Борис Равенских (1914, Петербург – 1980, Москва) –театральный режиссер, педагог.
Родился в городе Петербурге в 1914 году, но на могиле режиссера на Новодевичьем кладбище в Москве указан 1912 год рождения; тот же год рождения, 1912-й, указан на официальном сайте Гос. академического Малого театра России и на официальном сайте телеканала «Россия-Культура». Отец – Иван Ровенских родился в селе Юшково Курской губернии. В детстве хорошо пел, с десятилетнего возраста был певчим в хоре Белгородского мон-ря. Через неск. лет ревизор, приехавший в мон-рь из Петербурга с проверкой, забрал молодого человека с собой петь в хоре Александро-Невской лавры. Иван обладал голосом такой силы, что мог своим пением погасить свечи. Когда у него сложился баритон, он получил приглашение в хор Мариинского театра, где пел рядом с Федором Шаляпиным. Одновременно служил в хоре Елисеевской ц. на Большой Охте, где и познакомился со своей будущей женой, матерью его пятерых детей. Мать – Александра Соловьева, графского происхождения (при советской власти Борис старался не афишировать свое дворянское происхождение), воспитанница Смольного ин-та благородных девиц в Петербурге, знала французский язык, много читала. Борис был младшим, пятым ребенком в семье, родители обвенчались после его рождения. Александра умерла в блокадном Ленинграде во время ВОВ. После Гражданской войны Иван перевез семью в село Юшково Курской губернии, на свою малую родину. В деревне не было школы, поэтому Борис учился в средней школе-семилетке в Старом Осколе, которую окончил в 1929 году. Увлечение театром началось у Бориса еще в школьные годы. Ему хотелось не играть, а помогать играть другим, организовывать театральное действо, помогать настраиваться на сцену, на выход, сопереживать вместе с актерами. Стоя за кулисами и чувствуя свою сопричастность к тому, что происходит на сцене, он получал огромное наслаждение. В его аттестате об окончании школы было написано: «За время пребывания в школе обнаружил особую склонность к драматическому искусству». В конце 1920-х годов Борис Равенских вернулся в Ленинград. В первой половине 1930-х годов работал в Ленинградском театре рабочей молодежи (ТРАМе) под руководством М. В. Сокольского (впоследствии режиссер часто использовал опыт Сокольского в своих спектаклях). Трижды поступал в ин-т, два раза сорвался, в третий раз его взяли на актерский факультет, откуда он потом перевелся на режиссерский факультет Ленинградского ин-та сценических искусств (мастерская ленинградских учеников и сподвижников Мейерхольда – Н. В. Петрова и В. Н. Соловьева; с третьего курса – самого Всеволода Мейерхольда), который окончил в 1935 году. В том же году стал ассистентом своего мастера в Государственном театре имени Всеволода Мейерхольда (ГосТиМе) в Москве, где работал вплоть до закрытия театра в январе 1938 года. В 1938 году в «Современном театре» в Москве Борис Равенских осуществил свою первую самостоятельную постановку – «Галина» И. В. Штока. В 1940–1941 годах проходил практику в МХАТ СССР имени М. Горького. С 1941 по 1950 годы был режиссером Оперной студии имени К. С. Станиславского при МХАТ СССР имени М. Горького. В 1949 году в Московском академическом театре сатиры поставил спектакль «Свадьба с приданым» по одноименной пьесе Н. М. Дьяконова, который шел на сцене с неизменным аншлагом, был сыгран 152 раза и в 1953 году снят на кинопленку. Как верный ученик Мейерхольда, в 1940–1950-х годах Борис Равенских в своих постановках утверждал главенствующее положение музыки в драматическом спектакле. В эти годы им были поставлены, в частности, спектакли «В тиши лесов» П. Ф. Нилина и «С любовью не шутят» Педро Кальдерона де ла Барка в Театре имени К. С. Станиславского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого в Малом театре. Спектакль «Сердце девичье затуманилось» по пьесе В. А. Курочкина, поставленный Равенских в 1959 году в Московском драматическом театре на Малой Бронной, не был принят критиками, но в нем режиссер достиг своей цели: представить внутреннее духовное состояние человека через музыку. С 1960 по 1970 годы Равенских был главным режиссером Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, где поставил ряд значительных для своего времени спектаклей. В 1970 году Равенских возглавил Малый театр, куда привел из Театра имени А. С. Пушкина актеров-единомышленников – Алексея Локтева, Владимира Сафронова, Валерия Носика. Самая значительная работа этого периода – спектакль «Царь Федор Иоаннович» по одноименной пьесе А. К. Толстого (премьера состоялась 29 мая 1973 года), не сходивший со сцены на протяжении 30 лет и выдержавший более 800 представлений. Борис Равенских преподавал в ГИТИСе, являлся профессором кафедры режиссуры драмы (1977). Среди его учеников – Валерий Белякович, Юрий Иоффе, Надежда Аракчеева, Валерий Рыбаков. Равенских не любил разговорный театр. Считал, что «современному театру явно не достает того эффекта, который возникает на симфоническом концерте, когда музыка объединяет и слушателей, и исполнителей в одном порыве», и всегда хотел добиться на сцене «музыкальности, подобной концертности звучания». Он говорил, в частности: «Музыка в каждом спектакле имеет для меня очень большое значение. Если спросят, кому бы я доверил рассказать о себе, я скажу – музыке. Когда звучит увертюра Свиридова к «Царю Федору», я знаю, что в ней есть все, что я хотел сказать своим спектаклем. Музыка – самое демократическое из искусств. Это то, что входит в каждого из нас, делает понятным, доступным одного человека другому, это гармония или дисгармония связей, составляющих структуру человеческого общества. Музыка – это не только собственно музыка, то есть звуки мелодии, то, что ухом воспринимается. Чеховская «Чайка» – музыка. Я мечтаю сделать спектакль без единого музыкального аккорда, который тем не менее был бы музыкален». В 1978 году режиссер, покинув Малый театр, пришел в Гос. академический Большой театр России для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту о слиянии музыкального и драматического начал. В этом же году он поставил в Большом театре оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» по одноименной пьесе-сказке А. Н. Островского. В начале января 1980 года Борис Равенских получил разрешение создать собственный театр. Но мечте режиссера не суждено было осуществиться – он умер. Вторая жена – Лилия Гриценко, актриса Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, сестра Народного артиста СССР Николая Гриценко (1912–1979). Супруги жили в общежитии на Трифоновской улице в Москве. Детей в браке не было. Позже Лилия оставила мужа и ушла к актеру Александр Шворину, известному ролью Марка Бороздина в фильме «Летят журавли» (1957). Третья жена – Галина Кирюшина, актриса Малого театра в Москве. Галина и Борис познакомились в Малом театре. Семья жила на Большой Бронной улице, в квартире на двенадцатом эт., в доме, где проживали многие советские знаменитости. Супруги прожили вместе до смерти Бориса. Дочь (старшая) – Александра Равенских (род. 27 декабря 1959), актриса Московского академического театра имени Владимира Маяковского, режиссер. Имя получила в честь бабушки, матери отца. Зять – Дмитрий Полонский (род. 20 августа 1958), актер театра и кино, мастер озвучивания (дублирования) фильмов. Является сыном Дмитрия (Мирона) Полонского (1923–1997), режиссера-документалиста, автора сценариев документальных и научно-популярных фильмов, работавшего режиссером студии «Моснаучфильм». Александра и Дмитрий поженились в 1990 году. Внук – Дмитрий Полонский (род. 1990), окончил продюсерский факультет ГИТИСа. Является профессиональным автогонщиком и тренером по экстремальному вождению. В 2014 году стал победителем первого сезона телевизионного реалити-шоу «Гонщики» и был награжден поездкой в Германию на сложнейшую мировую трассу «Нюрбургринг». После участия в соревнованиях на немецкой гоночной трассе «Нюрбургринг» известный российский автогонщик Олег Кесельман пригласил Дмитрия к себе в команду, в школу Порше – «Porsche Driving Center Russia». Дочь (младшая) – Галина Равенских. Отец назвал дочь в честь жены.
Родился в городе Петербурге в 1914 году, но на могиле режиссера на Новодевичьем кладбище в Москве указан 1912 год рождения; тот же год рождения, 1912-й, указан на официальном сайте Гос. академического Малого театра России и на официальном сайте телеканала «Россия-Культура». Отец – Иван Ровенских родился в селе Юшково Курской губернии. В детстве хорошо пел, с десятилетнего возраста был певчим в хоре Белгородского мон-ря. Через неск. лет ревизор, приехавший в мон-рь из Петербурга с проверкой, забрал молодого человека с собой петь в хоре Александро-Невской лавры. Иван обладал голосом такой силы, что мог своим пением погасить свечи. Когда у него сложился баритон, он получил приглашение в хор Мариинского театра, где пел рядом с Федором Шаляпиным. Одновременно служил в хоре Елисеевской ц. на Большой Охте, где и познакомился со своей будущей женой, матерью его пятерых детей. Мать – Александра Соловьева, графского происхождения (при советской власти Борис старался не афишировать свое дворянское происхождение), воспитанница Смольного ин-та благородных девиц в Петербурге, знала французский язык, много читала. Борис был младшим, пятым ребенком в семье, родители обвенчались после его рождения. Александра умерла в блокадном Ленинграде во время ВОВ. После Гражданской войны Иван перевез семью в село Юшково Курской губернии, на свою малую родину. В деревне не было школы, поэтому Борис учился в средней школе-семилетке в Старом Осколе, которую окончил в 1929 году. Увлечение театром началось у Бориса еще в школьные годы. Ему хотелось не играть, а помогать играть другим, организовывать театральное действо, помогать настраиваться на сцену, на выход, сопереживать вместе с актерами. Стоя за кулисами и чувствуя свою сопричастность к тому, что происходит на сцене, он получал огромное наслаждение. В его аттестате об окончании школы было написано: «За время пребывания в школе обнаружил особую склонность к драматическому искусству». В конце 1920-х годов Борис Равенских вернулся в Ленинград. В первой половине 1930-х годов работал в Ленинградском театре рабочей молодежи (ТРАМе) под руководством М. В. Сокольского (впоследствии режиссер часто использовал опыт Сокольского в своих спектаклях). Трижды поступал в ин-т, два раза сорвался, в третий раз его взяли на актерский факультет, откуда он потом перевелся на режиссерский факультет Ленинградского ин-та сценических искусств (мастерская ленинградских учеников и сподвижников Мейерхольда – Н. В. Петрова и В. Н. Соловьева; с третьего курса – самого Всеволода Мейерхольда), который окончил в 1935 году. В том же году стал ассистентом своего мастера в Государственном театре имени Всеволода Мейерхольда (ГосТиМе) в Москве, где работал вплоть до закрытия театра в январе 1938 года. В 1938 году в «Современном театре» в Москве Борис Равенских осуществил свою первую самостоятельную постановку – «Галина» И. В. Штока. В 1940–1941 годах проходил практику в МХАТ СССР имени М. Горького. С 1941 по 1950 годы был режиссером Оперной студии имени К. С. Станиславского при МХАТ СССР имени М. Горького. В 1949 году в Московском академическом театре сатиры поставил спектакль «Свадьба с приданым» по одноименной пьесе Н. М. Дьяконова, который шел на сцене с неизменным аншлагом, был сыгран 152 раза и в 1953 году снят на кинопленку. Как верный ученик Мейерхольда, в 1940–1950-х годах Борис Равенских в своих постановках утверждал главенствующее положение музыки в драматическом спектакле. В эти годы им были поставлены, в частности, спектакли «В тиши лесов» П. Ф. Нилина и «С любовью не шутят» Педро Кальдерона де ла Барка в Театре имени К. С. Станиславского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого в Малом театре. Спектакль «Сердце девичье затуманилось» по пьесе В. А. Курочкина, поставленный Равенских в 1959 году в Московском драматическом театре на Малой Бронной, не был принят критиками, но в нем режиссер достиг своей цели: представить внутреннее духовное состояние человека через музыку. С 1960 по 1970 годы Равенских был главным режиссером Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, где поставил ряд значительных для своего времени спектаклей. В 1970 году Равенских возглавил Малый театр, куда привел из Театра имени А. С. Пушкина актеров-единомышленников – Алексея Локтева, Владимира Сафронова, Валерия Носика. Самая значительная работа этого периода – спектакль «Царь Федор Иоаннович» по одноименной пьесе А. К. Толстого (премьера состоялась 29 мая 1973 года), не сходивший со сцены на протяжении 30 лет и выдержавший более 800 представлений. Борис Равенских преподавал в ГИТИСе, являлся профессором кафедры режиссуры драмы (1977). Среди его учеников – Валерий Белякович, Юрий Иоффе, Надежда Аракчеева, Валерий Рыбаков. Равенских не любил разговорный театр. Считал, что «современному театру явно не достает того эффекта, который возникает на симфоническом концерте, когда музыка объединяет и слушателей, и исполнителей в одном порыве», и всегда хотел добиться на сцене «музыкальности, подобной концертности звучания». Он говорил, в частности: «Музыка в каждом спектакле имеет для меня очень большое значение. Если спросят, кому бы я доверил рассказать о себе, я скажу – музыке. Когда звучит увертюра Свиридова к «Царю Федору», я знаю, что в ней есть все, что я хотел сказать своим спектаклем. Музыка – самое демократическое из искусств. Это то, что входит в каждого из нас, делает понятным, доступным одного человека другому, это гармония или дисгармония связей, составляющих структуру человеческого общества. Музыка – это не только собственно музыка, то есть звуки мелодии, то, что ухом воспринимается. Чеховская «Чайка» – музыка. Я мечтаю сделать спектакль без единого музыкального аккорда, который тем не менее был бы музыкален». В 1978 году режиссер, покинув Малый театр, пришел в Гос. академический Большой театр России для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту о слиянии музыкального и драматического начал. В этом же году он поставил в Большом театре оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» по одноименной пьесе-сказке А. Н. Островского. В начале января 1980 года Борис Равенских получил разрешение создать собственный театр. Но мечте режиссера не суждено было осуществиться – он умер. Вторая жена – Лилия Гриценко, актриса Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, сестра Народного артиста СССР Николая Гриценко (1912–1979). Супруги жили в общежитии на Трифоновской улице в Москве. Детей в браке не было. Позже Лилия оставила мужа и ушла к актеру Александр Шворину, известному ролью Марка Бороздина в фильме «Летят журавли» (1957). Третья жена – Галина Кирюшина, актриса Малого театра в Москве. Галина и Борис познакомились в Малом театре. Семья жила на Большой Бронной улице, в квартире на двенадцатом эт., в доме, где проживали многие советские знаменитости. Супруги прожили вместе до смерти Бориса. Дочь (старшая) – Александра Равенских (род. 27 декабря 1959), актриса Московского академического театра имени Владимира Маяковского, режиссер. Имя получила в честь бабушки, матери отца. Зять – Дмитрий Полонский (род. 20 августа 1958), актер театра и кино, мастер озвучивания (дублирования) фильмов. Является сыном Дмитрия (Мирона) Полонского (1923–1997), режиссера-документалиста, автора сценариев документальных и научно-популярных фильмов, работавшего режиссером студии «Моснаучфильм». Александра и Дмитрий поженились в 1990 году. Внук – Дмитрий Полонский (род. 1990), окончил продюсерский факультет ГИТИСа. Является профессиональным автогонщиком и тренером по экстремальному вождению. В 2014 году стал победителем первого сезона телевизионного реалити-шоу «Гонщики» и был награжден поездкой в Германию на сложнейшую мировую трассу «Нюрбургринг». После участия в соревнованиях на немецкой гоночной трассе «Нюрбургринг» известный российский автогонщик Олег Кесельман пригласил Дмитрия к себе в команду, в школу Порше – «Porsche Driving Center Russia». Дочь (младшая) – Галина Равенских. Отец назвал дочь в честь жены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий