вторник, 1 ноября 2016 г.

Феогност Киевский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Феогност Киевский

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

святительство

ВРЕМЯ

14 век

ГЕОГРАФИЯ

Греция; Украина; г. Москва

ДНИ ПАМЯТИ

  27 марта (14 марта ст. ст.) и в Соборах Брянских, Волынских, Галицких, Киевских и Московских святых

ЖИЗНЬ

Родом грек, преемник св. митрополита Петра Московского. Он поставлен был на митрополию Киевскую и всея России Исаиею, патриархом Константинопольским, в 1328 году и тогда же прибыл в Галицко-Волынскую землю, поставил здесь двух епископов, затем проследовал сначала во Владимир, потом в Москву, где и обосновался.
Святитель Феогност радовался возвышению великого князя московского и во всех случаях был твердым его помощником. Он построил в Москве каменную церковь прп. Иоанна Лествичника и создал придел к храму Успения Божией Матери во имя апостола Петра (поклонения честным его веригам), знаменуя сим почитание святой памяти своего предшественника, митрополита Петра, почивающего в Успенском Соборе.

В 1329 году он посетил Новгород и объявил оттуда анафему псковичам, принявшим к себе опального князя тверского Александра Михайловича, укрывшегося сюда из Орды, где он умертвил убийцу отца своего. Хан Узбек настоятельно требовал, чтобы Александр явился на суд в Орду, но тот не решался ехать к татарам. Александр оставил Псков и уехал в Литву. Скоро, впрочем, он возвратился и стал княжить в Пскове. Старое стремление Пскова получить церковную самостоятельность усилилось: псковичи выбрали себе в епископы некоего Арсения и послали его для посвящения к митрополиту, но св. Феогност отказал им в этом. Несколькими годами позже Феогност утвердил князя тверского Александра Михайловича в намерении идти в Орду с покорностью татарскому хану. Приняв благословение от Феогноста, князь Александр отправился в Орду и со смирением предал себя воле хана Узбека. Тот пожаловал его княжением Тверским и отпустил на Русь. Но вскоре оклеветали тверского князя в Орде, он был вызван туда вторично со своим сыном Феодором, и оба были убиты по приказанию Узбека. Тела их встретил во Владимире митрополит Феогност со священным cобором, отпел их и со слезами отпустил в Тверь.
Посетив Перемышль, Холм и Галич, Феогност задержался в Киеве, чтобы устроить древнюю митрополию, потерпевшую от монголов и Литвы. Сюда пришли к митрополиту послы от великого князя московского Иоанна Данииловича, чтобы он дал князю благословение воздвигнуть церковь Преображения, устроить монастырь внутри града Москвы и перенести туда архимандритию от святого Даниила из Заречья, ибо великий князь хотел вселить ее внутрь града, близ своего дворца, чтобы ни день, ни ночь не быть отлученным от этой святыни. Преосвященный митрополит с любовью преподал князю свое благословение, и скоро построен был каменный храм Спаса на Бору, между жилищами великого князя и митрополита, и основалась Спасская обитель.
Из южной России митрополит Феогност отправился в Грецию и в Орду. Он был в Константинополе у патриарха для разрешения недоумений, возбужденных при пасторском обзоре епархий, и сообщил там собору о чудесах митрополита Петра. На последнее сообщение митрополит Феогност получил в 1333 году письменное разрешение патриарха Иоанна XIV Калеки праздновать память святителя.Так при Феогносте святитель Петр был канонизирован.
По возвращении в Москву митрополит освятил в 1333 году созданную великим князем на Кремлевской площади церковь святого Архангела Михаила, будущую усыпальницу князей Московского рода.
Преосвященный Феогност посетил Орду с тем, чтобы получить утверждение прав и преимуществ, предоставленных Русской Церкви татарскими ханами.

Святителю Феодосию удалось убедить Константинопольское священноначалие закрыть открытые митрополии Литовскую и Галицкую.

Подобно своим предшественникам, Феогност предпринимал путешествия по своей митрополии. В Орду Святитель ездил 2 раза. Во вторую поездку (в 1342 году) его встретили там большие неприятности. Кто-то сказал хану Джанибеку, что митрополит собирает большие доходы с духовенства и что у него много денег. Хан потребовал у него платежа со всего духовенства. Святитель Феогност перенес в Орде всякие истязания, раздарил до 600 рублей разным сильным людям и настоял на том, чтобы хан утвердил за Церковью все ее прежние льготы. Он запретил татарам собирать дань с церковников. Его.Вскоре по возвращении из Орды святитель огорчен был страшным пожаром, опустошившим Москву и истребившим до 18 церквей. Это бедствие тем более было тягостно, что пожар 1343 года был уже четвертый при блаженном Феогносте, а между тем столько расходов сделано было в Орде.
Святитель Феогност отличался выдающимся умом, обширными богословскими познаниями.

Скончался свт. Феогност 11 марта 1353 года (от чумы).
МОЩИ

Был погребен в Успенском соборе.

Мощи святителя Феогноста, обретенные нетленными в 1471 году, недолго почивали в сем соборном храме, который стал уже ветхим, просуществовав 146 лет. Великий князь московский Иоанн III Васильевич и митрополит Филипп задумали построить на месте ветхого новый храм, подобный храму Пресвятой Богородицы во Владимире, и перенести туда мощи святых митрополитов. В 1474 году новый храм разрушился, и 10 марта 1475 года мощи святых митрополитов, в том числе и святителя Феогноста, перенесли в церковь св. Иоанна, под колокола. Новый храм Успения Пресвятой Богородицы был окончен строением в 1479 г. при митрополите Геронтии, и раки святых митрополитов торжественно перенесли туда 27 августа. Мощи Феогноста митрополита поставили по-старому, и здесь они доселе почи­вают под спудом.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

В XVI и XVII столетиях святитель Феогност стал в числе почитаемых усопших. Местное празднование установлено ему в XIX веке. В настоящее время святителю Феогносту совершается общецерковное празднование. 

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

В 1474 году у гроба святителя Феогноста совершилось преславное чудо. Некий человек в городе Москве пошел по обычаю к месту скудельничьему, где граждане погребали странников и нищих. Был обычай посещать это место
в четверг седьмой недели, приносить туда канун и свечи и творить моление об умерших. Вместе со всеми пошел и тот человек. И вот стали засыпать старую яму, которая была напол­нена мертвыми телами, и копать новую. А копали и засыпали землею все граждане, мужи и жены, Бога ради. И тот человек взял в полу землю из новой ямы и понес ее в старую, но вследствие тесноты людской споткнулся, упал на землю и внезапно оглох и онемел. Много дней страдал он этою болезнью; однажды сказал ему некто, как бы во сне: «Иди завтра в соборную церковь Пречистой Богородицы, в честь славного Ее Успения». Он пошел туда и стал прикладываться к гробам святых митрополитов Петра, Иоанна и Филиппа; когда же он приложился к гробу святителя Феогноста, внезапно стал говорить и слышать, и рассказал всем, как был он нем и как вернулась ему речь: «Когда я наклонился, — сказал исцеленный, — и хотел приложиться к мощам святителя Феогноста, святой внезапно поднялся, благословил меня рукою и коснулся языка моего. Я же стоял, как мертвый, и вдруг стал говорить».Слышавшие это дивились и прославили Бога и святого митрополита Феогноста.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

После себя святой Феогност оставил письменные труды. Среди них «Поучение Феогноста, митрополита всея Руси, душеполезное и спасительное. К духовным детям нашим, правоверным хрис­тианам от Божественных Писаний о смиреннолюбии, что не подобает христианам играть и бесчинно смеяться, что недостойно приходящие к Божественным Тайнам ввергают себя в нестерпимую муку, и о том, как подобает почитать Чест­ный и Животворящий Крест Господень».

АФОРИЗМЫ

Нет.

ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Не отмечено.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 4:

Измлада, преподобне, прилежно подвизався, вся законы Божественныя познал еси, храмов Божиих строитель, и защитник паствы твоея явися. Темже яко престола святителя Петра наследника, и святителя великаго чтуще тя, молим чада твоя, блаженне: от всех бед избави нас яже ко Христу молитвами твоими, святителю Христов Феогносте, отче наш.

ХРАМЫ

Не посвящено.

МОНАСТЫРИ

Не посвящено.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.

КАРТИНЫ

Не написано.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ


РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Состояние на 01.03.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий