Борис Раушенбах (1915–2001) – физик-механик, один из основоположников советской космонавтики, академик АН СССР и РАН.
Родился в семье инженера в Петрограде. Отец – из немцев Поволжья, более 20 лет занимал на фабрике «Скороход» должность технического руководителя кожевенного производства. Мать – из эстонских немцев, владела русским, немецким, французским и эстонским языками, играла на фортепиано. Борис рано окончил школу, поступив сразу во второй класс. После окончания школы пошел работать на Ленинградский авиационный завод. В 1932 г. поступил в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, увлекался планеризмом. В Коктебеле, традиционном месте для испытания планеров, впервые встретился с Сергеем Королевым. Случайное знакомство переросло в сотрудничество на долгие годы в ракетно-космической сфере. Строительство планеров и их испытания позволили Раушенбаху написать и опубликовать в журнале «Самолет» научные статьи о продольной устойчивости бесхвостых самолетов. За 1, 5 года до окончания института переехал в Москву, где стал работать в Ховринском институте, или РНИИ (Ракетный институт), в отделе Королева, который занимался крылатыми ракетами. Разобрался с автоматикой ракеты к 1938 году, когда Сергей Королев попал под репрессии. Раушенбаха отстранили от поста ведущего конструктора, работы над жидкостными ракетами были свернуты, и он занялся теорией горения в воздушно-реактивных двигателях. За месяц до начала ВОВ Раушенбах женился на Вере Иванченко, которая училась на историческом ф-те МГУ. Осенью 1941 года институт № 3 был эвакуирован в Свердловск. Раушенбах работал на одном из оборонных заводов. В 1942 г. Раушенбаха вызвали в военкомат, но направили не в армию, а в трудовой лагерь в Нижнем Тагиле. Суровые условия, трудовая повинность и скудное питание сильно затрудняли научную деятельность по расчетам самонаводящегося зенитного снаряда, но она была завершена. В 1946 г. Раушенбаха выпустили из тюрьмы, определив под надзор НКВД в Нижний Тагил, где ему каждый месяц надо было отмечаться, что не сбежал, и были ограничения на перемещения. Продолжал теоретические изыскания для РНИИ. Новый руководитель РНИИ М. Келдыш через 2 года добился возвращения Раушенбаха и в 1948 г. он вернулся в Москву, где продолжал работать у Келдыша. Разрабатывал теорию вибрационного горения, акустических колебаний в прямоточных двигателях. В 1955–1959 гг. перешел на работу к С. Королеву, выполнил работы по ориентации космических аппаратов и их движению в мире, лишенном тяжести. Фотографировал обратную сторону Луны (КА «Луна-3»). Под его руководством были воплощены системы ориентации и коррекции полета межпланетных автоматических станций «Марс», «Венера», «Зонд», спутников связи «Молния», автоматического и ручного управления космическими кораблями, пилотируемыми человеком. В 1960 г. создавался первый – «гагаринский» – отряд космонавтов, и Раушенбах принял участие в подготовке первого полета человека в космос. Много времени отдавал преподавательской деятельности: по возвращении из нижнетагильской ссылки в 1948 г. начал читать лекции на физико-техническом ф-те МГУ, впоследствии выделившемся в Московский физико-технический институт (МФТИ), более 20 лет заведовал кафедрой механики МФТИ. Продолжая работать в области ракетной техники, изучал теорию перспективы в ИЗО, богословие. В 1997 г. вышла книга «Пристрастие» по вопросам науки и религии. В 1999 г. в книге «Постскриптум» – воспоминания и размышления о нашем обществе и мироустройстве, о Петре I и его реформах, о Востоке древнем и современном, о проблемах образования в России, о судьбе русской науки, о нацизме и национализме и пр.
Родился в семье инженера в Петрограде. Отец – из немцев Поволжья, более 20 лет занимал на фабрике «Скороход» должность технического руководителя кожевенного производства. Мать – из эстонских немцев, владела русским, немецким, французским и эстонским языками, играла на фортепиано. Борис рано окончил школу, поступив сразу во второй класс. После окончания школы пошел работать на Ленинградский авиационный завод. В 1932 г. поступил в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, увлекался планеризмом. В Коктебеле, традиционном месте для испытания планеров, впервые встретился с Сергеем Королевым. Случайное знакомство переросло в сотрудничество на долгие годы в ракетно-космической сфере. Строительство планеров и их испытания позволили Раушенбаху написать и опубликовать в журнале «Самолет» научные статьи о продольной устойчивости бесхвостых самолетов. За 1, 5 года до окончания института переехал в Москву, где стал работать в Ховринском институте, или РНИИ (Ракетный институт), в отделе Королева, который занимался крылатыми ракетами. Разобрался с автоматикой ракеты к 1938 году, когда Сергей Королев попал под репрессии. Раушенбаха отстранили от поста ведущего конструктора, работы над жидкостными ракетами были свернуты, и он занялся теорией горения в воздушно-реактивных двигателях. За месяц до начала ВОВ Раушенбах женился на Вере Иванченко, которая училась на историческом ф-те МГУ. Осенью 1941 года институт № 3 был эвакуирован в Свердловск. Раушенбах работал на одном из оборонных заводов. В 1942 г. Раушенбаха вызвали в военкомат, но направили не в армию, а в трудовой лагерь в Нижнем Тагиле. Суровые условия, трудовая повинность и скудное питание сильно затрудняли научную деятельность по расчетам самонаводящегося зенитного снаряда, но она была завершена. В 1946 г. Раушенбаха выпустили из тюрьмы, определив под надзор НКВД в Нижний Тагил, где ему каждый месяц надо было отмечаться, что не сбежал, и были ограничения на перемещения. Продолжал теоретические изыскания для РНИИ. Новый руководитель РНИИ М. Келдыш через 2 года добился возвращения Раушенбаха и в 1948 г. он вернулся в Москву, где продолжал работать у Келдыша. Разрабатывал теорию вибрационного горения, акустических колебаний в прямоточных двигателях. В 1955–1959 гг. перешел на работу к С. Королеву, выполнил работы по ориентации космических аппаратов и их движению в мире, лишенном тяжести. Фотографировал обратную сторону Луны (КА «Луна-3»). Под его руководством были воплощены системы ориентации и коррекции полета межпланетных автоматических станций «Марс», «Венера», «Зонд», спутников связи «Молния», автоматического и ручного управления космическими кораблями, пилотируемыми человеком. В 1960 г. создавался первый – «гагаринский» – отряд космонавтов, и Раушенбах принял участие в подготовке первого полета человека в космос. Много времени отдавал преподавательской деятельности: по возвращении из нижнетагильской ссылки в 1948 г. начал читать лекции на физико-техническом ф-те МГУ, впоследствии выделившемся в Московский физико-технический институт (МФТИ), более 20 лет заведовал кафедрой механики МФТИ. Продолжая работать в области ракетной техники, изучал теорию перспективы в ИЗО, богословие. В 1997 г. вышла книга «Пристрастие» по вопросам науки и религии. В 1999 г. в книге «Постскриптум» – воспоминания и размышления о нашем обществе и мироустройстве, о Петре I и его реформах, о Востоке древнем и современном, о проблемах образования в России, о судьбе русской науки, о нацизме и национализме и пр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий