воскресенье, 23 февраля 2020 г.

Белый Андрей

Белый Андрей (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880, Москва – 1934, Москва) – писатель, один из ведущих деятелей русского символизма. Сын профессора Московского университета. 

В Москве:

Значительная часть жизни Андрея Белого (до 1906) прошла здесь: «Помнится прежний Арбат, Арбат прошлого: он от Смоленской аптеки вставал полосой двухэтажных домов, то высоких, то низких; у Денежного – дом Рахманова, белый, балконный, украшенный лепкой карнизов, приподнятый круглым подобием башенки: три этажа. В нем я родился, в нем 26 лет проживал», – вспоминал поэт. В 1891–99 учился в частной гимназии Л.И. Поливанова (Пречистенка, 32), известной своим прекрасно поставленным образованием. В 1903 закончил математический ф-т Московского университета. Осенью 1904 вторично поступил в Московский университет на историко-филологический ф-т, но в 1905 прекратил посещение лекций. На квартире Андрея Белого собирался кружок младосимволистов «Аргонавты», которым руководил сам молодой поэт. В кружок входили племянник Вл.С. Соловьева – С.М. Соловьев (с его семьей, проживавшей в этом же доме, Андрей Белый сблизился в конце 1895 – начале 1896), Эллис (Л.Л. Кобылинский), А.С. Петровский, М.И. Сизов и др. На этой квартире 10 января 1904 произошла первая встреча писателя с А.А. Блоком. Ей предшествовала переписка, продолжавшаяся впоследствии всю жизнь. 1906 – 1909, несмотря на частые отлучки из Москвы, – время наибольшей консолидации Андрея Белого с московскими символистами в их споре с петербургскими по поводу «мистического анархизма», где писатель вполне проявил свойственные ему резкость и запальчивость. Писатель сближается также с Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философовым, Вяч. Ивановым, юной М.С. Шагинян, активно участвует в деятельности московских литературно-художественных организаций (Общество свободной эстетики, Литературно-художественный кружок, «Дом песни»). В 1910 Андрей Белый совместно с братом композитора Н.К. Метнера – Э.К. Метнером и Эллисом основал в Москве издательство «Мусагет». Андрей Белый был связан тесными и сложными отношениями с В.Я. Брюсовым, знакомство с которым началось еще в 1901–02, а своеобразная «умственная дуэль» (с 1904) отражена во многих стихах Брюсова и его романе «Огненный ангел», где прототипами главных героев стали Андрей Белый, сам автор и Н.И. Петровская – объект «мистериальной» любви Андрея Белого. Писатель сотрудничал в руководимых им символистских книгоиздательстве «Скорпион» и журнале «Весы», располагавшихся в здании гостиницы «Метрополь» (Театральная площадь, 1). В 1910–16 и 1921–23 Андрей Белый жил в основном за границей, а также в Петербурге. В Москве периода Гражданской войны неоднократно выступал во «Дворце искусств» (Поварская улица, 52; см. Дом литераторов). Андрей Белый, автор многочисленных сборников стихов, романов («Котик Летаев», «Петербург» и др.), философских и художественно-критических трудов, в том числе посвященных И.В. Гете и современным толкователям его натурфилософского наследия, был также создателем своеобразного автобиографического, историко-социологического и нравоописательного романа «Москва» (ч. 1 – «Московский чудак», 1926; ч. 2 – «Москва под ударом», 1926; ч. 3 – «Маски», 1932), поэмы «Первое свидание» (1921), мемуаров «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933) и «Между двух революций» (1934), в которых показана бурная и разноликая жизнь интеллигенции начала XX в.

Комментариев нет:

Отправить комментарий