Аркадий Райкин (1911, Рига –1987, Москва) – актер театра, эстрады и кино, конферансье, театральный режиссер и юморист. Родился в Риге в семье портового бракера строительного леса Исаака Райкина и его жены Леи (Елизаветы) Райкиной (урожденной Гуревич), акушерки. В семье росли также младшие сестры Белла (1916–2009) и Софья, и брат Макс (1927–1999). Ицик Райкин (как и его родители Давид и Эйдл) происходил из Полоцка Витебской губернии. Предки по материнской линии были потомственными рижанами. Дед Аркадия по материнской линии был провизором, владел аптекой. В 5-летнем возрасте Аркадий был увезен родителями из ставшей прифронтовой Риги, но сохранил в памяти атмосферу дома № 16 по Мельничной улице. Семья переехала в Рыбинск, к месту новой работы отца. Во время учебы в школе Аркадий, увлекшись театром, занимался в драмкружке. В 1922 году семья переехала в Петроград. Учился в одной из старейших и лучших школ Петрограда № 206. В 1929 году Аркадий устроился лаборантом на Охтинский химический з-д. В 1935 году окончил Ленинградский техникум сценических искусств (ныне Российский гос. ин-т сценических искусств), куда подал документы вопреки желанию родителей. Первоначально Райкин поступал на курс к Траубергу и Козинцеву, однако по результату экзаменов был определен в мастерскую ближайшего помощника В. Э. Мейерхольда (в 1910-е годы) В. Н. Соловьева, режиссера и ученого, знатока итальянской комедии дель арте и театра Мольера. Одновременно с обучением в техникуме Райкин брал частные уроки пантомимы и сценического движения у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики, «короля юмора» 1910-х годов, Михаила Савоярова, встретил у него сочувственное отношение и поддержку. Специфика савояровского сценического стиля нашла свое воплощение в первых эстрадных номерах Райкина, которые были поставлены в танцевально-мимическом жанре, без единого слова. После окончания техникума сценических искусств Райкин попал в Ленинградский ТРАМ (Театр рабочей молодежи), который вскоре был переименован в Театр имени Ленинского комсомола. Параллельно с игрой в театре снимался в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный» (оба сняты в 1938 году). Начинал свою актерскую деятельность Райкин как киноартист, но в целом карьера в кинематографе сложилась для него не особенно успешно. Признание пришло к актеру в Москве, в ноябре 1939 года. Тогда Аркадий Райкин стал Лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими музыкальными номерами «Чаплин» и «Мишка». В 1939 году Аркадий был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где выступает с эстрадными номерами и осваивает жанр конферанса. Спустя 3 года становится художественным руководителем этого театра. Во время ВОВ Райкин давал концерты на фронте. После войны Райкин продолжает работу в Театре миниатюр и снимается в нескольких картинах. Вместе с писателем-сатириком В. С. Поляковым созданы театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Его выступления на радио и телевидении, аудиозаписи миниатюр пользуются огромной популярностью у публики. Особенно известны его театральные номера, в которых актер быстро меняет облик. Создав целое созвездие совершенно разных, но неизменно блестящих образов, Аркадий Исаакович стал непревзойденным мастером сценического перевоплощения. В 1965 году Райкин едет с театром на гастроли в Англию. Во время гастролей в Одессе Райкин замечает талантливых актеров молодежного театра «Парнас-2» и в 1962 году приглашает работать в свой театр одесситов Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе они создали неск. запоминающихся эстрадных номеров. В 1969 году в сотрудничестве с М. М. Жванецким была поставлена программа «Светофор». В 1969 году Жванецкий, Карцев и Ильченко уходят из Театра миниатюр и начинают самостоятельную эстрадную карьеру. Миниатюры и спектакли Райкина отличались остротой (сатира), особенно в сравнении с другими артистами эстрады того времени, но в то же время всегда были корректны и интеллигентны. В последние годы отношения Райкина с партийными властями Ленинграда (Романов) стали ухудшаться, и он попросил у Брежнева разрешения перебраться вместе с театром в Москву. В 1982 году театр Аркадия Райкина переехал в Москву и был переименован в Гос. театр миниатюр, в апреле 1987 г. получил имя «Сатирикон». Руководителем театра после смерти артиста стал сын Аркадия Райкина – Константин Райкин. Скончался от последствий ревмокардита. Жена – актриса Руфь Иоффе (домашнее имя – Рома, 1915–1989). Дочь – актриса Екатерина Райкина (род. 1938). Внук – актер и бизнесмен Алексей Яковлев (род. 1961). Сын – актер Константин Райкин (род. 1950). Внучка – актриса Полина Райкина (род. 1988). Программы, поставленные Аркадием Райкиным: «Любовь и три апельсина», «От двух до пятидесяти», «Избранное-1973», «Его величество театр», «Плюс-минус», «Лица», «Мир дому твоему», «За чашкой чая», «Белые ночи», «Волшебники среди нас» Являлся художественным руководителем Театра миниатюр, переименованного в 1991 году в театр «Сатирикон» и ныне носящего его имя. Среди авторов, с которыми работал Райкин, были известные писатели-юмористы – Владимир Поляков, Марк Азов, Владимир Тихвинский, Михаил Жванецкий, Аркадий Хайт, Гинряры (Гиндин Михаил Маркович, Рябкин Генрих Семенович и Рыжов Ким Иванович), Виктор Ардов, Михаил Зощенко, Александр Хазин, Вениамин Сквирский, Семен Альтов, Марьян Беленький, Михаил Мишин и др. Снимался во многих фильмах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий