Касаткин Николай (13(25).12.1859, Москва ‒ 1930, там же) – живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873‒83) у В. Г. Перова, преподавал там же (1894‒1917). Ученики: Б. В. Иогансон, В. В. Мешков и др. Действительный член петербургской АХ (1903). Член Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники; с 1891) и АХРР (с 1922). В ранний период творчества (конец 1880-х ‒ начало 1890-х гг.) выполнял позднепередвижнические жанровые картины («Соперницы», 1890, Третьяковская галерея; «Клевета», 1893, Русский музей, Ленинград). В 1890-е гг. К. после поездок в Донбасс (1894 и 1895) создает свои наиболее значительные произведения, одним из первых среди рус. художников обратившись к теме быта и труда пролетариата. В этюдах и картинах с простой, но выразительной композицией, выдержанной в общей землисто-серой гамме, К. с горячей симпатией воплотил яркие характеры рус. рабочих, правдиво передал не только изнурительный труд и нищету пролетариата, но и зреющий в нем дух протеста и борьбы («Шахтерка», 1894, «Углекопы. Смена», 1895, ‒ обе в Третьяковской галерее). К. создал также ряд произведений, посвященных Революции 1905‒07 («Рабочий-боевик», 1905, «Атака з-да работницами», 1906, ‒ оба в Музее Революции СССР, Москва). В сов. время К. работал над картинами на историко-революционную тему, стремился создать образ нового, советского человека («За учебу. Пионерка с книгами», 1926, «Селькорка», 1927, ‒ обе в Музее Революции СССР).
Художником, продолжавшим лучшие заветы идейного реализма передвижников, является Н. А. Касаткин (1859-1930). Одним из первых русских живописцев он посвятил свое дарование отображению жизни и борьбы пролетариата. Репин назвал произведения Касаткина «незабвенными картинами, потрясавшими все мыслящее и чувствующее общество... Сколько бы ни жило человечество, чего бы ни пережило оно в будущем, Ваши вклады в сокровищницу образов времени вечно будут расти в своей ценности, и интерес к ним никогда не зарастет плевелами; народ своими тяжелыми ступнями пробьет к ним столбовую дорогу...».
Художник родился в Москве (Трубная ул., 29, дом не сохранился). Отец-литограф привил ему первые навыки в искусстве. В Школе живописи Касаткин сблизился с И. И. Левитаном, С. А. Коровиным и В. А. Симовым и на всю жизнь сохранил с ними дружеские отношения. Молодые художники летом писали этюды в Останкине, где у отца Касаткина была небольшая дачка. В кон. 1880-х годов молодой живописец познакомился с Л. Н. Толстым. В своем дневнике Толстой называет его «милым, чистым художником». Когда Касаткин стал одним из преподавателей в Школе живописи и имел здесь квартиру, писатель был его частым гостем. В середине 1890-х годов Касаткин создал цикл произведений из жизни шахтеров. Его картины «Углекопы. Смена». «Шахтер-тягольщик» и этюд «Шахтерка» стали большим событием в художественной жизни России. В. Стасов увидел в них «столько правды, столько глубоких заметок с натуры, столько энергии и правдивости кисти...». В 1905 г. художник в ряде произведений ярко показал вооруженную борьбу пролетариата. Но в силу цензурных условий его картины «9 января», «Рабочий-боевик», «Последний путь шпиона» «После обыска» не могли быть показаны на выставках. Лишь после Великого Октября они стали достоянием народа. В 1910-е годы художник построил дом-мастерскую в Сокольниках (Ростокинский пр., 3), где жил до кон. жизни. С первых дней Октябрьской социалистической революции принял участие в создании советской живописи, работал в активе художников и скульпторов при Музее Революции СССР.
Художником, продолжавшим лучшие заветы идейного реализма передвижников, является Н. А. Касаткин (1859-1930). Одним из первых русских живописцев он посвятил свое дарование отображению жизни и борьбы пролетариата. Репин назвал произведения Касаткина «незабвенными картинами, потрясавшими все мыслящее и чувствующее общество... Сколько бы ни жило человечество, чего бы ни пережило оно в будущем, Ваши вклады в сокровищницу образов времени вечно будут расти в своей ценности, и интерес к ним никогда не зарастет плевелами; народ своими тяжелыми ступнями пробьет к ним столбовую дорогу...».
Художник родился в Москве (Трубная ул., 29, дом не сохранился). Отец-литограф привил ему первые навыки в искусстве. В Школе живописи Касаткин сблизился с И. И. Левитаном, С. А. Коровиным и В. А. Симовым и на всю жизнь сохранил с ними дружеские отношения. Молодые художники летом писали этюды в Останкине, где у отца Касаткина была небольшая дачка. В кон. 1880-х годов молодой живописец познакомился с Л. Н. Толстым. В своем дневнике Толстой называет его «милым, чистым художником». Когда Касаткин стал одним из преподавателей в Школе живописи и имел здесь квартиру, писатель был его частым гостем. В середине 1890-х годов Касаткин создал цикл произведений из жизни шахтеров. Его картины «Углекопы. Смена». «Шахтер-тягольщик» и этюд «Шахтерка» стали большим событием в художественной жизни России. В. Стасов увидел в них «столько правды, столько глубоких заметок с натуры, столько энергии и правдивости кисти...». В 1905 г. художник в ряде произведений ярко показал вооруженную борьбу пролетариата. Но в силу цензурных условий его картины «9 января», «Рабочий-боевик», «Последний путь шпиона» «После обыска» не могли быть показаны на выставках. Лишь после Великого Октября они стали достоянием народа. В 1910-е годы художник построил дом-мастерскую в Сокольниках (Ростокинский пр., 3), где жил до кон. жизни. С первых дней Октябрьской социалистической революции принял участие в создании советской живописи, работал в активе художников и скульпторов при Музее Революции СССР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий