ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Сергий Цветков (Подмосковный)
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: Шаховской район - село Белая Колпь, г. Сергиев Посад, Волоколамский район - село Ярополец; Сибирь
ДНИ ПАМЯТИ
3 января (21 декабря ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Московских святых
ЖИЗНЬ
Родился 5 октября 1884 года в селе Белая Колпь Волоколамского уезда Московской губернии в семье диакона Ивана Цветкова и его супруги Елизаветы.
Поступил учиться в Вифанскую духовную семинарию, но, проучившись три года, в 1904 году подал прошение об увольнении.
В 1911 году был рукоположен во диакона ко храму Иоанна Предтечи в селе Ярополец Волоколамского уезда, в котором и прослужил до его закрытия.
28 января 1936 года был назначен в Казанскую церковь того же села.
26 октября 1937 года помощник прокурора Волоколамского района переправил в районное отделение НКВД заметку из местной газеты, о том, что местные священнослужители, «пользуясь сталинской конституцией… проводят какие-то собрания. Прокуратура просила редакцию прислать селькора, рассказать какие проводились собрания, на что получен ответ, что письмо попало в редакцию анонимное и селькор неизвестен».
13-25 ноября были допрошены дежурные свидетели – жители Яропольца. Они показали, что диакон Сергий имеет тесную связь со своим братом протодиаконом Николаем, который среди народа почитается как святой человек, его посещает много народа и бывают исцеления. До сих пор многие приезжают к диакону Сергию, прося помощи и спрашивая о местонахождении брата.
Из свидетельских показаний: «Свою антисоветскую деятельность он проводит исключительно среди стариков и старух верующих, которых собирает к себе в дом и проводит с ними беседы. Цветков… мне заявил: – Советская власть хотя и отделила Церковь от государства, но все же не дает свободно веру исповедовать. Вот, возьми в пример, колхозники в церковь не идут. А почему? Да потому, что их колхоз не пускает, душат их работой да заготовками. Мне приходилось в 1929 году делать опись имущества у Цветкова за неуплату налогов, то Цветков вызывающе выкрикивал: – Советской власти все мало, только отбирают налог. Не успеешь выплатить – другой тебе приносят».
«Цветков… посылал собирать подписи… чтобы церковь оставили, в момент снятия колоколов с церкви… в 1931 году … говорил: – Советская власть дошла только до этого, как бы колокола снимать да пушки лить… Свое недовольство существующим строем Цветков выражает не только среди верующих, но и среди колхозников; так 23 ноября 1937 года Цветков в селе Ярополец на заготовительном пункте мясосдатчиков, покупая у колхозников мясо для уплаты в счет мясопоставок, говорил: – Помогите мне для уплаты в счет мясопоставок, положение мое тяжелое. На это ему колхозники в продаже отказали. Далее Цветков добавил: – Ну, ничего, как-нибудь верующие помогут. В основном человек вредный, антисоветский».
«Цветков разговор вел… что нет свободного вероисповедания… говоря: – Церковь отделена от государства, а советская власть не дает нам… свободно исповедовать веру, того и гляди заберут, я ночи не сплю…»
25 ноября 1937 года диакон Сергий был арестован, ему ставилось в вину, что он является родным братом почитаемого народом за праведность жизни протодиакона Николая Цветкова. В тот же день он был допрошен.
– Проживая в селе Ярополец, вы среди населения вели антисоветскую и контрреволюционную деятельность. Дайте ваши показания.
– Антисоветской и контрреволюционной деятельности я не вел.
– Вам зачитывается ряд показаний свидетелей, уличающих вас в антисоветских и контрреволюционных разговорах. Подтверждаете ли вы это?
– Зачитанные мне свидетельские показания я слышал и таковые отрицаю за исключением одного случая, когда ко мне на квартиру с проверкой списков избирателей пришли из сельсовета. Кто был, не помню, но я обратился к нему с вопросом: «Могу ли я голосовать не за тех кандидатов, которых мне укажут в списке, а за других?» На этот вопрос я получил ответ: «Нельзя». Других разговоров у меня не было.
Уже через два дня следствие было завершено. 29 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Сергия к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
29 декабря он прибыл в распределитель Сиблага, а 2 января 1938 года – в его Мариинское отделение, откуда он сразу же послал родным письмо с просьбой прислать ему посылку. Через три месяца посылка возвратилась обратно, а супруга отца Сергия получила письмо от заключенного священника, который писал, что отвез отца Сергия едва живым в больницу.
Диакон Сергий Цветков скончался на следующий день по прибытии в лагерь, 3 января 1938 года.
Поступил учиться в Вифанскую духовную семинарию, но, проучившись три года, в 1904 году подал прошение об увольнении.
В 1911 году был рукоположен во диакона ко храму Иоанна Предтечи в селе Ярополец Волоколамского уезда, в котором и прослужил до его закрытия.
28 января 1936 года был назначен в Казанскую церковь того же села.
26 октября 1937 года помощник прокурора Волоколамского района переправил в районное отделение НКВД заметку из местной газеты, о том, что местные священнослужители, «пользуясь сталинской конституцией… проводят какие-то собрания. Прокуратура просила редакцию прислать селькора, рассказать какие проводились собрания, на что получен ответ, что письмо попало в редакцию анонимное и селькор неизвестен».
13-25 ноября были допрошены дежурные свидетели – жители Яропольца. Они показали, что диакон Сергий имеет тесную связь со своим братом протодиаконом Николаем, который среди народа почитается как святой человек, его посещает много народа и бывают исцеления. До сих пор многие приезжают к диакону Сергию, прося помощи и спрашивая о местонахождении брата.
Из свидетельских показаний: «Свою антисоветскую деятельность он проводит исключительно среди стариков и старух верующих, которых собирает к себе в дом и проводит с ними беседы. Цветков… мне заявил: – Советская власть хотя и отделила Церковь от государства, но все же не дает свободно веру исповедовать. Вот, возьми в пример, колхозники в церковь не идут. А почему? Да потому, что их колхоз не пускает, душат их работой да заготовками. Мне приходилось в 1929 году делать опись имущества у Цветкова за неуплату налогов, то Цветков вызывающе выкрикивал: – Советской власти все мало, только отбирают налог. Не успеешь выплатить – другой тебе приносят».
«Цветков… посылал собирать подписи… чтобы церковь оставили, в момент снятия колоколов с церкви… в 1931 году … говорил: – Советская власть дошла только до этого, как бы колокола снимать да пушки лить… Свое недовольство существующим строем Цветков выражает не только среди верующих, но и среди колхозников; так 23 ноября 1937 года Цветков в селе Ярополец на заготовительном пункте мясосдатчиков, покупая у колхозников мясо для уплаты в счет мясопоставок, говорил: – Помогите мне для уплаты в счет мясопоставок, положение мое тяжелое. На это ему колхозники в продаже отказали. Далее Цветков добавил: – Ну, ничего, как-нибудь верующие помогут. В основном человек вредный, антисоветский».
«Цветков разговор вел… что нет свободного вероисповедания… говоря: – Церковь отделена от государства, а советская власть не дает нам… свободно исповедовать веру, того и гляди заберут, я ночи не сплю…»
25 ноября 1937 года диакон Сергий был арестован, ему ставилось в вину, что он является родным братом почитаемого народом за праведность жизни протодиакона Николая Цветкова. В тот же день он был допрошен.
– Проживая в селе Ярополец, вы среди населения вели антисоветскую и контрреволюционную деятельность. Дайте ваши показания.
– Антисоветской и контрреволюционной деятельности я не вел.
– Вам зачитывается ряд показаний свидетелей, уличающих вас в антисоветских и контрреволюционных разговорах. Подтверждаете ли вы это?
– Зачитанные мне свидетельские показания я слышал и таковые отрицаю за исключением одного случая, когда ко мне на квартиру с проверкой списков избирателей пришли из сельсовета. Кто был, не помню, но я обратился к нему с вопросом: «Могу ли я голосовать не за тех кандидатов, которых мне укажут в списке, а за других?» На этот вопрос я получил ответ: «Нельзя». Других разговоров у меня не было.
Уже через два дня следствие было завершено. 29 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Сергия к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
29 декабря он прибыл в распределитель Сиблага, а 2 января 1938 года – в его Мариинское отделение, откуда он сразу же послал родным письмо с просьбой прислать ему посылку. Через три месяца посылка возвратилась обратно, а супруга отца Сергия получила письмо от заключенного священника, который писал, что отвез отца Сергия едва живым в больницу.
Диакон Сергий Цветков скончался на следующий день по прибытии в лагерь, 3 января 1938 года.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Место захоронения неизвестно.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2007 года.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Сост. игумен Дамаскин Орловский. Московские Епархиальные Ведомости № 1-2, 2008
База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века".
Состояние на 16.01.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий