среда, 26 февраля 2020 г.

Щусев Алексей

Алексей Щусев (1873 - 1949) родился в Кишиневе. В 1897 году закончил Академию художеств в Петербурге. Основные работы архитектора в дореволюционный период – это реставрация и строительство церквей (в Овруче, Натальевке и др.). Разработал неорусскую версию стиля модерн. Один из ее лучших примеров в Москве – комплекс Марфо-Марьинской обители (1912). В 1913 году начал свой самый большой проект – Казанский вокзал, строительством которого его мастерская занимается до 1948 года. Здесь он также обратился к теме традиционной русской архитектуры Москвы и Поволжья. После революции занялся разработкой нового генерального плана города «Новая Москва», опубликованного в 1923 году, но не принятого. Потом соорудил все три Мавзолея: спешно построенный зимой 1924 года деревянный, потом еще один временный и, наконец, в 1928 году каменный. В 1929 году спроектировал крупнейшее свое произведение в современном стиле – Наркомат земледелия на Садовой-Спасской. Параллельно его мастерская занималась проектированием нового здания Третьяковской Галереи (директором которой он стал в 1926 году). В 1930-е гг. продолжал строительство гостиницы «Москва», спроектировал здания научных институтов в Москве, институт Марксизма-Ленинизма в Тбилиси; после войны новое здание НКВД на Лубянской площади и метро «Комсомольская-Кольцевая», законченную после его смерти. Также занимался восстановлением разрушенных войной Истры и Новгорода. В 1946 году учредил научно-исследовательский музей архитектуры, получивший его имя.

Щусев учился в петербургской Академии художеств (1891–97) у Л. Бенуа и И. Репина. С 1910 академик архитектуры. С 1913 в Москве. Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1913–18), Вхутемасе (1918–24), Московском архитектурном институте (1948). В 1919–29 председатель Московского архитектурного общества, в 1926–29 директор Третьяковской галереи, в 1932–37 главный архитектор 2-й Архитектурно-проектной мастерской Моссовета. Организатор и первый директор Музея русской архитектуры (ныне Музей архитектуры имени Щусева). Первые значительные постройки Щусева выполнены в неорусском стиле и отличаются разнообразием, живописной выразительностью облика (Марфо-Мариинская обитель, Казанский вокзал). В проектах 1910-х гг. обратился к формам неоклассицизма (Коммерческий институт на улице Зацепе, 1914). Активно участвовал в разработке плана «Новая Москва», был главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1922–23). В 20-х гг. отказался в большинстве построек от использования исторических стилей; в здании клуба имени Октябрьской революции на Комсомольской площади (1925; ныне Центральный дом культуры железнодорожников) ради достижения художественного единства с ансамблем Казанского вокзала сохранены лишь общие фактурно-цветовые принципы – использованы кирпич и белый камень в отделке стены, основное же внимание уделено техническому совершенствованию конструкций. Многие здания и проекты этого периода выполнены в духе конструктивизма, отличаются выразительной динамикой и пропорциональной соразмерностью форм: конкурсные проекты Дворца труда в Охотном ряду (1922–23), Центрального телеграфа на Тверской улице (1926), здание Механического института на Триумфальной площади (1930–34). Особое место в творчестве Щусева занимает Мавзолей В.И. Ленина (1924, в дереве; 1929–34, в камне). В 30-х гг. активно выступал за освоение архитектурного наследия и использовал его, сообразуясь с особенностями и масштабами техники железобетонного строительства, сочетал обобщенную монументальность форм многоэтажного здания с тщательной проработкой деталей архитектурного декора и отделки: гостиница «Москва», жилые дома в Брюсовом переулке (1933–36), на Большой Калужской улице (1938–39), здание НКВД на Лубянской площади (1940–47). Разрабатывал многочисленные проекты, предусматривавшие художественную целостность восприятия городской среды: перепланировка Ленинградского шоссе (1933–34), реконструкция Охотного ряда, площади Свердлова, площади Революции и Красной площади (1934), проект застройки Смоленской и Ростовской набережных жилыми домами, осуществленный частично в 1934–35, планировка участков берега Москвы-реки в районе Крымского моста, Замоскворецкой части Садового кольца, реконструкция Октябрьской и Добрынинской площадей (1939–40), проект планировки и застройки Лубянской площади (1944–45). Выстроил ряд мостов, которым придавал градостроительное значение (Большой Каменный мост, Москворецкий мост, Чугунный мост через Обводной канал, 1935–37). С 1938 возглавлял архитектурную мастерскую «Академпроект», создал масштабные проекты комплекса Академии наук в Черемушках (1935), главного здания АН на Крымской набережной (1947), возвел институт генетики на Калужском шоссе (1938–39); в 1946–47 руководил проектированием ряда однотипных научно-исследовательских институтов (в том числе института органической химии, Физического института, Института металлургии, выстроенных в 1951 на Калужском шоссе). Спроектировал перронный зал станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии (1945–49; выстроена в 1952 В. Кокориным при участии художника П. Корина). Своими постройками и проектами Щусев оказал значительное влияние на формирование облика Москвы, был одним из инициаторов строительства высотных зданий. Автор свыше 200 научных работ и статей, затрагивающих широкий круг проблем, в том числе застройки Москвы. В 1949–92 гг. именем Щусева называлась улица (Гранатный переулок), где в 1980 установлен бюст зодчего (архитектор Б.И. Тхор, скульптор И.М. Рукавишников). На доме, где в 1939–49 жил Щусев (Большая Калужская улица, ныне Ленинский проспект, 13), – памятная доска.

Комментариев нет:

Отправить комментарий