среда, 26 февраля 2020 г.

Шехтель Федор

Федор Шехтель (1859 - 1926) – архитектор, график, сценограф, один из создателей стиля русского модерна, сочетая разные архитектурные стили. Родился в семье немецких колонистов, переехавших в Россию из Баварии в 18 веке и осевших в Саратове. Семья Шехтелей была состоятельной, ее представителям принадлежали в Саратове несколько магазинов, домов, ткацкая фабрика и крахмальный завод, их магазины были в Москве, Нижнем Новгороде, Красноярске, Петербурге. Отец Осип Шехтель поехал на учебу в Петербург в середине 1840-х годов, где окончил Технологический институт, получив звание инженера-технолога. Там же женился на Дарье Гетлиб из купеческой семьи и вскоре у них родился сын Федор. Всего в семье Шехтелей родилось 7 детей. В 1866 году семья переехала в Саратов. В 1867 году умерли отец и дядя – семья осталась без средств. Федор был зачислен в гимназию, но способности проявил только к рисованию и черчению, проучившись в гимназии всего год. В 1873 году поступил в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии на «казенный кошт» и закончил его в 1875 году. В это время мать Дарья переехала вместе с детьми в Москву, где стала экономкой в доме купца Павла Третьякова, собирателя искусства. Именно там будущий зодчий оказался в центре художественной жизни, общаясь с художниками и архитекторами. Параллельно он начал работать в мастерской А. Каминского, сделав в соавторстве с ним проект фасада здания Исторического музея в русском стиле. В 1875 году поступил в МУЖВЗ на архитектурное отделение. Но в 1878 году был отчислен за плохую посещаемость. Возможно, причиной была болезнь матери и необходимость зарабатывать – Федор занялся оформлением журналов, рисованием театральных афиш, иллюстрированием книг. Он рисовал иллюстрации для юмористических журналов «Будильник» и «Сверчок», сотрудничая с Антоном Чеховым и его братом Николаем, для московских газет, оформил обложки сборника Чехова «Пестрые рассказы» и «Записки охотника» И. Тургенева. В 1882 году стал сотрудничать как театральный художник с антрепренером М. Лентовским. В этом году оформил декорации и костюмы для спектакля «Полет на луну». В 1883 году сделал костюмы и декорации для шествия «Весна-Красна», изданные отдельным альбомом и имевшие успех, создал декорации и костюмы к спектаклям «Лесной бродяга» и «Уриэль Акоста». В 1884-1887 годы оформил спектакли «Черт на Земле», «Курочка – золотые яички», «Путешествие в Африку», «Мальчик-с-пальчик, или Людоед Лу-Лу» «Золотые яблоки или 43 качества заколдованной принцессы», построил открытый театр «Антей» в саду «Эрмитаж» на 1700 мест, сделал ресторан в китайском стиле «кинь-Грусть» в парке Ливадия в Петербурге. Параллельно выполнял заказы на декорации и костюмы для Большого театра. Важное место в его творчестве занимала церковная архитектура. В 1887 году был сделан проект часовни при Михайловской церкви в Таганроге. В 1888 году оформлен интерьер усыпальницы Лялиных в Даниловом мон-ре, на Рогожском кладбище была возведена часовня-памятник Т. Морозову. В 1894-1898 годах создал убранство церкви Иоанна Предтечи на Пятницкой улице и дом причта церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, в Черниговском переулке, отделку церкви Данилова мон-ря, трапезную Рождественского мон-ря. В этот же период построил много загородных усадеб и частных домов. Его заказчиками были железнодорожные магнаты Дервизы, для которых он строил в Сохе, Старожилове, Кирилицах, Дягилеве. Кнему обращались Морозовы: для С. Морозова была построена деревянная дача в русском стиле на реке Киржач, В. Морозов, глава торгового дома «Викула Морозов и сыновья» заказал перестройку усадьбы в подмосковном Одинцове-Архангельском. Официальное право ведения строительства было получено Шехтелем в 1894 году. В 1895 году был принят в Московское архитектурное общество, а в 1898 году стал штатным преподавателем в Строгановском училище. В 1901 году подал прошение на звание академика в Императорскую Академию художеств, и после участия в Международной выставке в Глазго постройкой российских павильонов Центрального, Сельскохозяйственного, Лесной промышленности и Горного дела в «неорусском» стиле, стал академиком архитектуры. Продолжением темы «неорусского стиля» стал построенный в 1902 году Ярославский вокзал в Москве. В 1908 году построил дом для Торгового дома И. Гальперина на Пятницкой улице. В 1909 году возвел на Большой Садовой улице особняк с флигелем-мастерской для своей семьи. В конце 1900-х – начале 1910-х годов лучшими работами Шехтеля считаются особняки Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дорожинской в Кропоткинском переулке, реконструкция Московского Художественного театра в Камергерском переулке. В 1915 году перешел в Православие из католичества. Революция 1917 года принесла архитектору крушение всего уклада жизни, несмотря на его искреннюю поддержку новшеств. Его дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий вместе с семьей скитался по квартирам. При этом Шетель был назначаем на большие должности: в 1920 году – глава Художественно-производственную комиссию Научно-технического отдела Высшего Совета народного хозяйства, председатель Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений (1921-1923), председатель художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем разных конкурсов. Продолжал создавать новые проекты – Болшевского оптического завода в 1920 году, Мавзолея Ленина в 1924 году, Днепрогэса в 1925 году – они все не были приняты. Единственная постройка этого времени – павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду. Последние годы архитектора были полны лишений – ему по ходатайству А. Луначарского назначили пенсию в 75 рублей, которой не хватало на жизнь. Жил в коммуналке у больной туберкулезом дочери Веры в нищете, голодал, распродавал предметы искусства – в 1925 году его здоровье ухудшилось. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В 1876–77 учился в МУЖВЗ, где затем преподавал в 1898–1926. Председатель Московского архитектурного общества (1906–22). До конца 1880-х гг. активно занимался сценографией. Архитектурную деятельность начинал помощником московских архитекторов А.С. Каминского и К.В. Терского; с середины 1880-х гг. проектировал усадьбы в Московской, Ярославской и Рязанской губерниях, создавал проекты интерьеров московских особняков, однако право на производство работ получил только в 1893, в период строительства особняка З.Г. Морозовой на Спиридоновке. Шехтель свободно проектировал в формах древнерусского, романского и готического искусства, а также и в других исторических стилях архитектуры (египетском, мавританском, рококо и т.д.). Из проектов в «русском стиле» наиболее примечательны Народный дом (1897), деревянный театр в Сокольниках, типовой деревянный народный театр. Через «готический стиль» особняков, дач, усадебных домов Шехтель вышел к новой объемно-пространственной системе открытой и динамичной «всефасадности» с расчетом на круговое восприятие, сделав тем самым важный шаг к усвоению архитектурных принципов стиля модерн. Виртуозность планировки проявилась в композиции собственного дома Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896); найденный им принцип построения здания «изнутри наружу» получил последовательное продолжение в доме Рябушинского на Малой Никитской и в доме Дерожинской в Штатном (Кропоткинском) переулке. Принцип свободной компоновки пространственных зон, усиленный живописно-подвижным характером форм в таких элементах, как лестницы, окна, камины, световые контрасты и цветовая насыщенность, стали определяющими для интерьеров его построек. Выразительной образной характеристикой отличаются здание Товарищества А.А. Левенсон в Трехпрудном переулке и здание МХТ, перестроенное из бывш. театра Лианозова. В неорусском стиле выполнены проект Народного дома (1902), Ярославский вокзал (1902–04), собственная дача в Кунцеве (1905) и дача Левенсона. Неповторимым в проектах Шехтеля было сочетание практичности и утилитарных функций с эмоциональной приподнятостью выражения в собственно архитектурных массах и деталях. В торгово-банковских сооружениях второй половины 1900-х гг. художественно переосмысленными предстали каркасные металло-кирпичные конструкции. С начала 1910-х гг. в творчестве Шехтеля проявилась ретроспективная тяга к классике (собственный дом на Большой Садовой улице, 1909; выставочное здание в Камергерском переулке, 1914) и др. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий