воскресенье, 16 февраля 2020 г.

Александр Невский (святой)


Александр Невский, в схиме Алексий
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
благоверное княжение
ВРЕМЯ
13 век
ДНИ ПАМЯТИ
12 сентября (30 августа ст. ст.), 6 декабря (23 ноября ст. ст.), 29 июля (16 июля ст. ст.) - (Макар.), в Соборах Владимирских, Нижегородских, Ростово-Ярославских, Санкт-Петербургских, Тульских, Эстонских святых
ЖИЗНЬ
Князь Александр родился в 1220 г. в Переславле-Залесском, а с 1222 г. жил в Городище под Великим Новгородом, где княжил его отец великий князь Ярослав Всеволодович.
В 1225 г. Ярослав учинил сыновьям «княжеский постриг», после которого их начал обучать ратному делу воевода, боярин Федор Данилович. В 1228 г. вместе со старшим братом Федором были «ставлены» отцом в Новгороде, но по случаю волнений княжичи в том же году принуждены были уйти к отцу (по другим сведениям, в 1229 г.). В 1230 г. великому князю Ярославу удалось снова оставить Новгород за Федором и Александром, однако 3 года спустя, в пятнадцатилетнем возрасте, Федор умер.
В 1234 г. состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев.
В 1236 г. Ярослав уехал княжить в Киев и Александр стал самостоятельно править в Новгороде, который гордился своим князем. Он выступал защитником сирот, вдовиц, был помощником голодающих.
Князь смолоду чтил священство и монашество, т.е. был князем от Бога и послушным Богу.
Перед молодым князем возникла проблема татар и серьезная опасность со стороны шведов, ливонцев и Литвы. Борьба с ливонцами и шведами являлась, вместе с тем, борьбой православного Востока с католическим Западом. В 1237 г. разрозненные силы ливонцев – тевтонского ордена и меченосцев – объединились против русских.
В 1238 г. к новгородским землям подступили монгольские полчища. С надеждой на Премудрость Божию князь Александр молился о подании защиты в храме святой Софии, укреплял город и пределы, и враг не вторгся.
В 1239 г. князь обвенчался с княгиней Александрой из Полоцка. Но спокойной жизни у него не было. Князь приступил к укреплению западной границы своей области по реке Шелони. В следующем году немцы напали на Псковскую область, а шведы, побуждаемые папой, двинулись на Новгород под предводительством самого правителя страны, королевского зятя Биргера. Уверенный в победе, Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки.
Князь тогда молился на коленях в церкви Софии Премудрости Божией, а обращаясь к воинам, он сказал слова и поныне крылатые: «Не в силе Бог, но в правде».
С небольшой дружиной новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 г. врасплох напал на шведов, когда они при устье Ижоры на Неве остановились для отдыха, и нанес им поражение. Сражаясь в первых рядах, Александр «неверному кралю их (Биргеру) возложил острием меча печать на челе». Победа в этой битве дала ему прозвание Невского и сразу в глазах современников поставила на пьедестал великой славы. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжелый период невзгод в остальной Руси. В глазах народа на Александре и Новгородской земле проявлялась особая благодать Божия. Автор летописного сказания о житии и подвигах Александра отмечает, что в эту битву «обретоша много множество избиенных (врагов) от Ангела Господня». Появилось сказание о явлении Пелгусию князей-мучеников Бориса и Глеба, шедших на помощь своему «сроднику Александру». Сражение историки назвали Невская битва.
Тем не менее, новгородцы, ревнивые к своим вольностям, в том же году успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу, который дал ему на княжество Переславль-Залесский. Между тем на Новгород надвигались ливонские немцы, чудь и литва. Они повоевали и обложили данью вожан, построили крепость в Копорье, взяли город Тесов, разграбили земли по реке Луге и стали грабить новгородских купцов в 30 км от Новгорода. Новгородцы обратились к Ярославу за князем; он дал им второго своего сына, Андрея. Это не удовлетворило их. Они отправили второе посольство просить Александра. В 1241 г. Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с Андреем двинулся на помощь Пскову, где сидели немецкие наместники. Псков был освобожден, и Александр направился в Чудскую землю, во владения ордена.
5 апреля 1242 г. произошла битва на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Перед битвой князь Александр велел дружинникам снять железные доспехи. Хитрым маневром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лед. Русские 7 км гнали немцев по льду, 400–500 рыцарей пало и до 50 взято в плен. Магистр ордена испугался похода Невского на Ригу и обратился за помощью к датскому королю. Но Александру нужно было покончить еще с набегами Литвы. Рядом побед в 1242 и 1245 гг. он такой страх нагнал на литовцев, что они стали «блюстися имени его». Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили ему часть Летголии. Есть известие, что папа Иннокентий IV в 1251 году прислал к Невскому двух кардиналов с буллой. Папа, обещая помощь ливонцев в борьбе с татарами, убеждал Александра пойти по примеру отца, согласившегося будто бы подчиниться римскому престолу. По рассказу летописца, Невский, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся сведаем добре, а от вас учения не приимаем».
Совсем другую политику проводил Александр по отношению к татарам. Согласно одной точке зрения при тогдашней малочисленности и разрозненности русского населения в восточных землях нельзя было и думать об освобождении из-под их власти и оставалось положиться на великодушие победителей. Другие историки считают, что борьба с татарами могла бы быть успешной, но Александр хотел использовать их помощь для установления своей жесткой власти над вольными городами. В любом случае Александр решил ладить с татарами во что бы то ни стало. Похоронив отца в 1246, он, по требованию Батыя, в первый раз поехал поклониться хану 1247. Батый отправил его вместе с братом Андреем, ранее прибывшим в Орду, к великому хану в Монголию. Два года потребовалось им на это путешествие. В их отсутствие брат их, Михаил Хороборит Московский (четвертый сын великого князя Ярослава), отнял у дяди Святослава Всеволодовича владимирское великое княжение в 1248 г., но в том же году погиб в походе на Литву (на реке Протве). По устранении Святослава Александр и Андрей явились старейшими в роде, кроме Владимира углицкого, умершего в 1249 году. Будучи сильнее Владимира, Ярославичи могли соперничать только друг с другом. И летописец отмечает, что у них была «пря велия о великом княжении». Хан княжеством владимирским пожаловал Андрея, а Александру дал Киев и Новгород (1249). Киев после татарского разорения потерял всякое значение; поэтому Александр поселился в Новгороде. Он понял, что покорность завоевателю может доставить такие выгоды князьям, каких они не имели прежде. Татарам легче и удобнее было вести дело с покорными князьями, чем с многочисленным и непостоянным вече. В их интересах было усилить княжескую власть, в особенности власть великого князя. А это необходимо было для укрепления раздираемой усобицами Руси. Андрей, по своему характеру, не способен был к такой роли. В 1250 г. князю пришлось ехать в Монголию к великому хану. Зная о том, что предстоит и с кем надлежит встретиться, князь Александр сказал перед отъездом: «Аще и кровь свою пролию Христа ради от безбожного царя, якоже и сродники мои, кусту же и огню и идолам не поклонюся». Это был отказ исполнить обязательные в Орде обряды. Князь сдержал слово, и Господь его уберег.
В 1252 г. против Андрея были двинуты татарские полчища под предводительством царевича Неврюя. Андрей в союзе с братом Ярославом Тверским сразился с татарами, но был разбит и через Новгород бежал в Швецию. Это была первая попытка открытого противодействия татарам в северной Руси и первое ополчение татар, приведенное на русскую землю по личным побуждениям русского князя.
После бегства Андрея великое княжение владимирское, по воле хана, перешло к Александру Невскому. Чувствуя свое никем не оспариваемое старейшинство и силу, имея поддержку в Орде, Александр проявил себя князем самовластным и жестоким.
В 1255 г. новгородцы изгнали от себя его (Александра Невского) старшего сына Василия и призвали Ярослава Тверского. Князь Александр силой заставил их снова принять Василия и неугодного ему посадника Анания, поборника новгородской вольности, заменил услужливым Михалкой Степановичем. В 1257 г. в Новгороде произошли волнения вследствие требования ханом поголовной переписи и дани с непокоренной им Новгородской земли, как с земель покоренных – Суздальской, Муромской и Рязанской. Большие люди с посадником Михалкой уговаривали новгородцев покориться воле хана, но меньшие и слышать о том не хотели. Михалко был убит. Князь Василий, разделяя чувства меньших, но не желая ссориться с отцом, ушел в Псков. В Новгород явился Александр Невский с татарскими послами, выгнал сына в «Низ», то есть Суздальскую землю, бояр, стоявших заодно с меньшими, схватил и наказал («овому носа урезаша, а иному очи выимаша») и посадил князем к ним второго своего сына, Дмитрия. О Василии до смерти в 1271 г. Александр больше не упоминал.
В 1256 г. шведы попытались отнять у Новгорода финское побережье, приступив к постройке крепости на р. Нарове, но при одном слухе о приближении Александра с суздальскими и новгородскими полками убежали обратно. Чтобы еще более устрашить их, князь, несмотря на трудности зимнего похода, проник в Финляндию и повоевал поморье.
В 1258 г. князь Александр ездил в Орду «чтить» ханского наместника Улавчия, а в 1259 г., угрожая татарским погромом, добился от новгородцев согласия на перепись населения на поголовную дань. Своей покорностью Александр спас русскую землю от разгрома даже и тогда, когда в 1262 г. во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и др. городах были перебиты татарские откупщики дани. Полки татарские уже готовы были двинуться на Русь, но Александр Невский явился к хану, отвратил беду и добился даже льготы русским по доставке для татар военных отрядов. Прожив в Орде в эту последнюю, четвертую свою поездку зиму и лето, он заболел и на обратном пути слег в Городце-на-Волге, где принял монашеский постриг и схиму с именем Алексия. Он скончался 14 ноября 1263 года.
МОЩИ
Митрополит Кирилл сказал в Успенском соборе стольного города Владимира: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем». Усопшего перевезли во Владимир и положили в соборе Богородице-Рождественского монастыря 23 ноября 1263 года. При захоронении были отмечены многочисленные исцеления.
Святые мощи по указанию императора Петра I перенесли в Петербург и положили 30 августа 1724 года в соборе святой Троицы Александро-Невской лавры. С 1753 года мощи покоятся в серебряной раке. День 30 августа почитается как день перенесения мощей. Это событие закрепляло за Петербургом звание новой столицы России.
Императрица Екатерина II учредила орден святого князя Александра Невского. Кавалеры ордена 30 августа 1790 года перенесли раку с мощами во вновь отстроенный грандиозный Троицкий собор.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Современники воспринимали почившего как особого молитвенника и заступника за Русь и православие. Побеждая везде, он никем не был побежден. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Александра Невского, рассказывал, что он прошел много стран и народов, но нигде не видел такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нем и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей.
Когда благоверный великий князь Димитрий Донской молился в соборе Рождественского монастыря у его гроба перед походом 1380 года на Куликово поле, то неожиданно явились два старца у гроба и возгласили: «О господине Александре, возстане и ускори на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». После этого видения именем митрополита Московского гробницу открыли и установили местное почитание святого князя. Составили ему службу. В пожар 1491 г. собор горел, но даже пелена на гробнице уцелела. Общецерковное прославление благоверного князя Александра Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 г., когда повелели составить ему пространное житие, службу и похвальное слово.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
АФОРИЗМЫ
ИКОНОГРАФИЯ
Святой благоверный князь Александр Невский изображается на иконах в схиме и ризе преподобнической.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 4 (на перенесение мощей 30 августа)
Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на Небесех царствующий, благоверне княже Александре, и приими моления их, умножая жита людем плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молением и православным христианом на сопротивныя споборствуя.
Другой тропарь, глас 4 (6 декабря)
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре: яви бо тя Христос, яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца, преславна и Богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся, славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и державе Российской Богоугодней быти и сыновом российским спастися.
Кондак, глас 8 (6 декабря)
Яко звезду тя пресветлую, почитаем, от востока возсиявшую и на запад пришедшую: всю бо страну сию чудесы и добротою обогащаеши и просвещаеши верою чтущия память твою, Александре блаженне. Сего ради днесь празднуем твое успение, людие твои сущии; моли спасти отечество твое и вся притекающия к раце мощей твоих и верно вопиющия ти: радуйся, граду нашему утверждение.
Другой кондак, глас 4 (на перенесение мощей 12 сентября)
Якоже сродницы твои Борис и Глеб явишася тебе с Небес в помощь, подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его, тако и ты ныне, блаженне Александре, прииди в помощь твоим сродником и побори борющия ны.
Молитва
Скорый помощниче всех, усердно к тебе прибегающих, и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный, великий княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя, многими беззаконии непотребны себе сотворшия, ко святей иконе твоей ныне притекающия и из глубины сердца к тебе взывающия: Ты в житии своем ревнитель и защитник Православныя веры был еси - и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси - и нас твоею помощию пребывати коегождо, в немже призван есть настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси - и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетленным увенчанный, на Небесех Царствующим, исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к Вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святыми Престолу Божию, молися о всех православных христианех, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ХРАМЫ
МОНАСТЫРИ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
КАРТИНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
ПОЧИТАНИЕ (В ТОМ ЧИСЛЕ НА РОДИНЕ, В РОДНОМ СЕЛЕНИИ, А ТАКЖЕ В ДРУГИХ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЯХ)
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ
Оценки деятельности Александра Невского:
Каноническая версия. Согласно «канонической» версии Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В XIII веке Русь подверглась ударам с двух сторон – католического Запада и татар с Востока. Александр Невский проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (и при этом более веротерпимым) врагом – татарами – и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена (яркий пример – талантливый, но исторически недостоверный фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна), а также Русской Православной Церковью.
Взгляд историков 18-19 вв. Ряд историков не придают личности Александра Невского столь большого значения. Крупнейшие русские историки Сергей Соловьев и Василий Ключевский посвятили деятельности князя минимум строк, но при этом воздавали должное уважение его деятельности.
Сергей Соловьев: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».
Критическая версия. Третья группа историков, в целом соглашаясь с «прагматичным» характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории Руси и России. Этой позиции придерживаются, в частности, Михаил Сокольский, Ирина Карацуба, Игорь Курукин, Никита Соколовьев, Игорь Яковенко, Георгий Федотов, Игорь Андреев и др. Согласно их трактовке, серьезной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причем Ледовое побоище не являлось крупной битвой), а пример Литвы (в которую перешел ряд русских князей со своими землями) показал, что успешная борьба с татарами была вполне возможна. По этой версии, Александр Невский сознательно пошел на союз с татарами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. Ему якобы импонировала модель деспотичной власти татаро-монгол, позволявшая поставить под княжеский контроль вольные города. В результате князь внес свой вклад в то, что европейский путь развития с опорой на торгово-промышленные города с их свободой и гражданским обществом, не был реализован на русских землях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий