среда, 4 марта 2020 г.

Бехтерев Владимир


Владимир Бехтерев психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России (1857–1927).
– Родился в семье гос. служащего в селе Сорали Вятской губернии (ныне – в Татарстане) в 1857 году, и вскоре был крещен. Отец его, коллежский секретарь, довольно рано умер от туберкулеза.
– В детстве любил природу, коллекционировал бабочек; потом – охоту, рыбалку, сбор грибов.
– Владимир закончил Вятскую гимназию в 1873 году, а затем Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию (она готовила врачей, ветеринаров и фармацевтов), после чего посвятил свою жизнь изучению душевных и нервных болезней.
– Со времени учебы в гимназии любил читать книги, особенно научные: «Полагаю, что не было сколько-нибудь известной популярной книги по естествознанию, которая бы не побывала в моих руках и не была бы более или менее основательно проштудирована, с соответствующими выписками». В академии и потом всю жизнь часто зачитывался книгами и журналами до глубокой ночи. Так появилось у него твердое желание – связать свою жизнь с наукой. А выбрал специализацию по нервным болезням, т. к. она была «наиболее тесно связана с общественностью и, кроме того, увлекала вопросами о познании личности, связанными с глубокими философскими проблемами» (т. е. помогала сформировать мировоззрение и понять смысл жизни).
– Помогал раненым русским солдатам после 4-го курса в составе медицинского отряда на терр. Румынии и Болгарии во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Здесь он заболел малярией, а потом лечился в клинике Боткина.
– С 1878 года (после учебы в академии) работал при клинике психиатра Ивана Мержеевского (он читал в академии курс по нервным болезням).
– В 1879 году Бехтерев был принят в члены Петербургского общества психиатров.
– В 1879 году женился на Наталье Базилевской, которой тогда было 19 лет, и она окончила в Санкт-Петербурге педагогические курсы (она тоже была из Вятки).
– После защиты докторской диссертации (доказал, что психические болезни вызваны расстройством в голове) в 1881 году стал приват-доцентом медико-хирургической академии.
– В 1884 году был направлен за границу, где работал под руководством известных психологов, психиатров, освоил метод гипноза.
– С 1885 года – профессор, зав. кафедрой психиатрии Казанского ун-та и заведующим психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы. В Казанском ун-те создал психофизиологическую лабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. Рассматривал разные отделы мозга и взаимосвязь болезней с работой мозга. Занимался наукой и лечением больных. Создал классификацию психических болезней. Нервные и психические болезни взаимосвязаны и в их разделении нет четкой грани. Чтобы точно поставить диагноз какой-либо болезни, надо провести всестороннее исследование физических и психических симптомов больного «а равно и исследование всего организма с физической стороны и, между прочим, в отношении его наследственного и, в частности, семейного расположения, в отношении возраста и телесного и умственного развития, в отношении присутствующих в организме отклонений или его индивидуальных особенностей, в отношении ранее перенесенных физических и психических болезней, а также бывших ранее излишеств того или иного рода или иных отягчающих моментов».
– В 1893 году возглавил кафедру нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии. В клинике при ней Бехтерев организовал мастерские и огород, где могли бы работать больные во время отдыха, устраивал спектакли, елку, кружки и др. развлечения, палаты украсил цветами, а в саду сделал аттракционы, места для отдыха; в библиотеку завозил новые книги. 30 мест для больных сделал бесплатными. Свои лекции всегда сопровождал наглядными пособиями, иллюстрациями, фильмами. В 1895 году он организовал постройку новой клиники для нервно больных с мастерскими и лабораториями (в том числе психологической) + современное оборудование (организовал первую в России нейрохирургическую операционную). Любил лечить больных методом внушения во время гипноза (потому что это намного результативней, чем действовать путем разумного убеждения). Людям надо давать для полноценного развития и процветания общества правильное и качественное образование и воспитание, а не угнетать их и порабощать. Люди обязательно должны участвовать в общественной жизни общества, иначе они будут равнодушны и пассивны, а это негативно повлияет на само общество (от безделья и угнетенности идут только алкоголизм и другие беды). («В процесс обучения, школа должна заботиться не столько о шаблонном заучивании готовых форм, сколько о развитии самодеятельной личности с критическим умом и самостоятельным отношением к окружающей действительности. Школа должна заботиться об устранении порабощения духа. Воспитание и обучение, должны преследовать задачи общественные и должны иметь своей целью выработать личность как самостоятельную социальную единицу»). Важно активно развивать общественное самоуправление с общественным контролем.
– Основал журнал «Неврологический вестник».
– В 1894 году Владимир был назначен членом медицинского совета мин-ва внутренних дел, в 1895 году – членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. С 1897 года преподавал также в женском медицинском ин-те.
– Организовал в Петербурге «Общество психоневрологов» и «Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда».
– Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и др.
– После завершения работы над трудом «Основы учения о функциях мозга» Бехтерева стали особенно привлекать проблемы психологии. Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он опирался на физиологию, и, прежде всего, на учение об условных рефлексах.
– В 1905 году возглавил Военно-медицинскую академию (так стала называться Паталого-анатомическая академия), продолжая заведовать кафедрой и клиникой душевных и нервных болезней. Но вскоре ушел с поста начальника академия из-за бюрократизма ее управленческого аппарата.
– В 1907 году Владимир основал в Санкт-Петербурге психоневрологический ин-т – 1-й в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин (чтобы исследовать факторы возникновения нервно-психических болезней и постараться вылечить их, помочь человеку стать нормальным). В 1914 году он был закрыт из-за противоправительственной деятельности («революционности»).
– Считал, что надо познавать человека, чтобы помочь ему преодолеть негатив, находящийся и заложенный в нем, и чтобы он правильно и гармонично развивался, шел к сету, становился добрым, находил нравственные идеалы.
– В 1909 году возглавил в СПб «Общество славянского научного единения» (чтобы не было культурной розни между славянскими народами, а наука должна помочь людям стать добрыми, счастливыми).
– В 1918 году Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации ин-та по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре ин-т открылся, и его директором до своей смерти являлся Владимир Бехтерев.
– В возрасте ок 70 лет Владимир женился 2-й раз – на Берте Гуржи.
– Умер внезапно 24 декабря 1927 года по неясной причине (отравился или, вероятно, был отравлен после консультации, которую он дал Сталину в ходе его медосмотра по поводу сухорукости, когда он сказал, что у Сталина тяжелая паранойя). 
– Имел 4 детей (2 сыновей и 2 дочерей).
– Умер в 70 лет в Москве, а похоронен на Волковском кладбище в Ленинграде.
Творчество
Работа «Вотяки, их история и современное состояние» (этнографический очерк).
Издал много статей и трактатов по теме физиологии, психиатрии, морфологии человека (более 150).
В 1907–1910 годах Бехтерев опубликовал труд «Объективная психология», где утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.
Мировоззрение
Материалист, научные концепции Бехтерева имели материалистическую направленность. Сознание – особое интегральное качество психики, и оно есть не только у человека, но и у животных, даже простейших организмов.
Беснования, разные мании величия, преследования, религиозный фанатизм, суеверия и т. п. Бехтерев объяснял самовнушением и взаимовнушением, психическими расстройствами, не имеющими религиозной природы (т. е. воздействие бесов он отвергал), также как и народные волнения.
Верил во всесилие науки и в некие лучшие общественные нравственные идеалы. Верил в совершенствование человечества, в его светлое будущее и в грядущее торжество науки, разума и идеалов. Именно разум создал идею добра на земле.
Всегда был свободолюбивым, придерживался демократических взглядов, участвовал в студенческих сходках против засилия формализма, притеснений, выступал и против самодержавия, но без насильственной смены власти, а через просвещения народа – к смене режима.
– Считал, что люди должны друг другу помогать, богатые делиться с бедными, чтобы всем было хорошо и все имели достойные жизненные блага.
Портрет
Был упорным и увлеченным как в научной, так и в организаторской деятельности. Но при этом никогда не злоупотреблял своей властью, не подавлял подчиненных, хотя всегда спорил, отстаивал свою точку зрения. Всегда помогал своим сотрудникам и больным, делая их условия работы и лечения лучшими. Помогал и деньгами.
Обладал большой трудоспособностью, написал много научных работ. Но при этом все время считал, что мало успевает сделать – можно было бы и побольше. Был весь в работе, а отдыхал редко, хотя Бехтеревы имели 2 дачи – на берегу Финского залива и на Черноморском побережье Кавказа.
Профессионал своего дела высшего класса.
– Уважительно относился ко всем людям.
– В быту был неприхотлив, но имел автомобиль для поездок. А в 1913 году на свои деньги смог построить новый дом в Санкт-Петербурге (т. е. был не беден).
Афоризмы
– Существование современных государств, зависит не столько от внешней силы, олицетворяемой органами власти, сколько от нравственного сплочения личностей, их составляющих... То государство, которое пренебрегало нравственными силами и предполагало возможность опираться только на оружие, носило в себе зародыш разложения. Никакие многочисленные армии не могут спасти того государства, в котором расшатаны нравственные устои, ибо и сила самих армий зиждется исключительно на нравственных началах.
– Борьба с пьянством в народе будет бессильной до тех пор, пока наш гос. бюджет будет искать свою опору в тех сотнях миллионов, которые извлекаются из народного обращения за счет потребления им спиртных напитков.
– Наш «нервный век», обязан своим названием всей совокупности условий, которые связаны с современной цивилизацией. Ее основой является значение капитала, приводящее к борьбе за существование. Золотой идол, этот страшный враг человечества, парализует стремление к взаимопомощи людей, направляя их друг против друга. Обусловленная тем же поклонением золотому тельцу борьба за существование ведет, в свою очередь, к умственному переутомлению, к целому ряду нравственных лишений и к физическому истощению (т. е. надо служить не деньгам, а истине и добру).
Как бы ни была мрачна действительность, человек никогда не должен предаваться унынию и отчаянию. Он должен видеть идеал жизни не в роскоши, а в скромности, не в праздности, а в труде, не в уме только, но и в сердце.
Необходимо, чтобы младенец, наряду с физическим содержанием, был всемерно оберегаем от всего, что подавляет его психику и жизненные отправления, а к числу таких факторов бесспорно относятся все угнетающие эмоции, как испуг, страх, плач и т. п.). Правильное воспитание, приведя к нравственному оздоровлению человечества, послужит лучшей основой для  пересоздания общества на началах справедливости и уважения прав личности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий