вторник, 17 марта 2020 г.

Аверинцев Сергей

Аверинцев Сергей – филолог, историк культуры, библеист, поэт (1937–2004). Из семьи биолога, а сам учился на филолога в МГУ. Его отцу было 62 года, когда Сергей родился. Часто гулял с отцом по улицам Москвы, рассматривая старые здания. Отец привил Сергею любовь к музыке, литературе, истории, архитектуре, языкам. Работал переводчиком и сотрудником философской редакции издательства «Мысль». В 1966-1969 годах – научный сотрудник сектора теории в Ин-те теории и истории искусств (ныне ин-т искусствознания), в 1969-1992 годах научный сотрудник ИМЛИ (с 1981 года – зав. сектором античной и византийской литературы). В 1969-1971 гг. читал в МГУ лекции по византийской эстетике, которые были прекращены как «религиозная пропаганда». В 1990-х гг. работал в ин-те высших гуманитарных исследований РГГУ, ин-те мировой культуры МГУ, ин-те славистике Венского ун-та. В 1989–1991 годах был народным депутатом и разрабатывал закон о свободе совести. С 1991 года возглавил группу по изучению христианской культуры в Ин-те мировой культуры при МГУ. С 1994 года до конца жизни жил с женой в Вене преподавал в ин-те славистики Венского ун-та, читал лекции о рус. культуре в ун-тах Женевы, Болоньи, Вены и Рима. Свободно владел немецким, английским, французским, писал на этих языках свои статьи. С тревогой наблюдал секуляризацию на Западе, размывание и отвержение христианских ценностей, проповедь вседозволенности. Был женат на филологе Наталье Зембатовой-Аверинцевой, познакомился с ней во время учебы в МГУ, а обвенчался в 1975 году. Умер в Вене в возрасте 66 лет от инфаркта (а проблемы с сердцем у него были еще задолго до смерти). Похоронен на Даниловском кладбище, рядом с родителями. На могиле написано: «Сергей Аверинцев, чтец».

В Москве:

Жил в Бутиковском переулке в коммуналке, в которой проживало неск. десятков человек, но комната у семьи Аверинцева была своя. Почти каждое воскресенье ходил в ц. в Брюсовском переулке (тогда – улица Неждановой), где служил митрополит Питирим Нечаев.

Творчество:

Более 800 публикаций (монографии, статьи, эссе, стихи, беседы, переводы, курсы лекций и пр.). Изучал античную и ранневизантийскую греческую, а также сирийскую литературу в ее связи с историей христианства; писал о немецких философах, русских культурных деятелях (Г. Державине, В. Жуковском, Вяч. Иванове, О. Мандельштаме и др.). Перевел с древнееврейского книгу Иова и псалмы, с сирийского творения прп. Ефрема Сирина и др., с древнегреческого Каллимаха, Плутарха, прп. Иоанна Дамаскина, прп. Феодора Студита и др., с латинского средневекых религиозных поэтов и схоластов и пр. Пытался по-христиански осмыслить события XX века, указал на проблемы перевода и толкования Нового Завета, писал христианские стихи. Факт. был проповедником христианства через культуру.

Мировоззрение:

Православный христианин (крестился в 1973 году), за что ему было запрещено в сов. время читать в МГУ курс лекций по византийской эстетике. Сергея крестил о. Владимир Тимаков, который служил тогда в храме Николы в Кузнецах.

В часовне Свято-Филаретовского православно-христианского ин-та получил возможность говорить проповеди и был посвящен в чтецы.

Божие слово – непоколебимо, а непостижимые Божественный тайны – неприкосновенны.

Будущее христианства – это мирное нравственное сопротивление меньшинства тому, что несовместимо с христианской совестью.

Афоризмы:

– Что мне дает вера? Могу ответить только так: да все! Всему весело распускаться и цвести в этой укрывающей тени - и радостям встречи с другим человеком, и радостям уединения.

– Читатель, переходящий от одной книги к другой и приведенный ими к святой Книге книг, может получить укоренение в небесах.

– Для меня не убедительно никакое мировоззрение, кроме веры.

– Нынешние религиозные неофиты - самые зрелые плоды сталинизма. Остерегайтесь насаждать религию силой: нигилисты вырастали из поповичей.

– Нынче в обществе нарастает нелюбовь к двум вещам: к логике и к ближнему своему.

– Я не знаю, была ли когда-нибудь эпоха, когда силы, угрожающие христианству иногда внутри самих вероисповеданий, внутри самих христианских сообществ, силы, по существу враждебные христианству, и силы, по существу враждебные культуре, до такой степени были бы в союзе.

О нем:

Был слабым физически, сутулым. Постоянно читал книги. Повстречав во дворе или в переулке любую женщину, обязательно здоровался и при этом низко кланялся ей. Его часто били дети «бутиковских трущоб», потому что он был не такой, как они. Любил старую музыку, церковное пение, барочную музыку Баха, Моцарта, и Вагнера любил. после завтрака садился работать или шел читать лекции. После обеда, как правило, отдыхал. Он плохо себя чувствовал, если ему не удавалось отдохнуть после обеда. Потом снова садился работать. Не был притязателен в быту, никогда ни к чему не придирался, например, что не так устроено что-то в квартире, или не такая приготовлена еда, или что куплена не та рубашка или галстук. Священник Георгий Чистяков: «Сергей был первым в Москве человеком, в своих ун-тских лекциях открыто заговорившим о Боге. Осенью 1970 года он читал их по субботам в новом тогда здании на Воробьевых горах в огромной аудитории, где тогда яблоку было негде упасть. Его византийская эстетика, основанная на самом высоком и в высшей степени профессиональном филологическом анализе, была в то же время настоящей проповедью Слова Божьего и христианской веры. Каждому слушателю из этих лекций сразу становилось ясно, что лектор не просто знает Евангелие и святоотеческую традицию, но сам верит в Бога».

Комментариев нет:

Отправить комментарий