с ансамблем Минского военного округа, делал для него свои первые аранжировки. Карьера дирижера началась в конце войны в Государственном джаз–оркестре Белоруссии, которым руководил основоположник белорусского джаза, один из пионеров свинга в СССР Эдди Рознер. Оркестр стал хорошей школой профессионального мастерства для молодого музыканта, а с Рознером оказались связаны многие дальнейшие эпизоды судьбы Людвиковского. После ареста Рознера в 1946 году и роспуска Госджаза Белоруссии в 1947 году – Людвиковский был приглашен в Эстрадный оркестр РСФСР под руководством Л. Утесова, где работал в 1948–1958 годах в качестве музыкального руководителя, дирижера и пианиста. Он иструментовал программы–обозрения «От всего сердца» (1949), «И в шутку, и всерьез» (1953), «Серебряная свадьба» (1954), «Только для друзей» (1956), «Песня – наш спутник» (1958). Людвиковский старался модернизировать звучание утесовского коллектива, приблизить его к джазу насколько возможно. Такие эксперименты не всегда встречали понимание и адекватную поддержку руководителя оркестра. Однако Людвиковскому удалось подготовить две беспрецедентные по тем временам премьеры: инструментальную джазовую программу для 1–го Московского варьете (1955, гостиница «Советская») и исполнение Концерта для кларнета и джаз–оркестра Арти Шоу. В сер. 1950–х годов Людвиковский выступил инициатором записей программ отечественной легкой и танцевальной музыки на Всесоюзном радио, привлекая для этого таких композиторов, как Андрей Эшпай, Арно Бабаджанян, Игорь Якушенко, Андрей Петров. В своих аранжировках, впечатлявших монументальным, динамичным и полнозвучным стилем, Людвиковский ориентировался на свинговые и симфоджазовые идиомы. Легендарными стали концерты и записи, во время которых Людвиковский–дирижер аккомпанировал Гарри Гольди – первому исполнителю джазовых стандартов в СССР на языке оригинала, Николаю Щукину («Вернись»), Ружене Сикоре («Здравствуй, весна»), Капитолине Лазаренко («Песня Наташи»), Нине Дорде («Майское утро»), Людмиле Гурченко («Пойми»), Владимиру Трошину («Почему, отчего»), Александре Коваленко и др. Большую популярность получила также аранжировка пьесы Джо Бишопа «Голубой прелюд», сделанная Людвиковским для новых программ московского оркестра Эдди Рознера. Людвиковский проявил себя как первоклассный дирижер и аранжировщик, пропагандируя в эти годы, наряду с Рознером, традиционный оркестровый джаз и близкую джазу эстрадную музыку. В 1966–1972 годах Людвиковский – художественный руководитель и дирижер Концертного эстрадного оркестра Гостелерадио, ставшего одним из наиболее выдающихся явлений биг–бэндовой сцены в СССР конца 1960–х годов. Костяк оркестра составили молодые музыканты, большая часть которых впервые заявила о себе в 1950–х годах в джаз–оркестрах Ю. Саульского, И. Вайнштейна, РЭО, успела поработать с Олегом Леонидовичем Лундстремом и Эдди Рознером. Среди них были блестящие джазовые солисты: саксофонисты и аранжировщики Георгий Гаранян, Геннадий Гольштейн, Алексей Зубов, Виталий Долгов, трубачи Константин Носов, Герман Лукьянов, Владимир Чижик, тромбонист Константин Бахолдин, пианист Борис Фрумкин, ударник Александр Гореткин, а также другие первоклассные сайдмены – Леон Черняк (бас–тромбон), Георгий Албегов (саксофон), Виктор Мотов (тромбон). Многие пробовали свои силы в области композиции – как, например, басист, композитор и аранжировщик Игорь Кантюков. Оркестр обращал на себя внимание высочайшей исполнительской культурой, глубоким знанием джазового языка, был творческой лабораторией, записал на пластинки произведения многих мастеров советского джаза, гастролировал по стране и за рубежом, выступал на джазовых фестивалях в Москве (1966, 1967), Праге (1967), Варшаве (1968), участвовал в озвучании фильма «Джентльмены удачи» и цикла телепередач «Кабачок 13 стульев», музыка в исполнении оркестра использовалась в саундтреках первых серий мультфильма «Ну, погоди!», а также в звуковом оформлении сатирической грампластинки «Веселые гости». В 1972 году Людвиковский дирижировал в Праге джаз–оркестром Чехословацкого радио и записал пластинку инструментальной музыки отечественных авторов. В начале 1970–х годов для больших джазовых (эстрадных) оркестров в Советском Союзе вновь настали сложные времена. Ряд известных коллективов был под разными предлогами расформирован или перепрофилирован. В январе 1973 года биг–бэнд, которым руководил Людвиковский в Москве, был распущен приказом руководства Гостелерадио, сам Людвиковский уволен. Тогда же Эдди Рознер покинул Советский Союз (вернулся в Германию). Из остатков оркестра Вадима Людвиковского был собран ансамбль «Мелодия» (руководители в разное время – В. Чижик, Г. Гаранян, Б. Фрумкин) при одноименной звукозаписывающей фирме.
С 4 лет играл на рояле, с 6 лет – на кларнете, в 8 лет сел за пульт гобоиста в военном ансамбле, которым руководил его отец. Во время Великой Отечественной войны руководил оркестром Белорусского военного округа, благодаря чему встретился с Э.И. Рознером и стал работать в его оркестре. В 1948 (после ареста Рознера) Людвиковский пригласил в свой коллектив Л.О. Утесов (пианистом, аранжировщиком и музыкальным руководителем). В 1949–56 Людвиковский обучался в Ленинградской консерватории (класс композиции В.В. Пушкова). Первой его большой работой стала серия записей танцевальной и популярной музыки советских композиторов–песенников на Всесоюзном радио. В начале 1960–х гг. Людвиковский предложил столице новый жанр – джаз–варьете. Бэнд (в состав которого вошли музыканты Утесова) играл самый модный репертуар в «загримированном» под западный ночной клуб ресторане «Советский». В 1966 Людвиковский создал Концертный эстрадный ансамбль радио и телевидения. Лучшим аранжировкам Людвиковского были свойственны монументальный стиль, динамичность и полнозвучность. В 1973 Людвиковский был уволен из Гостелерадио, Факт. остался безработным. В декабре 1995 года Вадима нашли замерзшим на одной из московских улиц.
Родился в Курске. Людвиковский приобрел международную известность как один из наиболее прогрессивных бэндлидеров Советского Союза, популяризаторов свинга и оркестровой джазовой музыки в СССР. Людвиковский рос в семье музыканта–дирижера, руководителя военного ансамбля. Играл с 4–х лет, в 5 лет начал сочинять музыку. В восьмилетнем возрасте играл на рояле, кларнете, гобое. В 1941 году он окончил Курское музыкальное училище. Впоследствии, в 1949–1953 годах Людвиковский учился в Ленинградской консерватории по классу композиции у В. Пушкова. С 1943 года – на фронте, выступал с ансамблем Минского военного округа, делал для него свои первые аранжировки. Карьера дирижера началась в конце войны в Государственном джаз–оркестре Белоруссии, которым руководил основоположник белорусского джаза, один из пионеров свинга в СССР Эдди Рознер. Оркестр стал хорошей школой профессионального мастерства для молодого музыканта, а с Рознером оказались связаны многие дальнейшие эпизоды судьбы Людвиковского. После ареста Рознера в 1946 году и роспуска Госджаза Белоруссии в 1947 году – Людвиковский был приглашен в Эстрадный оркестр РСФСР под руководством Л. Утесова, где работал в 1948–1958 годах в качестве музыкального руководителя, дирижера и пианиста. Он иструментовал программы–обозрения «От всего сердца» (1949), «И в шутку, и всерьез» (1953), «Серебряная свадьба» (1954), «Только для друзей» (1956), «Песня – наш спутник» (1958). Людвиковский старался модернизировать звучание утесовского коллектива, приблизить его к джазу насколько возможно. Такие эксперименты не всегда встречали понимание и адекватную поддержку руководителя оркестра. Однако Людвиковскому удалось подготовить две беспрецедентные по тем временам премьеры: инструментальную джазовую программу для 1–го Московского варьете (1955, гостиница «Советская») и исполнение Концерта для кларнета и джаз–оркестра Арти Шоу. В сер. 1950–х годов Людвиковский выступил инициатором записей программ отечественной легкой и танцевальной музыки на Всесоюзном радио, привлекая для этого таких композиторов, как Андрей Эшпай, Арно Бабаджанян, Игорь Якушенко, Андрей Петров. В своих аранжировках, впечатлявших монументальным, динамичным и полнозвучным стилем, Людвиковский ориентировался на свинговые и симфоджазовые идиомы. Легендарными стали концерты и записи, во время которых Людвиковский–дирижер аккомпанировал Гарри Гольди – первому исполнителю джазовых стандартов в СССР на языке оригинала, Николаю Щукину («Вернись»), Ружене Сикоре («Здравствуй, весна»), Капитолине Лазаренко («Песня Наташи»), Нине Дорде («Майское утро»), Людмиле Гурченко («Пойми»), Владимиру Трошину («Почему, отчего»), Александре Коваленко и др. Большую популярность получила также аранжировка пьесы Джо Бишопа «Голубой прелюд», сделанная Людвиковским для новых программ московского оркестра Эдди Рознера. Людвиковский проявил себя как первоклассный дирижер и аранжировщик, пропагандируя в эти годы, наряду с Рознером, традиционный оркестровый джаз и близкую джазу эстрадную музыку. В 1966–1972 годах Людвиковский – художественный руководитель и дирижер Концертного эстрадного оркестра Гостелерадио, ставшего одним из наиболее выдающихся явлений биг–бэндовой сцены в СССР конца 1960–х годов. Костяк оркестра составили молодые музыканты, большая часть которых впервые заявила о себе в 1950–х годах в джаз–оркестрах Ю. Саульского, И. Вайнштейна, РЭО, успела поработать с Олегом Леонидовичем Лундстремом и Эдди Рознером. Среди них были блестящие джазовые солисты: саксофонисты и аранжировщики Георгий Гаранян, Геннадий Гольштейн, Алексей Зубов, Виталий Долгов, трубачи Константин Носов, Герман Лукьянов, Владимир Чижик, тромбонист Константин Бахолдин, пианист Борис Фрумкин, ударник Александр Гореткин, а также другие первоклассные сайдмены – Леон Черняк (бас–тромбон), Георгий Албегов (саксофон), Виктор Мотов (тромбон). Многие пробовали свои силы в области композиции – как, например, басист, композитор и аранжировщик Игорь Кантюков. Оркестр обращал на себя внимание высочайшей исполнительской культурой, глубоким знанием джазового языка, был творческой лабораторией, записал на пластинки произведения многих мастеров советского джаза, гастролировал по стране и за рубежом, выступал на джазовых фестивалях в Москве (1966, 1967), Праге (1967), Варшаве (1968), участвовал в озвучании фильма «Джентльмены удачи» и цикла телепередач «Кабачок 13 стульев», музыка в исполнении оркестра использовалась в саундтреках первых серий мультфильма «Ну, погоди!», а также в звуковом оформлении сатирической грампластинки «Веселые гости». В 1972 году Людвиковский дирижировал в Праге джаз–оркестром Чехословацкого радио и записал пластинку инструментальной музыки отечественных авторов. В начале 1970–х годов для больших джазовых (эстрадных) оркестров в Советском Союзе вновь настали сложные времена. Ряд известных коллективов был под разными предлогами расформирован или перепрофилирован. В январе 1973 года биг–бэнд, которым руководил Людвиковский в Москве, был распущен приказом руководства Гостелерадио, сам Людвиковский уволен. Тогда же Эдди Рознер покинул Советский Союз (вернулся в Германию). Из остатков оркестра Вадима Людвиковского был собран ансамбль «Мелодия» (руководители в разное время – В. Чижик, Г. Гаранян, Б. Фрумкин) при одноименной звукозаписывающей фирме.
С 4 лет играл на рояле, с 6 лет – на кларнете, в 8 лет сел за пульт гобоиста в военном ансамбле, которым руководил его отец. Во время Великой Отечественной войны руководил оркестром Белорусского военного округа, благодаря чему встретился с Э.И. Рознером и стал работать в его оркестре. В 1948 (после ареста Рознера) Людвиковский пригласил в свой коллектив Л.О. Утесов (пианистом, аранжировщиком и музыкальным руководителем). В 1949–56 Людвиковский обучался в Ленинградской консерватории (класс композиции В.В. Пушкова). Первой его большой работой стала серия записей танцевальной и популярной музыки советских композиторов–песенников на Всесоюзном радио. В начале 1960–х гг. Людвиковский предложил столице новый жанр – джаз–варьете. Бэнд (в состав которого вошли музыканты Утесова) играл самый модный репертуар в «загримированном» под западный ночной клуб ресторане «Советский». В 1966 Людвиковский создал Концертный эстрадный ансамбль радио и телевидения. Лучшим аранжировкам Людвиковского были свойственны монументальный стиль, динамичность и полнозвучность. В 1973 Людвиковский был уволен из Гостелерадио, Факт. остался безработным. В декабре 1995 года Вадима нашли замерзшим на одной из московских улиц.
Комментариев нет:
Отправить комментарий