понедельник, 30 марта 2020 г.

Франко Иван

Франко Иван (1856-1916) – главный из современных представителей украинской литературы, беллетрист, поэт., ученый, публицист и руководитель демократической партии малороссов Австрии. Родился в 1856 г. в галицийском с. Нагуевичах, в семье крестьянина-кузнеца; первые годы своего детства он в своих рассказах («Малый Мирон» и др.) изображает светлыми красками. Отец Франко умер раньше, чем сын окончил дрогобычскую базилианскую «нормальную» школу; но отчим Франко., тоже крестьянин, озаботился о продолжении его образования. Вскоре умерла и мать Франко., так что на лето он приезжал в чужую семью - и все же пребывание в ней казалось мальчику раем в сравнении со школой, где грубые и необразованные учителя, поблажая детям богачей, бесчеловечно истязали детей небогатых родителей (см. автобиографические рассказы: «Чистописание», «Карандаш» и др.); по признанию Франко, ненависть к притеснению одного человека другим он вынес из нормальной школы. Как здесь, так потом в гимназии, Франко шел первым учеником; летом гимназист пас скот и помогал в полевых работах; стихотворные переводы из Библии, античных и западноевропейских писателей, которыми он тогда занимался, он писал на народном малорусском языке. Поступив в 1875 г. во Львовский университет, Франко присоединился к студенческому кружку партии так называемой москвофильской, которая тогда была в Галиции сильна; эт.а мнимо-русская партия питает, под именем любви к России, исключительно любовь к ее реакционным и темным элементам, совершенно не знает русской литературы и, в своем презрении к малорусским крестьянам, пишет так называемым «язычием», т. е. уродливым жаргоном, представляющим хаотическую смесь российской тредьяковщины со словами польскими и малорусскими. На таком язычии Франко стал помещать в органе студентов-москвофилов «Друг» свои стихотворения и длинный фантастический роман «Детрiи и Добощуки», в стиле Гофмана. Под влиянием писем киевского профессора М.П. Драгоманова , молодежь, группировавшаяся вокруг «Друга», познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями, и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык своего галицкого демоса - малорусский; таким образом малорусская литература получила в свои ряды, вместе со многими другими талантливыми работниками, и Франко Разъяренные массовой потерей молодежи, старые москвофилы, особенно редактор крайне ретроградского «Слова» В. Площанский , обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию «Друга». Члены ее в 1877 г. были все арестованы, и Франко провел 9 месяцев в тюрьме, в одной комнате с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось все галицкое обскурантное общество - не только москвофилы, но и так называемые народовцы, т. е. украинофильские националисты старшего поколения, с убеждениями буржуазными или униатско-клерикальными; (Франко должен был оставить и университет – он окончил университетский курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре). Эт.о пребывание в тюрьме, вторичное заключение в 1880 г. и еще одно в 1889 г. близко познакомили Франко с разными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведенных нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления («Дзвiн», «Молот», «Громадський Друг» 1878, «Сьвiт» 1880 сл., «Народ» с 90-х годов и др.); они-то составили главную славу Франко и немедленно начали переводиться на другие языки. Из числа их выделяются: цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни воров и бывших людей (особенный успех имела повесть «На днi» – «На дне общества», 1880); чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев (лучше всех - роман «Boa Constrictor» – «Кулак», 1884; «До свiтла!» – «К свету!», 1889, переведено на русский язык неск. раз; стихотворные поэмы из жизни евреев, ищущих правды).
Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Франко проявил талант и в области объективного исторического романа: его «Захар Беркут» (1883, из времен татарского нашествия 13 века) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала «Зоря», который не усмотрел в нем «натурализма Зола» (псевдоклассики и схоластики - галичане всегда выставляли против Франко эт.от упрек). В Украине эт.от роман привлек серьезное внимание читателей к его автору, столь непохожему на заскорузлое большинство галичан, и положил начало более близкому общению Франко с украинцами России. За «натуралистическими» и «радикальными» произведениями Франко галичане тоже не могли не признать блестящего таланта, несмотря на то, что эт.и произведения содержали в себе вызов всему инертному, непросвещенному буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Франко в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для народцев побуждением искать сотрудничества Франко в их органах. Понемногу между Франко и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 г. он был приглашен ими даже в главные редакторы их литературно-научного органа «Зоря». Два года Франко вел «Зорю» успешно, привлек в сотрудники ее всех талантливейших писателей из Украины российской, а примирительное свое отношение к униатскому духовенству выразил прекрасной своей поэмой «Панськi жарти» («Барские шуточки»), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою за овцы своя. Тем не менее в 1887 г. наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Франко от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Франко к русским писателям (Франко и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), в которой малорусскому шовинизму чуялась москалефильство. Высшую симпатию Франко нашел, зато у малороссов Украины, где его сборник стихов: «З вершин i низин» («С высот и долов», 1887) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда: «В потi чола» (1890); есть русский перевод «В поте лица»), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в «Киевской Старине»; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, например, его антииезуитскую повесть «Миссiя» («Ватра», 1887). Ее продолжение, «Чума» («Зоря», 1889), должно было примирить народовцев с Франко, так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Франко в националистическом журнале «Правда» тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 г. соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Франко, Павлика и всех прогрессивных малороссов Галичины отделиться в совершенно особую партию. По соглашению 1890 г. украинский язык приобретал в Австрии важные преимущества в общественной жизни и школе, до университета включительно, но зато на малорусскую интеллигенцию возлагалось обязательство жертвовать интересам крестьян, поддерживать унию с Римом и подавлять руссофильство. Партия строгих демократов, организованная Франко и Павликом для противовеса «новой эре», приняла название «русько-украiнська радикальна партия»; ее орган «Народ» (1890 - 95), в котором Франко писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); теперь вместо «Народа» эт.а очень усилившаяся партия располагает другими газетами и журналами. «Народ» проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крестьянского благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись «Народу» нередко чем-то казарменным, «вроде Аракчеевских военных поселений» (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Франко кончил тем, что стал популяризовать (в «Життi i Словi») английское фабианство. В религиозном отношении «Народ» был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении «Народ» так же крепко держался малорусского языка, как и «новоэристы», и считал употребление его обязательным для малорусской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и руссоедства. В полемике «Народа» против узконационалистической «Правды» наиболее едкие статьи принадлежали Франко; изданный им том политических стихотворений («Нiмеччина», «Ослячi вибори» и т. п.) еще более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Франко совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. Поэт.ому в первые два года издания «Народа» почти прекратились беллетристическое творчество Франко и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Франко разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 г. издан сборник «Зiв'яле листя» - «Увядшие листья» – меланхолического любовного содержания). Ок. 1893 г. Франко отдается преимущественно ученым занятиям, вновь записывается во Львовский университет, где намечается профессором Огоновским в преемники по кафедре древнерусской и малорусской словесности, потом доканчивает историко-филологическое образование в Венском университете на семинариях у академика Ягича , издал (1894) исследование об Иоанне Вышенском и докторскую диссертацию: «Варлаам и Йоссаф», издает (с 1894 г.) литературно-историко-фольклорный журнал «Життье i Слово», печатает старорусские рукописи и т. д. В 1895 г., после удачной вступительной лекции Франко в Львовском университете, профессорский сенат избрал его на кафедру малорусской и старорусской литературы, и Франко мог радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить с себя «ярмо барщины» (так он называл обязательную работу в польских газетах ради куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело родной науке и литературе. Однако галицкий наместник граф Казимир Бадени не допустил до утверждения в профессуре человека, «который три раза сидел в тюрьме». Тяжелое пессимистическое настроение Франко выразилось в его сборнике стихотворений: «Мiй Iзмарагд» (1898, составленного по образцу древнерусских «Измарагдов»); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт. заявил, что он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а просто будет ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя его не любит. Испорченность польско-шляхетского общества Франко обрисовал в романах «Основи суспiльности» = «Столпы общества», «Для домашнього вогнища» = «Ради семейного очага» 1898) и др. Такие произведения, как «Основи суспiльности», истолковывались польскими врагами Франко в смысле осуждения не только польского дворянства, но и всего польского народа. Всего больше Франко поплатился за свое исследование о Мицкевиче, по случаю его юбилея: «Der Dichter des Verraths» (в венском журнале «Zeit»). Всеобщее негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты и журналы. Источником средств к существованию оставалась работа в журналах немецких, чешских, русских («Киевская Старина», «Северный Курьер»), но эт.ого заработка было недостаточно, и поэт.у одно время грозила слепота от темной квартиры и голодная смерть с семьей. Как раз к эт.ому времени «Ученое общество имени Шевченка во Львове» получило, под председательством профессора Грушевского , прогрессивный характер и предприняло неск. серий научных и литературных изданий; работа в эт.их изданиях стала оплачиваться и в число главных работников был привлечен Франко. С 1898 г. он состоял редактором «Лiтературно-Наукового Вiстника», лучшего малороссийского журнала, издаваемого обществом имени Шевченко; здесь печатается большая часть его беллетристических, поэт.ических, критических и историко-литературных произведений. Его роман «Перехреснi стежки» – «Перекрестные тропинки» (1900) изображает тернистую жизнь честного общественного деятеля-русина в Галичине, энергия которого должна в значительной степени тратиться на борьбу с мелкими дрязгами и вторжением политических врагов в его личную жизнь. Лирическим воспоминанием о пережитом печальном прошлом является сборник стихотворений: «Iз днiв журби» = «Из дней скорби» (1900). Ученые сочинения Франко по истории, литературе, археологии, эт.нографии и т. п. издаются в «Записках» ученого общества имени Шевченка и - монографиями - в многочисленных «Трудах» секции общества, в одной из которых Франко состоит председателем. Неполный перечень одних только заглавий написанного Франко, составленный М. Павликом, образовал объемистую книгу. 25-летний литературный юбилей Франко отпразднован в 1899 г. малороссами всех партий и стран. Лучшие малороссийские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Франко сборник: «Привiт» (1898). Некоторые сочинения Франко переведены на немецкий, польский, чешский и русский языки. Имя писателя носит город Ивано-Франковск, а также улицы во многих городах Украины и России. Личность украинского гения, который свободно владел 14 языками и занимался десятком различных видов творческой деятельности, должна стать примером ежедневного подражания для каждого. Творческое наследие Франка поражает, а его работоспособности удивляются самые отъявленные трудоголики. Как и большинство молодых людей того времени, он увлекался идеями социализма. Читал произведения Маркса, Энгельса, переписывался с Михаилом Драгомановым. Однако в конце жизни он понял ошибочность идеи Маркса, назвав социалистическое государство тюрьмой. У писателя было ок. 100 псевдонимов. Львов - город, где писатель прожил сорок лет. Он посвящал Львову стихи, был искренне увлечен им. Неслучайно Львовский университет носит его имя. Ивана Франко арестовывали трижды. В первый раз он провел в камере с уголовными преступниками 11 месяцев. А после второго ареста, в 1880 г., едва не умер от голода. Тогда за неделю в отеле он написал повесть «На дне» без единого исправления и за последние деньги отправил ее во Львов, после чего три дня жил на три цента, найденные на берегу реки Прут. А когда их не стало, лежал без памяти и без сил. Спас его старый служитель отеля. В 1886 г. Франко женился. Его женой стала Ольга Хоружинская, которая была очень высокообразованной, хорошо владела многими языками. Познакомившись с писателем, она решила стать ему не только женой, но и помощницей, и посвятить свою жизнь мужу. Вместе они воспитали четверых детей. Однако их супружеская жизнь  не была счастливой. Материальные лишения, нищета, ежедневные заботы, враждебное отношение к Ольге со стороны ближайших сотрудников мужа - все эт.о сломило женщину. Вследствие чего у нее обнаружили туберкулез, нервное перенапряжение, а впоследствии и полное психическое расстройство. Одинокая, брошенная детьми, она умерла 17 июля 1941 г. и похоронена неподалеку от своего мужа. Иван Яковлевич прожил неполных 60 лет, из них более 40 лет отдал активной творческой деятельности. В практическом итоге за 40 лет он написал 6000 произведений. Эт.о означает, что каждые два дня из-под пера писателя выходило новое произведение, которое могло быть стихотворением или новеллой, повестью, романом или монографией. За время активной творческой деятельности у него вышло 220 отдельных изданий, ежегодно он выдавал 5-6 книг. Среди современных писателей таких титанов нет, а колоссальная работоспособность Франка просто поражает. В сов. время произведения Франка были издали в 50 томах, хотя труды писателя и ученого могли бы составить 100-томное собрание сочинений. Писатель перевел на украинский язык литературные произведения ок. 200 авторов с 14 языков мира. Иван Франко также известен как фольклорист, эт.нолог, языковед. Ему принадлежат фундаментальные искусствоведческие исследования по теории и истории украинского театра. Не оставлял Франко без внимания и зарубежный театр, чему посвящено немало статей литературной критики и обзоров. Иван Франко не дожил до своего 60-летия всего три месяца, но последние 12 лет жизни тяжело болел и был частично парализован. Даже в таком состоянии, благодаря невероятной силе духа, он работал, надиктовывая свои произведения сыновьям. Иван Франко является единственным украинским поэт.ом, который номинировался на получение Нобелевской премии по литературе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий