Валентин Плучек (1909–2002) – театральный режиссер и актер. Главный режиссер Московского академического театра сатиры (1957–2002).
Родился в Москве, в еврейской семье. В детстве Валентин не помышлял о театре: он рано потерял отца и, не найдя общего языка с отчимом, фамилию которого носил, подружился с беспризорниками, покинул родительский дом и в конце концов оказался в детском доме. По свидетельству самого Плучека, в детстве у него отмечали самые разнообразные способности, в том числе и к изобразительному искусству; окончив семь классов средней школы, он поступил во ВХУТЕМАС. Но интересы его не ограничивались живописью: кумирами Валентина Плучека в те годы были Владимир Маяковский и Всеволод Мейерхольд. В 1926 году он поступил на актерский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Вс. Мейерхольда; в 1929 году поступил уже на режиссерский факультет той же мастерской и тогда же в качестве актера был принят в труппу Театра им. Мейерхольда (ГосТиМ), где дебютировал в крошечной роли в спектакле «Ревизор» Н. В. Гоголя. Начинающий актер был замечен публикой и самим автором после исполнения трех эпизодических ролей в «Клопе» В. В. Маяковского (1929); при постановке «Бани» в 1930 году сам Маяковский настоял на том, чтобы Моментальникова играл Плучек. Поскольку в театре Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный руководитель, молодые режиссеры, не имея возможности реализоваться, как правило, очень скоро покидали театр, – Валентин Плучек оставался с Мейерхольдом, хотя, по собственному свидетельству, однажды и поссорился с учителем, вплоть до ухода из театра. «Но все равно возвратился к нему по первому же его зову, потому что нигде не мог так безошибочно найти самого себя, как у него в театре». Тем не менее, продолжая служить в ГосТиМе, в 1932 году Плучек организовал собственный театр – ТРАМ электриков, на основе самодеятельного театрального коллектива, существовавшего при Электроз-де. В этом театре начинал свою карьеру Зиновий Гердт, учившийся в то время в ФЗУ Электроз-да. В январе 1938 года Театр им. Мейерхольда был закрыт; в 1939-м вместе с драматургом Алексеем Арбузовым Валентин Плучек организовал в Москве театральную студию, так называемую «Арбузовскую студию», куда перешли из ТРАМа электриков Исай Кузнецов и Зиновий Гердт. Среди студийцев были Всеволод Багрицкий, Александр Галич, Максим Греков, Валентина Архангельская, Мария Новикова, Татьяна Рейнова, Софья Милькина. Именно здесь Плучек-режиссер впервые заставил о себе говорить, поставив перед самой войной (премьера состоялась 5 февраля 1941 года) спектакль «Город на заре» по пьесе, написанной самими студийцами под руководством Арбузова. С началом ВОВ студия Факт. распалась: многие, не только актеры, но и актрисы, ушли на фронт; часть студии работала в качестве фронтового театра. Сам же Плучек в 1942 году возглавил драматический театр Северного флота в Полярном, где поставил ряд спектаклей, в том числе «Давным-давно» А. Гладкова и «Офицер флота» А. Крона. После окончания войны, в 1945 году, Плучек возглавил Моск. гастрольный театр. Начавшаяся в 1948 году «борьба с космополитизмом» не обошла стороной и Плучека: в начале 1950 года он был уволен из театра; однако именно это увольнение определило его судьбу на оставшиеся полвека: Николай Петров, возглавлявший в то время Моск. театр Сатиры, пригласил безработного режиссера к себе. В новом театре Плучек дебютировал в 1950 году спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова; позже поставил вместе с Н. Петровым спектакли «Пролитая чаша» Ван Ши-фу, «Потерянное письмо» Караджале и «Баню» В. Маяковского. И «Баня» (1953), и последовавшие за ней пост. других пьес В. Маяковского – «Клоп» (1955) и «Мистерия-Буфф» (1957) – стали важным этапом как в творчестве самого Плучека, так и в истории Театра Сатиры. В 1957 году Плучек был назначен главным режиссером театра. В том же году состоялась премьера его знаменитого и скандального спектакля «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета (в главных ролях Б. Тенин и А. Папанов). Поставленный в 1959 году «Дамоклов меч» Назыма Хикмета стал одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Другой свой знаменитый и тоже скандальный спектакль Плучек выпустит в 1966 – «Теркин на том свете» А. Т. Твардовского с Анатолием Папановым в главной роли (музыка Р. К. Щедрина). Плучек собрал превосходную труппу: еще со времен Н. М. Горчакова и Н. Петрова на сцене Театра Сатиры блистали Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Ольга Аросева, Георгий Менглет и Анатолий Папанов; при Плучеке в театр пришли Борис Новиков, Андрей Миронов, Роман Ткачук, Михаил Державин, Александр Ширвиндт и многие другие. Театр Сатиры при Плучеке был открыт и для поисков молодых режиссеров; одним из самых популярных спектаклей 70-х годов стал «Затюканный апостол» А. Макаенка, поставленный Евгением Радомысленским, именно здесь состоялся как режиссер и получил признание Марк Захаров, поставивший «Доходное место» А. Островского, «Темп-1929» по ранним пьесам Н. Погодина, пьесу Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» и ряд других. Среди лучших постановок самого Плучека – «Интервенция» Л. И. Славина, «У времени в плену» А. П. Штейна, «Ревизор» Н. В. Гоголя; на протяжении многих лет со сцены театра не сходил искрометный «Женский мон-рь» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского (1964). В 1969 году состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» П. Бомарше с А. А. Мироновым в главной роли; спектакль шел при полных аншлагах до 1987 года, пока был жив исполнитель главной роли. В 1982 году Плучек поставил «Самоубийцу» Н. Р. Эрдмана, первую версию, с Р. Д. Ткачуком в главной роли. Пьеса, написанная много лет назад, оказалась современной и злободневной, и спектакль очень скоро был запрещен. В 1986 году, с началом перестройки, режиссер восстановил «Самоубийцу», но это был уже другой спектакль. В 2002 году режиссер работал над комедией Карло Гольдони «Слуга двух господ».
Родился в Москве, в еврейской семье. В детстве Валентин не помышлял о театре: он рано потерял отца и, не найдя общего языка с отчимом, фамилию которого носил, подружился с беспризорниками, покинул родительский дом и в конце концов оказался в детском доме. По свидетельству самого Плучека, в детстве у него отмечали самые разнообразные способности, в том числе и к изобразительному искусству; окончив семь классов средней школы, он поступил во ВХУТЕМАС. Но интересы его не ограничивались живописью: кумирами Валентина Плучека в те годы были Владимир Маяковский и Всеволод Мейерхольд. В 1926 году он поступил на актерский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Вс. Мейерхольда; в 1929 году поступил уже на режиссерский факультет той же мастерской и тогда же в качестве актера был принят в труппу Театра им. Мейерхольда (ГосТиМ), где дебютировал в крошечной роли в спектакле «Ревизор» Н. В. Гоголя. Начинающий актер был замечен публикой и самим автором после исполнения трех эпизодических ролей в «Клопе» В. В. Маяковского (1929); при постановке «Бани» в 1930 году сам Маяковский настоял на том, чтобы Моментальникова играл Плучек. Поскольку в театре Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный руководитель, молодые режиссеры, не имея возможности реализоваться, как правило, очень скоро покидали театр, – Валентин Плучек оставался с Мейерхольдом, хотя, по собственному свидетельству, однажды и поссорился с учителем, вплоть до ухода из театра. «Но все равно возвратился к нему по первому же его зову, потому что нигде не мог так безошибочно найти самого себя, как у него в театре». Тем не менее, продолжая служить в ГосТиМе, в 1932 году Плучек организовал собственный театр – ТРАМ электриков, на основе самодеятельного театрального коллектива, существовавшего при Электроз-де. В этом театре начинал свою карьеру Зиновий Гердт, учившийся в то время в ФЗУ Электроз-да. В январе 1938 года Театр им. Мейерхольда был закрыт; в 1939-м вместе с драматургом Алексеем Арбузовым Валентин Плучек организовал в Москве театральную студию, так называемую «Арбузовскую студию», куда перешли из ТРАМа электриков Исай Кузнецов и Зиновий Гердт. Среди студийцев были Всеволод Багрицкий, Александр Галич, Максим Греков, Валентина Архангельская, Мария Новикова, Татьяна Рейнова, Софья Милькина. Именно здесь Плучек-режиссер впервые заставил о себе говорить, поставив перед самой войной (премьера состоялась 5 февраля 1941 года) спектакль «Город на заре» по пьесе, написанной самими студийцами под руководством Арбузова. С началом ВОВ студия Факт. распалась: многие, не только актеры, но и актрисы, ушли на фронт; часть студии работала в качестве фронтового театра. Сам же Плучек в 1942 году возглавил драматический театр Северного флота в Полярном, где поставил ряд спектаклей, в том числе «Давным-давно» А. Гладкова и «Офицер флота» А. Крона. После окончания войны, в 1945 году, Плучек возглавил Моск. гастрольный театр. Начавшаяся в 1948 году «борьба с космополитизмом» не обошла стороной и Плучека: в начале 1950 года он был уволен из театра; однако именно это увольнение определило его судьбу на оставшиеся полвека: Николай Петров, возглавлявший в то время Моск. театр Сатиры, пригласил безработного режиссера к себе. В новом театре Плучек дебютировал в 1950 году спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова; позже поставил вместе с Н. Петровым спектакли «Пролитая чаша» Ван Ши-фу, «Потерянное письмо» Караджале и «Баню» В. Маяковского. И «Баня» (1953), и последовавшие за ней пост. других пьес В. Маяковского – «Клоп» (1955) и «Мистерия-Буфф» (1957) – стали важным этапом как в творчестве самого Плучека, так и в истории Театра Сатиры. В 1957 году Плучек был назначен главным режиссером театра. В том же году состоялась премьера его знаменитого и скандального спектакля «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета (в главных ролях Б. Тенин и А. Папанов). Поставленный в 1959 году «Дамоклов меч» Назыма Хикмета стал одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Другой свой знаменитый и тоже скандальный спектакль Плучек выпустит в 1966 – «Теркин на том свете» А. Т. Твардовского с Анатолием Папановым в главной роли (музыка Р. К. Щедрина). Плучек собрал превосходную труппу: еще со времен Н. М. Горчакова и Н. Петрова на сцене Театра Сатиры блистали Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Ольга Аросева, Георгий Менглет и Анатолий Папанов; при Плучеке в театр пришли Борис Новиков, Андрей Миронов, Роман Ткачук, Михаил Державин, Александр Ширвиндт и многие другие. Театр Сатиры при Плучеке был открыт и для поисков молодых режиссеров; одним из самых популярных спектаклей 70-х годов стал «Затюканный апостол» А. Макаенка, поставленный Евгением Радомысленским, именно здесь состоялся как режиссер и получил признание Марк Захаров, поставивший «Доходное место» А. Островского, «Темп-1929» по ранним пьесам Н. Погодина, пьесу Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» и ряд других. Среди лучших постановок самого Плучека – «Интервенция» Л. И. Славина, «У времени в плену» А. П. Штейна, «Ревизор» Н. В. Гоголя; на протяжении многих лет со сцены театра не сходил искрометный «Женский мон-рь» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского (1964). В 1969 году состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» П. Бомарше с А. А. Мироновым в главной роли; спектакль шел при полных аншлагах до 1987 года, пока был жив исполнитель главной роли. В 1982 году Плучек поставил «Самоубийцу» Н. Р. Эрдмана, первую версию, с Р. Д. Ткачуком в главной роли. Пьеса, написанная много лет назад, оказалась современной и злободневной, и спектакль очень скоро был запрещен. В 1986 году, с началом перестройки, режиссер восстановил «Самоубийцу», но это был уже другой спектакль. В 2002 году режиссер работал над комедией Карло Гольдони «Слуга двух господ».
Комментариев нет:
Отправить комментарий