вторник, 31 марта 2020 г.

Мокроусов Борис (композитор)

Борис Мокроусов (1909–1968) родился в городе Нижнем Новгороде, в семье железнодорожника. Годы раннего детства он провел в деревне Красная Горка, расположенной недалеко от реки Оки. Возле Красной Горки были торфяные разработки, на которых трудился пришлый люд из разных областей Поволжья. Здесь постоянно звучали песни, частушки, веселые волжские припевки, заливалась гармоника, звенели балалайки. Маленький Борис жадно впитывал эту разнообразную народную музыку, которая на всю жизнь запечатлелась в его памяти. В школьные годы будущий композитор жил в городе Канавино, в р-не Нижнего. Вместе со своими сверстниками он часто посещал железнодорожный клуб «Спартак». В этом рабочем клубе обнаружились музыкальные способности мальчика: он выучился играть на мандолине, гитаре, балалайке и вскоре стал руководителем школьного струнного оркестра. Слух у него был отличный, и, научившись играть по слуху на рояле, он в 13–14 лет уже бойко импровизировал музыку для сопровождения немых кинофильмов. С улыбкой вспоминает сейчас Борис Андреевич свою трудную, но увлекательную работу в качестве киноиллюстратора: за три рубля он должен был в воскресный день проиллюстрировать 10–12 киносеансов. Под его музыку бешено мчались бесстрашные ковбои, ослепительный Гарри Пиль – знаменитый «король экрана» – совершал самые немыслимые кинематографические трюки. Работа в кино в известной мере обогатила музыкальную фантазию талантливого подростка, подготовив его к будущей композиторской деятельности. В 1926 году Мокроусов был принят в нижегородский музыкальный техникум, где его воспитательницей стала известная пианистка-педагог Н.Н. Полуэктова. Заниматься было нелегко: инструмента своего не было, приходилось упражняться в клубе или в школе – на переменах. А вечерами будущий композитор работал помощником киномеханика. Родители смотрели с недоверием на музыкальные занятия старшего сына – дело сомнительное, лучше бы шел на производство или на железную дорогу, как младший брат. Но Борис твердо уверовал в свое призвание и решил во что бы то ни стало добиться высокой цели. Советская власть открыла ему все пути к высшему образованию. В 1930 году по путевке комсомольской организации и правления клуба «Спартак» Мокроусов был принят на музыкальный рабфак при Московской консерватории. Учился он упорно, с большим рвением и уже через год был переведен на композиторский факультет консерватории, который окончил в 1936 году по классу выдающегося советского симфониста Н.Я. Мясковского. Уже в стенах консерватории ярко проявились многообразные творческие способности Мокроусова. В консерватории он написал Симфонию с хором, Струнный квартет, Кон.рт для тромбона с оркестром, две оркестровые сюиты, начал работать над оперой «Чапаев». Первые песни Мокроусова были посвящены теме революционной борьбы трудящихся Запада: это «Песня зарубежного комсомола» (слова Е. Абросимова) и песня-плакат «Стальные роты» (слова Луис де Тапиа) – о героизме испанских республиканцев. В этих еще незрелых произведениях молодой композитор подражал общепринятому в то время стилю западных рабочих песен. Но вот в чудесной шуточной песенке «Милый мой живет в Казани» (слова В. Соловьева), которую Мокроусов написал в 1938 году в честь открытия канала Москва – Волга, выявились уже вполне своеобразные черты его музыкальной индивидуальности. В мелодии этой песни нетрудно было уловить живые отзвуки лукавых и чуть иронических волжских лирических припевок. Так постепенно расцветало большое и свежее дарование русского песенника, умеющего петь в унисон с широчайшими кругами простых людей своей Родины. Решающие творческие успехи композитора были достигнуты в годы ВОВ. 7 июля 1941 года Мокроусов отправился вместе с композиторами В. Макаровым и Ю. Слоновым в Севастополь, в распоряжение Политуправления Черноморского флота. Он увидел героическую морскую крепость, ставшую грозой для гитлеровцев, узнал и полюбил храбрых черноморцев, которым предстояло совершить небывалые подвиги у стен осажденного Севастополя. Дружба с моряками и пребывание в городе-герое оставили неизгладимый след в душе композитора. Под впечатлением этой поездки родилась к концу 1942 года романтическая черноморская баллада «Заветный камень», которая стала едва ли не,лучшим и наиболее долговечным произведением Мокроусова. Находясь в Москве, летом 1942 года, он, случайно проходя по улице, прочел в газетной витрине очерк писателя Л. Соловьева «Севастопольский камень» – о последнем моряке, покинувшем израненный, временно оккупированный Севастополь; в руке умирающего матроса был кусок гранита, унесенный им с любимой крымской земли. Эта суровая быль потрясла воображение композитора, и он, не дожидаясь создания стихотворного текста, стал писать музыку своей черноморской баллады. Позднее к готовой мелодии написал стихи поэт Александр Жаров. Вскоре песня зазвучала по радио и в кон.ртах, ее с гордостью напевали моряки в тесных кубриках военных кораблей.
Холодные волны вздымает лавиной 
Широкое Черное море. 
Последний матрос Севастополь покинул, 
Уходит он, с волнами споря...
Баллада «Заветный камень» по праву вошла в фонд советской песенной классики. Композитор сумел показать в ней героизм, красоту души русских моряков, суровую романтику моря. Мокроусов в этой песне умело развил и обновил традиции старых матросских песен. В том же 1942 году, вскоре после разгрома фашистских полчищ под Москвой, Мокроусов сочинил на слова поэта Алексея Суркова широко известную «Песню защитников Москвы». Она впервые прозвучала в документальном кинофильме, запечатлевшем первые радостные победы Советской Армии на полях Подмосковья. В этом чеканном и строгом марше было много общего с лучшими военными песнями 30-х годов. Песня полюбилась на фронте. Ее запели воины Советской Армии, сражавшиеся за независимость своей Родины. Подобно песне «Священная война» композитора А. В. Александрова, это произведение заключало в себе горячее стремление остановить и отбросить ненавистных захватчиков:
Мы не дрогнем в бою 
За столицу свою! 
Нам родная Москва дорога. 
Нерушимой стеной, 
Обороной стальной 
Разгромим, 
Уничтожим врага!
Много еще хороших песен написал Борис Мокроусов в годы Великой Отечественной войны. Трудные времена пережил он в Ленинграде, куда его командировали вместе с композитором Н. Будашкиным. В голодную и холодную блокадную зиму 1943 года им была создана музыка к пьесе «У стен Ленинграда», от которой сохранилась трогательная матросская песня «Море шумит» (слова В. Балашова и Вл. Карпова), написанная в характере непритязательного бытового вальса. Уже к концу войны была сочинена на слова А. Софронова прекрасная песня-хор «Ходят соколы» – о наших героях-летчиках, а также баллада для баса «Возвращение» (слова Л. Ошанина), рассказывающая о тревожных думах деревенской матери, ожидающей «сына-фронтовика; эту балладу. Мокроусов посвятил памяти своего брата Анатолия. В послевоенные годы Борис Мокроусов завоевывает славу одного из самых популярных и любимых песенных авторов. Наибольшую известность приобрели его песни лирико-бытового характера – о любви и дружбе, о родной русской природе. Редко кому из композиторов удалось так чутко, с такой мягкой душевностью передать прелесть деревенской лирики поэта Михаила Исаковского, как это сумел сделать Мокроусов в песне «Одинокая гармонь». В задумчивой трехдольной мелодии, близкой к русскому бытовому романсу, живое трепетное чувство словно передается «от сердца к сердцу». В мягких, как бы тающих в ночном воздухе гармошечных переборах, в неторопливом, чуть грустном распеве запечатлено чистое молодое чувство, романтическая мечта. С удивительным мастерством композитор передал в музыке берущие за душу сердечные восклицания поэта:
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко, 
Что ж ты девушкам спать не даешь?!
Песня «Одинокая гармонь» открыла новую страничку в советской песенной лирике: при всей внешней простоте в ней почувствовалась тонкость и деликатность чувств, душевная красота нашей молодежи... За «Одинокой гармонью» последовали новые лирические песни Мокроусова. Одни были игривые, улыбчивые, как «По мосткам тесовым» (слова А. Фатьянова) или «Песенка влюбленного пожарника» (слова С. Смирнова); другие – грустные, чувствительные, как «Осенние листья» (слова М. Лисянского); третьи были выдержаны в характере лирических частушек-страданий, как «Наговоры» (слова А. Фатьянова). Во всех рабочих пригородах нашей страны молодежь пела «Сормовскую лирическую» Мокроусова, написанную на слова Е. Долматовского, или его песни из фильма «Весна на Заречной улице». В них по-новому зазвучали традиционные мотивы русской «фабричной лирики». И однако же было бы неверно ограничивать послевоенное творчество Мокроусова только областью чистой лирики. Много внимания уделяет он и высокой гражданской тематике. Очень хороши его патриотические песни-хоры о России, о Волге, о безбрежных просторах Родины. В них покоряет свобода и ширь мелодического дыхания, естественная связь с русской протяжной песенностью. Но при всей традиционности широких русских мелодий в этих песнях почти всегда можно обнаружить характерные изгибы мелодии или неожиданные ритмические обороты, свойственные индивидуальной творческой манере Мокроусова. Таковы и «Песня о родной земле» (слова О. Фадеевой), и «Песня о Волге» (слова С. Острового), и величавая песня «Широка ты, родная Россия» (слова А. Чуркина), удостоенная премии на Всероссийском конкурсе на лучшую хоровую и массовую песню о Советской России. В послевоенные годы не прекращается живая творческая связь Мокроусова с родной Советской Армией, которой он так обязан как художник и гражданин. Неоднократно выезжал он для выступлений перед воинами в военные лагеря. Постоянно участвовал в конкурсах на лучшую оборонную песню. Премиями были отмечены его песни «Шли два друга» (слова А. Фатьянова), «Жди солдата» (слова С. Острового), «Два солдата» (слова Н. Глейзарова) и др. Много лет дружит композитор с Краснознаменным имени А.В. Александрова ансамблем песни и пляски Советской Армии. В содружестве с этим замечательным хоровым коллективом рождаются лучшие его оборонные песни, здесь они получают свое «боевое крещение». Так возникла одна из новых песен Мокроусова «Рассказ Власова Петра» (слова С. Васильева), представляющая собой целую игровую картинку в духе оперной сцены. В ней изображается бывалый советский воин, рассказывающий молодому пополнению о боевых делах Великой Отечественной войны. В армии очень полюбились походные песни Мокроусова, особенно «Жди солдата», привлекающая своим сердечным и благородным напевом. Эта песня согревает сердца солдат, возвышает их чувства, украшает и облегчает трудные дальние походы... Ок. 100 песен написано им за эти годы: гимнических и торжественно величальных, любовных и шуточных, драматических и спокойно повествовательных. Здесь и песни из кинофильмов («Весна на Заречной улице», «Свадьба с приданым»), и песни из эстрадных обозрений и радиокомпозиций, и песни, специально написанные для прославленных хоровых ансамблей, для нашей Советской Армии. Мокроусов известен не только как песенник: ему принадлежит и опера «Чапаев», в свое время поставленная на сцене Московского театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, и оперетта «Роза ветров», часто исполняемая по радио, и Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, и Антифашистская симфония для оркестра. Но, конечно, именно песня – его любимая родная стихия. В ней – особенно в бытовой лирической песне – наиболее сильно утвердилась творческая индивидуальность композитора, раскрылось обаяние его таланта. Лучшие песни Бориса Мокроусова глубоко и прочно вошли в быт армии и народа. Советские люди полюбили их за ясность и безыскусность формы, за неподдельную душевность и русскую национальную самобытность. Эти песни стали подлинно народными, запечатлев думы и настроения простых русских людей советской эпохи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий