Надежда Надеждина (настоящая фамилия Бруштейн; 1904–1979) – артистка балета, балетмейстер, хореограф. Основатель хореографического ансамбля русского народного танца «Березка», ныне носящего ее имя.
Родилась в Вильно (Вильнюс, Литва). Дочь писательницы Александры Бруштейн, автора трилогии «Дорога уходит в даль», и внучка Якова Выгодского (1857–1941), врача, писателя на идише и общественного деятеля, министра по еврейским делам Литовской республики, затем депутата польского сейма, погибшего в Вильнюсском гетто. Отец – профессор кафедры физиотерапии Ленинградского ин-та усовершенствования врачей Сергей Бруштейн (1873–1947), основатель и директор Гос. физиотерапевтического ин-та в Ленинграде, один из основоположников советской физиотерапии и организаторов усовершенствования врачей. С ранних лет испытывала непреодолимую тягу к народному танцу. В 1918 году поступает во Вторую Государственную балетную школу в Петрограде, где учится у знаменитых педагогов А. Я. Вагановой, Н. Г. Легата, А. М. Монахова. В 1925 году Надеждина становится самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра, где работала до 1934 года. Исполняла сольные партии и танцы в балетах «Лебединое озеро» (испанский, венгерский, мазурка), «Конек-Горбунок» (славянский, украинский), «Дон Кихот» (фанданго), «Красный мак» (Малайка, бостон), «Баядерка» (танец с лилиями), «Раймонда» (панадерос) и др. С эстрадой Надеждина познакомилась в 1931 году, а с сер. 1930-х годов начала ставить свои номера. В годы ВОВ она – балетмейстер в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта – ставит танцы во фронтовых и агитбригадах, сама выезжает с ними в действующую армию. С 1943 года балетмейстер, в 1946–1948 гг. художественный руководитель балетного отделения Мосэстрады и одновременно (1945–1948) Русского народного хора Калининской филармонии, собирает и изучает фольклор северных областей России. В 1948 году создает хореографический ансамбль «Березка», которым руководит до конца жизни. Однажды Надежда увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках зеленые веточки березы. В этом изображении она нашла не просто интересную идею танца, но и поймала свою «синюю птицу», изменившую всю ее жизнь и принесшую ей большое счастье. Первые исполнительницы хоровода «Березка» – молодые колхозницы Калининской (ныне – Тверской) области, участницы фестиваля сельских народных талантов в 1948 году. Двадцать девушек в длинных сарафанах – все статные, величавые, с красивой осанкой, с каким-то особым ореолом внутреннего озарения неслышно идут по сцене – ведут узорчатый хоровод. Нет, не идут – «плывут», да так, что вы уверены, будто не они двигаются, а вращается под ними диск сцены. В руках у них веточки молодой березки с чуть дрожащими ажурными листочками. «Во поле березонька стояла…» Зримо переливается мелодия песни. «Плывут» девушки, а зрители, глядя на них, словно вдыхают аромат весны, ощущают ее волнующую поэзию. Поэзию Родины с ее безбрежными далями, березовыми рощами, с ее красотой. Невозможно передать словами все краски и оттенки, создающие необычность хоровода «Березка». Надеждинская «Березка» явилась настоящим открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Она – родоначальница не только совершенно особенного ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии. Хореограф Надеждина умела глубоко проникнуть в образный строй народной фантазии, правдиво и ярко воссоздать его в своих произведениях «Тройка», «Карусель», «Прялица», «Узоры», «Сибирская сюита» и множество других. Надеждина на редкость точно и глубоко отражала внутреннюю сущность народного бытия во всем его размахе и взлете. Она раскрывала богатства русской души, ее прекрасные грани и в каждом танце отражала новую, неповторимую, находя для ее воплощения самобытный пластический язык, лаконичную, логически законченную форму выражения. «Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Надеждину, – говорит преемница Н. С. Надеждиной на посту художественного руководителя коллектива, народная артистка СССР М. М. Кольцова. – Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр – танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие – гениальные композиции и танцы». Муж – живописец и график Владимир Лебедев (1891–1967). Жила в Москве.
Родилась в Вильно (Вильнюс, Литва). Дочь писательницы Александры Бруштейн, автора трилогии «Дорога уходит в даль», и внучка Якова Выгодского (1857–1941), врача, писателя на идише и общественного деятеля, министра по еврейским делам Литовской республики, затем депутата польского сейма, погибшего в Вильнюсском гетто. Отец – профессор кафедры физиотерапии Ленинградского ин-та усовершенствования врачей Сергей Бруштейн (1873–1947), основатель и директор Гос. физиотерапевтического ин-та в Ленинграде, один из основоположников советской физиотерапии и организаторов усовершенствования врачей. С ранних лет испытывала непреодолимую тягу к народному танцу. В 1918 году поступает во Вторую Государственную балетную школу в Петрограде, где учится у знаменитых педагогов А. Я. Вагановой, Н. Г. Легата, А. М. Монахова. В 1925 году Надеждина становится самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра, где работала до 1934 года. Исполняла сольные партии и танцы в балетах «Лебединое озеро» (испанский, венгерский, мазурка), «Конек-Горбунок» (славянский, украинский), «Дон Кихот» (фанданго), «Красный мак» (Малайка, бостон), «Баядерка» (танец с лилиями), «Раймонда» (панадерос) и др. С эстрадой Надеждина познакомилась в 1931 году, а с сер. 1930-х годов начала ставить свои номера. В годы ВОВ она – балетмейстер в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта – ставит танцы во фронтовых и агитбригадах, сама выезжает с ними в действующую армию. С 1943 года балетмейстер, в 1946–1948 гг. художественный руководитель балетного отделения Мосэстрады и одновременно (1945–1948) Русского народного хора Калининской филармонии, собирает и изучает фольклор северных областей России. В 1948 году создает хореографический ансамбль «Березка», которым руководит до конца жизни. Однажды Надежда увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках зеленые веточки березы. В этом изображении она нашла не просто интересную идею танца, но и поймала свою «синюю птицу», изменившую всю ее жизнь и принесшую ей большое счастье. Первые исполнительницы хоровода «Березка» – молодые колхозницы Калининской (ныне – Тверской) области, участницы фестиваля сельских народных талантов в 1948 году. Двадцать девушек в длинных сарафанах – все статные, величавые, с красивой осанкой, с каким-то особым ореолом внутреннего озарения неслышно идут по сцене – ведут узорчатый хоровод. Нет, не идут – «плывут», да так, что вы уверены, будто не они двигаются, а вращается под ними диск сцены. В руках у них веточки молодой березки с чуть дрожащими ажурными листочками. «Во поле березонька стояла…» Зримо переливается мелодия песни. «Плывут» девушки, а зрители, глядя на них, словно вдыхают аромат весны, ощущают ее волнующую поэзию. Поэзию Родины с ее безбрежными далями, березовыми рощами, с ее красотой. Невозможно передать словами все краски и оттенки, создающие необычность хоровода «Березка». Надеждинская «Березка» явилась настоящим открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Она – родоначальница не только совершенно особенного ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии. Хореограф Надеждина умела глубоко проникнуть в образный строй народной фантазии, правдиво и ярко воссоздать его в своих произведениях «Тройка», «Карусель», «Прялица», «Узоры», «Сибирская сюита» и множество других. Надеждина на редкость точно и глубоко отражала внутреннюю сущность народного бытия во всем его размахе и взлете. Она раскрывала богатства русской души, ее прекрасные грани и в каждом танце отражала новую, неповторимую, находя для ее воплощения самобытный пластический язык, лаконичную, логически законченную форму выражения. «Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Надеждину, – говорит преемница Н. С. Надеждиной на посту художественного руководителя коллектива, народная артистка СССР М. М. Кольцова. – Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр – танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие – гениальные композиции и танцы». Муж – живописец и график Владимир Лебедев (1891–1967). Жила в Москве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий