Жуковский Николай (1847, село Орехово Владимирской губернии — 1921, Москва) – учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики, член-корреспондент Петербургской Академии наук. В Москве с 1857 г. Окончил Московский университет (1868). В 1870—74 гг. преподавал физику и математику во 2-й Московской женской гимназии, с 1872 г. — в Императорском техническом училище (позднее — МВТУ), с 1885 г. — в Московском университете. Под руководством Жуковского при механическом кабинете Московского университета в 1902 г. была сооружена одна из первых в Европе аэродинамическая труба, в 1904 г. в посёлке Качино под Москвой создан первый в мире аэродинамический институт. В 1910 в ИТУ при непосредственном участии Жуковского была открыта аэродинамическая лаборатория. По предложению Жуковского создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ, 1918), руководителем которого он был назначен. Основанные Жуковским теоретические курсы для лётчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого в 1920 г. создан институт инженеров Красного Воздушного Флота, ныне Военно-воздушная инженерная академия (ВВИА; с 1922 имени Жуковского). Жуковский заложил основы единой научной дисциплины — экспериментальной и теоретической аэродинамики, оказавшей впоследствии огромное влияние на развитие авиации. Автор многочисленных исследований в области механики твёрдого тела, астрономии, математики, прикладной механики, гидродинамики и гидравлики, теории регулирования машин и др.
Именем Жуковского названа улица (бывший Мыльников переулок; на д. 8, где жил Жуковский, — мемориальная доска). В 1947 г. в здании, где работал Жуковский в 1915—20 гг. (улица Радио, 17; мемориальная доска), создан научно-мемориальный музей Жуковского, открыт для посещения в 1956 г. Памятники-бюсты — около здания МГУ на Воробьёвых горах (1953, скульптор М. Манизер), у входа в научно-мемориальный музей Жуковского (1958, скульптор Г. Нерода), перед зданием ВВИА на Ленинградском проспекте (1959, скульптор Нерода, архитектор И. Француз).
«Отцом русской авиации» назвал В. И. Ленин Н. Е. Жуковского (1847-1921). Этот гениальный ученый заложил основы авиационной науки, благодаря которой в наши дни создана мощная советская авиация. По определению его ученика и соратника С. А. Чаплыгина, Жуковский «своей светлой и могучей личностью объединял в себе и высшие математические знания и инженерные науки. Он был лучшим соединением науки и техники, он был почти университетом».
Жуковский получил образование в 4-й московской гимназии (1858-1864), где жил в пансионе. Гимназия первоначально помещалась в доме № 1 на Моховой, а с 1861 г. - в доме № 22 на Покровке. В 1868 г. Жуковский окончил университет и в 1871 г. начал работать в Московском техническом училище, с которым не порывал связи всю жизнь. Сначала Жуковский жил на Садовой (в районе Краснохолмского моста), а в 1878 г. переехал в дом № 28 на Немецкой (Бауманской) улице. Уже в эти годы ученый активно включается в научную жизнь Москвы, выступает с докладами и сообщениями. На квартире ученого часто собираются молодые профессора, изобретатели, студенты. Особенно он сближается с Ф. А. Бредихиным и В. К. Цераским. В 1886 г. Жуковский возглавил кафедру механики в Московском университете и, чтобы быть ближе к работе, вскоре переехал в дом № 10 (не сохранился) в М. Козловском переулке. Однако прожил он здесь недолго и перебрался в дом № 11 (не сохранился) по Гусятникову (Большевистскому) переулку. В этой квартире Жуковский жил до 1904 г. В 1897-1898 гг. ученый участвует в строительстве московского водопровода, выясняет причины участившихся разрывов магистральных труб. В результате проведенных им опытов было написано замечательное исследование «О гидравлическом ударе в водопроводных трубах», принесшее Жуковскому мировую славу. В 1890-х годах Жуковский вплотную начинает заниматься проблемами воздухоплавания. В 1891 г., за 12 лет до того, как первый самолет в мире поднялся в воздух, ученый теоретически обосновал «мертвую петлю». Ее впервые блестяще выполнил в 1913 г. замечательный русский летчик П. Н. Нестеров. В 1902 г. Жуковский строит в Московском университете первую в России и одну из первых в мире аэродинамическую трубу. Вместе с учениками он проводит в ней опыты с моделями летательных аппаратов, исследует устойчивость и подъемную силу крыльев различной формы. В эти годы выходит ряд трудов Жуковского, посвященных различным вопросам авиации. В 1904 г. Жуковский переселяется в дом № 8 по Мыльникову переулку (сейчас ул. Жуковского). Его квартира скоро становится одним из центров научной и технической жизни Москвы. Племянница ученого Е. А. Домбровская вспоминает: «Все проекты, касающиеся вопросов механики и воздухоплавания, проходили через руки Николая Егоровича... На его книжных шкафах и внутри шкафов почти всегда стояли различные аппараты, присылаемые в комиссию изобретателями. Кроме того, Николай Егорович постоянно получал от изобретателей письма и проекты лично на свое имя. За последние годы их стало так много, что пришлось заказать печатный бланк, который и посылался в ответ».
В этом доме Жуковский написал основные работы по теории воздухоплавания, которые и поныне являются руководящими для ученых и инженеров. В результате многочисленных экспериментов ученый создал названную его именем теорему о подъемной силе крыла, исследовал различные профили крыльев, винты, вертолеты. В 1910 г. Жуковский основал Московское общество воздухоплавания. Он неизменно председательствовал на всех воздухоплавательных съездах. Без его помощи и консультации не создавалась ни одна авиационная выставка. В годы Советской власти осуществилась мечта Жуковского о создании специального института, работающего над проблемами аэродинамики. 4 ноября 1918 г. на квартире ученого состоялось совещание, разработавшее проект Центрального аэрогидродинамического института. Идея создания этого института была горячо поддержана В. И. Лениным. Первое время коллегия института, возглавляемая Жуковским, собиралась у него на квартире; столовая даже официально именовалась комнатой ЦАГИ. В это же время ученый проводит реорганизацию руководимого им Авиатехникума в Институт инженеров Красного воздушного флота (ныне Воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского).
В 1936 г., в связи с 15-летием со дня смерти ученого, Мыльников переулок, где прошли его последние годы, был переименован в улицу Жуковского.
Именем Жуковского названа улица (бывший Мыльников переулок; на д. 8, где жил Жуковский, — мемориальная доска). В 1947 г. в здании, где работал Жуковский в 1915—20 гг. (улица Радио, 17; мемориальная доска), создан научно-мемориальный музей Жуковского, открыт для посещения в 1956 г. Памятники-бюсты — около здания МГУ на Воробьёвых горах (1953, скульптор М. Манизер), у входа в научно-мемориальный музей Жуковского (1958, скульптор Г. Нерода), перед зданием ВВИА на Ленинградском проспекте (1959, скульптор Нерода, архитектор И. Француз).
«Отцом русской авиации» назвал В. И. Ленин Н. Е. Жуковского (1847-1921). Этот гениальный ученый заложил основы авиационной науки, благодаря которой в наши дни создана мощная советская авиация. По определению его ученика и соратника С. А. Чаплыгина, Жуковский «своей светлой и могучей личностью объединял в себе и высшие математические знания и инженерные науки. Он был лучшим соединением науки и техники, он был почти университетом».
Жуковский получил образование в 4-й московской гимназии (1858-1864), где жил в пансионе. Гимназия первоначально помещалась в доме № 1 на Моховой, а с 1861 г. - в доме № 22 на Покровке. В 1868 г. Жуковский окончил университет и в 1871 г. начал работать в Московском техническом училище, с которым не порывал связи всю жизнь. Сначала Жуковский жил на Садовой (в районе Краснохолмского моста), а в 1878 г. переехал в дом № 28 на Немецкой (Бауманской) улице. Уже в эти годы ученый активно включается в научную жизнь Москвы, выступает с докладами и сообщениями. На квартире ученого часто собираются молодые профессора, изобретатели, студенты. Особенно он сближается с Ф. А. Бредихиным и В. К. Цераским. В 1886 г. Жуковский возглавил кафедру механики в Московском университете и, чтобы быть ближе к работе, вскоре переехал в дом № 10 (не сохранился) в М. Козловском переулке. Однако прожил он здесь недолго и перебрался в дом № 11 (не сохранился) по Гусятникову (Большевистскому) переулку. В этой квартире Жуковский жил до 1904 г. В 1897-1898 гг. ученый участвует в строительстве московского водопровода, выясняет причины участившихся разрывов магистральных труб. В результате проведенных им опытов было написано замечательное исследование «О гидравлическом ударе в водопроводных трубах», принесшее Жуковскому мировую славу. В 1890-х годах Жуковский вплотную начинает заниматься проблемами воздухоплавания. В 1891 г., за 12 лет до того, как первый самолет в мире поднялся в воздух, ученый теоретически обосновал «мертвую петлю». Ее впервые блестяще выполнил в 1913 г. замечательный русский летчик П. Н. Нестеров. В 1902 г. Жуковский строит в Московском университете первую в России и одну из первых в мире аэродинамическую трубу. Вместе с учениками он проводит в ней опыты с моделями летательных аппаратов, исследует устойчивость и подъемную силу крыльев различной формы. В эти годы выходит ряд трудов Жуковского, посвященных различным вопросам авиации. В 1904 г. Жуковский переселяется в дом № 8 по Мыльникову переулку (сейчас ул. Жуковского). Его квартира скоро становится одним из центров научной и технической жизни Москвы. Племянница ученого Е. А. Домбровская вспоминает: «Все проекты, касающиеся вопросов механики и воздухоплавания, проходили через руки Николая Егоровича... На его книжных шкафах и внутри шкафов почти всегда стояли различные аппараты, присылаемые в комиссию изобретателями. Кроме того, Николай Егорович постоянно получал от изобретателей письма и проекты лично на свое имя. За последние годы их стало так много, что пришлось заказать печатный бланк, который и посылался в ответ».
В этом доме Жуковский написал основные работы по теории воздухоплавания, которые и поныне являются руководящими для ученых и инженеров. В результате многочисленных экспериментов ученый создал названную его именем теорему о подъемной силе крыла, исследовал различные профили крыльев, винты, вертолеты. В 1910 г. Жуковский основал Московское общество воздухоплавания. Он неизменно председательствовал на всех воздухоплавательных съездах. Без его помощи и консультации не создавалась ни одна авиационная выставка. В годы Советской власти осуществилась мечта Жуковского о создании специального института, работающего над проблемами аэродинамики. 4 ноября 1918 г. на квартире ученого состоялось совещание, разработавшее проект Центрального аэрогидродинамического института. Идея создания этого института была горячо поддержана В. И. Лениным. Первое время коллегия института, возглавляемая Жуковским, собиралась у него на квартире; столовая даже официально именовалась комнатой ЦАГИ. В это же время ученый проводит реорганизацию руководимого им Авиатехникума в Институт инженеров Красного воздушного флота (ныне Воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского).
В 1936 г., в связи с 15-летием со дня смерти ученого, Мыльников переулок, где прошли его последние годы, был переименован в улицу Жуковского.
Комментариев нет:
Отправить комментарий