Клара Лучко (1925 – 2005) – киноактриса.
Родилась в селе Чутово или Старые Санжары в Полтавской области Украины в крестьянской семье. Ее отец – Степан – был родом из села Лучки (отсюда и фамилия – Лучко) и работал директором совхоза в селе Яковцы. Человеком он был мягким, интеллигентным от природы, отмеченным удивительной душевной чистотой. Многие черты его характера передались дочери. Он очень любил дочь и, конечно, гордился ее актерскими успехами. Мать – Анна Ивановна, трудолюбивая, умная, волевая женщина со свойственным украинцам мягким чувством юмора – тоже была на руководящей работе – возглавляла колхоз соседнего р-на. По словам самой К. Лучко, «у мамы был прекрасный голос и даже прозвище такое – „серебряный голос“. В молодости она пела у нас в ц. вместе с Иваном Семеновичем Козловским, участвовала в самодеятельности. После Великой Октябрьской Социалистической революции были такие театры – актеры ходили по селам и играли украинскую классику. Видимо, от мамы мне передалась тяга к искусству, хотя сама она потом занималась воспитанием беспризорников и бросила театр». В детстве Клара не помышляла о сценической карьере, не мечтала, как многие ее сверстницы, стать «звездой экрана». Жила детскими радостями и заботами. Любила закаты, свежесть зорь, просторы полей, первый весенний дождик, солнечную яркость лета, золотистую щедрость осени, первый снежок зимы. Девочка как девочка… По ее же словам, выглядела она очень нелепо и за длинную и нескладную фигуру получила среди сверстников обидное прозвище Жирафа. Вскоре семья Лучко переехала в Полтаву. Там Клара училась в украинской школе. Училась хорошо и довольно прилежно. Воспитанием девочки занималась ее тетя, строгая и неграмотная женщина. Когда началась Великая Отечественная война, Клара закончила седьмой класс. Семья Лучко эвакуировалась в Казахстан, здесь она закончила десятилетку в городе Джамбул. После окончания школы в руки Лучко внезапно попала газета с объявлением о наборе студентов на первый курс ВГИКа. Она написала в Москву с просьбой объяснить, что нужно для поступления в институт. Вскоре ей пришел ответ. Узнав, что их дочь собралась ехать «поступать на артистку», мать Клары поначалу была против этого решения. Ей хотелось, чтобы дочь стала врачом или юристом, но только не артисткой. Однако, видя настойчивость Клары, мать сдалась. Мнения отца спросить было нельзя – он был на фронте. Так в 1943 году Лучко оказалась в солнечной Алма-Ате, где тогда находился в эвакуации Всесоюзный государственный институт кинематографии. Между тем Лучко приехала на экзамены не с пустыми руками: как и положено, она выучила басню, стихотворение и отрывок из популярной в те годы поэмы «Зоя». Однако прочитать их ей так и не довелось. Когда она вошла в кабинет и встала перед лицом экзаменационной комиссии, ее внезапно охватил панический страх, и она не смогла произнести ни единого слова. Ей на помощь пришел знаменитый педагог Б. В. Бибиков, возглавлявший приемную комиссию. Он не стал требовать от нее чтения обязательных стихотворений и басен, а попросил сыграть этюд, причем довольно необычный. «Представьте себе, что в речке тонет ваша любимая подруга. Что бы вы стали делать?» – произнес Бибиков и с любопытством взглянул на абитуриентку. После этих слов оцепенение, охватившее Лучко, прошло, и девушка смело бросилась выполнять предложенное задание. Она так естественно заметалась «по берегу», так убедительно плакала и заламывала руки, что приемной комиссии ничего не оставалось, как поставить ей «отлично» и зачислить на первый курс – в мастерскую С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой (окончила в 1948 году). Школа Герасимова, вспоминала Клара Степановна, очень многое давала актеру – «он учил нас играть не себя, а характеры, вникнуть в существо героя, жить в образе». Однако Клара Лучко долгое время не проявляла в учебных работах своего дарования. Ее не называли ни «талантливой», ни «одаренной». Но в то же время обратили внимание на особенность будущей актрисы: ее не привлекают тонкие, нежные, мягкие акварельные краски в рисунке образа героя, ее творческой манере ближе характеры определенные, судьбы необычные, сложные – такие, которые можно рисовать яркими красками, сочными мазками, используя разнообразные локальные тона цветовой гаммы. Чтобы раскрыться в образе, надо любить его или ненавидеть, надо, чтобы в самом характере героя, его поведении было нечто достойное любви или ненависти. Дебютировала в кино характерной ролью тетушки Марины в фильме С.Герасимова «Молодая гвардия». Роль была второстепенная, и Лучко осталась в тени главных героев. Популярность пришла после фильма «Кубанские казаки», вышедшего на экраны в 1950 году. Через год ему присудили Сталинскую премию второй степени. Лучко рассказывала: «Популярность свалилась на меня как снег на голову. Люди смотрели фильм по двадцать пять раз. Меня стали узнавать на улице, присылали мешки писем. В большинстве писем содержались предложения руки и сердца». Однако замуж Клара Лучко вышла не за горячего своего поклонника, а за партнера по съемочной площадке – актера Сергея Лукьянова, который в «Кубанских казаках» сыграл роль Гордея Гордеевича Ворона. Их первая встреча произошла вполне банально. Актриса сидела в гримуборной и готовилась к выходу на съемочную площадку. В это время дверь отворилась, и в помещение вошел Лукьянов. Увидев юную актрису, он всплеснул руками и громко произнес: «Все, я пропал!». С этого момента и начался их роман. В 1957 году у них родилась дочь Оксана, которую воспитала та же тетя, что воспитывала когда-то К.Лучко. Для этого ей пришлось переехать в Москву. Работу в кино Клара Лучко сочетала с работой на сцене Центральной студии киноактера (с 1948 года). В те годы жизнь щедро одаривала актрису – успехом, поклонением, личным счастьем. Казалось, все складывалось так, как должно быть в улыбчивой актерской судьбе. Она уверенно ступила на путь «звезды». Но в 1960-тые годы Клару Лучко постигла личная драма. Неожиданно умер муж – блестящий актер Сергей Лукьянов. 1 марта 1965 года актер выступал на одном из собраний в Театре имени Е. Б. Вахтангова, во время выступления переволновался и умер прямо в зале заседания… Одиночество. Тревога за маленькую дочь. Неопределенность в делах актерских. После блестящего успеха в кино наступил момент безвременья. Но Лучко ни от чего не отказывалась и настойчиво продолжала работу. Она считала, что актерская профессия требует постоянной тренировки, чтобы постоянно оставаться в творческой форме и быть готовой к, возможно, главной роли в жизни. И тут судьба и творчество становятся неразделимы. Свою новую любовь Лучко встретила в 1969 году. Вот как сама она об этом рассказывала: «Я пришла в гости к своей приятельнице Рите Квасницкой, у нее за стеной жила Аза Лихитченко, ее муж Саша Менделеев был ответственным секретарем „Недели“. Аза зашла к нам и пригласила к себе, сказав, что „сейчас Дима Мамлеев придет“. Мы перешли в соседнюю квартиру. Пришел Дима Мамлеев – красивый, молодой, подающий надежды „известинец“. Мы очень интересно провели вечер. А когда начали расходиться, выяснилось, что все живут в этом доме, а мы с Димой – люди пришлые. И пошли мы вдвоем с Димой искать такси. Так до сих пор вместе и живем». В феврале 1997 года в интервью газете «Мегаполис-Экспресс» Клара Лучко сказала: «Я не ощущаю себя бабушкой. Мы с внуком – настоящие друзья. Он меня называет Кларой. Мы с дочерью всегда были подружками, доверяли друг другу все секреты. И эти отношения продолжаются в семье… И муж мой хорошо меня понимает. Он называет меня „хорошим парнем“. В семье у нас полное равноправие. Диктаторов нет. Муж утром идет гулять с собакой, заходит за покупками. Я тем временем хозяйничаю дома, если не на гастролях. Сама я в м-н ходить не люблю. Захожу туда с содроганием: начинается суета, предлагают без очереди пройти, сумку донести. Чувствую себя какой-то ущемленной. Словно я не обычная женщина, а с каким-то дефектом… Я трусливая. Боюсь поздно заходить в подъезд, открывая дверь, боюсь, что из темноты кто-то выскочит и стукнет меня по голове. Одна идти домой ночью боюсь. Бываю очень нерешительной в простых вещах… У меня нет ощущения, что я особенно удачливая. Просто, когда у меня наступают трудные времена, я напрягаю все силы, чтобы переменить ситуацию. В момент опасности я не паникую, а делаюсь спокойной, собранной, принимаю быстрое решение. Эта черта, вероятно, залог моего успеха в жизни». Клара предпочитала активный образ жизни: она любила спорт, отдых на природе, на садовом участке выращивала лилии. Любила произведения русских и зарубежных классиков, классические произведения П. И. Чайковского, Ф. Листа. Всегда с удовольствием смотрела старые советские кинокартины. Среди любимых актеров – Н.К. Черкасов, Е.П. Леонов, М.М. Неелова. Жила и работала в Москве. О своей жизни она написала книгу «Виновата ли я» (2002), которая завоевала признание читателей. Каждый день Лучко был расписан по минутам.
Родилась в селе Чутово или Старые Санжары в Полтавской области Украины в крестьянской семье. Ее отец – Степан – был родом из села Лучки (отсюда и фамилия – Лучко) и работал директором совхоза в селе Яковцы. Человеком он был мягким, интеллигентным от природы, отмеченным удивительной душевной чистотой. Многие черты его характера передались дочери. Он очень любил дочь и, конечно, гордился ее актерскими успехами. Мать – Анна Ивановна, трудолюбивая, умная, волевая женщина со свойственным украинцам мягким чувством юмора – тоже была на руководящей работе – возглавляла колхоз соседнего р-на. По словам самой К. Лучко, «у мамы был прекрасный голос и даже прозвище такое – „серебряный голос“. В молодости она пела у нас в ц. вместе с Иваном Семеновичем Козловским, участвовала в самодеятельности. После Великой Октябрьской Социалистической революции были такие театры – актеры ходили по селам и играли украинскую классику. Видимо, от мамы мне передалась тяга к искусству, хотя сама она потом занималась воспитанием беспризорников и бросила театр». В детстве Клара не помышляла о сценической карьере, не мечтала, как многие ее сверстницы, стать «звездой экрана». Жила детскими радостями и заботами. Любила закаты, свежесть зорь, просторы полей, первый весенний дождик, солнечную яркость лета, золотистую щедрость осени, первый снежок зимы. Девочка как девочка… По ее же словам, выглядела она очень нелепо и за длинную и нескладную фигуру получила среди сверстников обидное прозвище Жирафа. Вскоре семья Лучко переехала в Полтаву. Там Клара училась в украинской школе. Училась хорошо и довольно прилежно. Воспитанием девочки занималась ее тетя, строгая и неграмотная женщина. Когда началась Великая Отечественная война, Клара закончила седьмой класс. Семья Лучко эвакуировалась в Казахстан, здесь она закончила десятилетку в городе Джамбул. После окончания школы в руки Лучко внезапно попала газета с объявлением о наборе студентов на первый курс ВГИКа. Она написала в Москву с просьбой объяснить, что нужно для поступления в институт. Вскоре ей пришел ответ. Узнав, что их дочь собралась ехать «поступать на артистку», мать Клары поначалу была против этого решения. Ей хотелось, чтобы дочь стала врачом или юристом, но только не артисткой. Однако, видя настойчивость Клары, мать сдалась. Мнения отца спросить было нельзя – он был на фронте. Так в 1943 году Лучко оказалась в солнечной Алма-Ате, где тогда находился в эвакуации Всесоюзный государственный институт кинематографии. Между тем Лучко приехала на экзамены не с пустыми руками: как и положено, она выучила басню, стихотворение и отрывок из популярной в те годы поэмы «Зоя». Однако прочитать их ей так и не довелось. Когда она вошла в кабинет и встала перед лицом экзаменационной комиссии, ее внезапно охватил панический страх, и она не смогла произнести ни единого слова. Ей на помощь пришел знаменитый педагог Б. В. Бибиков, возглавлявший приемную комиссию. Он не стал требовать от нее чтения обязательных стихотворений и басен, а попросил сыграть этюд, причем довольно необычный. «Представьте себе, что в речке тонет ваша любимая подруга. Что бы вы стали делать?» – произнес Бибиков и с любопытством взглянул на абитуриентку. После этих слов оцепенение, охватившее Лучко, прошло, и девушка смело бросилась выполнять предложенное задание. Она так естественно заметалась «по берегу», так убедительно плакала и заламывала руки, что приемной комиссии ничего не оставалось, как поставить ей «отлично» и зачислить на первый курс – в мастерскую С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой (окончила в 1948 году). Школа Герасимова, вспоминала Клара Степановна, очень многое давала актеру – «он учил нас играть не себя, а характеры, вникнуть в существо героя, жить в образе». Однако Клара Лучко долгое время не проявляла в учебных работах своего дарования. Ее не называли ни «талантливой», ни «одаренной». Но в то же время обратили внимание на особенность будущей актрисы: ее не привлекают тонкие, нежные, мягкие акварельные краски в рисунке образа героя, ее творческой манере ближе характеры определенные, судьбы необычные, сложные – такие, которые можно рисовать яркими красками, сочными мазками, используя разнообразные локальные тона цветовой гаммы. Чтобы раскрыться в образе, надо любить его или ненавидеть, надо, чтобы в самом характере героя, его поведении было нечто достойное любви или ненависти. Дебютировала в кино характерной ролью тетушки Марины в фильме С.Герасимова «Молодая гвардия». Роль была второстепенная, и Лучко осталась в тени главных героев. Популярность пришла после фильма «Кубанские казаки», вышедшего на экраны в 1950 году. Через год ему присудили Сталинскую премию второй степени. Лучко рассказывала: «Популярность свалилась на меня как снег на голову. Люди смотрели фильм по двадцать пять раз. Меня стали узнавать на улице, присылали мешки писем. В большинстве писем содержались предложения руки и сердца». Однако замуж Клара Лучко вышла не за горячего своего поклонника, а за партнера по съемочной площадке – актера Сергея Лукьянова, который в «Кубанских казаках» сыграл роль Гордея Гордеевича Ворона. Их первая встреча произошла вполне банально. Актриса сидела в гримуборной и готовилась к выходу на съемочную площадку. В это время дверь отворилась, и в помещение вошел Лукьянов. Увидев юную актрису, он всплеснул руками и громко произнес: «Все, я пропал!». С этого момента и начался их роман. В 1957 году у них родилась дочь Оксана, которую воспитала та же тетя, что воспитывала когда-то К.Лучко. Для этого ей пришлось переехать в Москву. Работу в кино Клара Лучко сочетала с работой на сцене Центральной студии киноактера (с 1948 года). В те годы жизнь щедро одаривала актрису – успехом, поклонением, личным счастьем. Казалось, все складывалось так, как должно быть в улыбчивой актерской судьбе. Она уверенно ступила на путь «звезды». Но в 1960-тые годы Клару Лучко постигла личная драма. Неожиданно умер муж – блестящий актер Сергей Лукьянов. 1 марта 1965 года актер выступал на одном из собраний в Театре имени Е. Б. Вахтангова, во время выступления переволновался и умер прямо в зале заседания… Одиночество. Тревога за маленькую дочь. Неопределенность в делах актерских. После блестящего успеха в кино наступил момент безвременья. Но Лучко ни от чего не отказывалась и настойчиво продолжала работу. Она считала, что актерская профессия требует постоянной тренировки, чтобы постоянно оставаться в творческой форме и быть готовой к, возможно, главной роли в жизни. И тут судьба и творчество становятся неразделимы. Свою новую любовь Лучко встретила в 1969 году. Вот как сама она об этом рассказывала: «Я пришла в гости к своей приятельнице Рите Квасницкой, у нее за стеной жила Аза Лихитченко, ее муж Саша Менделеев был ответственным секретарем „Недели“. Аза зашла к нам и пригласила к себе, сказав, что „сейчас Дима Мамлеев придет“. Мы перешли в соседнюю квартиру. Пришел Дима Мамлеев – красивый, молодой, подающий надежды „известинец“. Мы очень интересно провели вечер. А когда начали расходиться, выяснилось, что все живут в этом доме, а мы с Димой – люди пришлые. И пошли мы вдвоем с Димой искать такси. Так до сих пор вместе и живем». В феврале 1997 года в интервью газете «Мегаполис-Экспресс» Клара Лучко сказала: «Я не ощущаю себя бабушкой. Мы с внуком – настоящие друзья. Он меня называет Кларой. Мы с дочерью всегда были подружками, доверяли друг другу все секреты. И эти отношения продолжаются в семье… И муж мой хорошо меня понимает. Он называет меня „хорошим парнем“. В семье у нас полное равноправие. Диктаторов нет. Муж утром идет гулять с собакой, заходит за покупками. Я тем временем хозяйничаю дома, если не на гастролях. Сама я в м-н ходить не люблю. Захожу туда с содроганием: начинается суета, предлагают без очереди пройти, сумку донести. Чувствую себя какой-то ущемленной. Словно я не обычная женщина, а с каким-то дефектом… Я трусливая. Боюсь поздно заходить в подъезд, открывая дверь, боюсь, что из темноты кто-то выскочит и стукнет меня по голове. Одна идти домой ночью боюсь. Бываю очень нерешительной в простых вещах… У меня нет ощущения, что я особенно удачливая. Просто, когда у меня наступают трудные времена, я напрягаю все силы, чтобы переменить ситуацию. В момент опасности я не паникую, а делаюсь спокойной, собранной, принимаю быстрое решение. Эта черта, вероятно, залог моего успеха в жизни». Клара предпочитала активный образ жизни: она любила спорт, отдых на природе, на садовом участке выращивала лилии. Любила произведения русских и зарубежных классиков, классические произведения П. И. Чайковского, Ф. Листа. Всегда с удовольствием смотрела старые советские кинокартины. Среди любимых актеров – Н.К. Черкасов, Е.П. Леонов, М.М. Неелова. Жила и работала в Москве. О своей жизни она написала книгу «Виновата ли я» (2002), которая завоевала признание читателей. Каждый день Лучко был расписан по минутам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий