вторник, 1 ноября 2016 г.

Сергий Лебедев Новодевичий

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Сергий Лебедев

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ
19-20 века

ГЕОГРАФИЯ
г. Москва

ДНИ ПАМЯТИ

 22 марта (9 марта ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников, новомучеников Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря (мест., в обители) и Московских святых

ЖИЗНЬ
Родился 16 июля 1875 года в Москве. Из духовной семьи, его отец служил диаконом в Свято-Екатерининской церкви на Большой Ордынке. Семья Лебедевых, жившая издавна в Замоскворечье, с семидесятых годов XIX в. поддерживала тесные дружеские отношения с диаконом Феодором Соловьевым, служившим в церкви Святителя Николая в Толмачах - будущим затворником Смоленско-Зосимовой пустыни старцем Алексием. Уже в те годы будущий Зосимовский подвижник с особой любовью и вниманием относился к Сергию Лебедеву - впоследствии старец нередко говорил, что Господь ведет их сходным путем...

В 1896 г. окончил Московскую духовную семинарию и в том же году начал преподавательскую деятельность, которую не оставлял и после рукоположения в священный сан. С 1896 г. он преподавал Закон Божий в московской Мироновской церковно-приходской школе [1] и в Перервинском Духовном училище, где состоял в должности надзирателя. Будущий батюшка неустанно совершенствовал свой дар учительства...

В марте 1898 г. он подал прошение на имя викария Московской митрополии епископа Дмитровского Нестора (Метаниева) о рукоположении в священный сан, в том же году был рукоположен во иерея.

С 1900 года начал служить в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери Московского Новодевичьего монастыря. Там прослужил он около 27 лет. Помимо монастырского богослужения молодому батюшке пришлось окормлять и расположенные вблизи монастыря клиники медицинского факультета Московского Университета: причащать, напутсдтвовать умирающих, утешать нуждающихся в духовной поддержке болящих. Пере ним сразу раскрылся многообразный мир духовных нужд, скорбей и болезней - мир, так резко контрастирующий со строгим и целенаправленным подвигом во иночестве благоскорбящих насельниц Новодевичьего монастыря.

Прихожане ценили в молодом батюшке дар слова, видели его глубокую и искреннюю молитвенность, и вскоре отец Сергий, несмотря на молодость, приобрел широкий круг постоянных духовных чад - ими нередко становились выздоровевшие больные, персонал клиник, студенты и преподаватели университета. Духовничество в столь молодом возрасте требовало непрестанной подготовки: отец Сергий много читал (у него была хорошая библиотека), но главное, сам обращался за духовными советами.

Ведя многообразную душепопечительскую деятельность, не оставлял отец Сергий и преподавания: в его архиве сохранилось собственноручно им составленное "Обозрение предметов, преподаваемых по Закону Божию в одноклассной церковной школе Московского Новодевичьего монастыря. Младшее отделение". С 1900 г. он стал также законоучителем воскресной школы Хамовнического попечительского училища, через два года (с 1902 г.) - помощником заведующего церковноприходской монастырской школы, а с 1910 г. - еще и законоучителем в Ксенинском детском приюте. Был почетным членом Совета детских приютов.

Весной 1904 г. отец Сергий вместе с женой и трехлетним сыном Борей был в гостях у своих родителей; собирались пить чай. Внимание мальчика привлек огромный семейный самовар, вот-вот готовый закипеть. Неловко повернувшись, Боря задел кран, и его обдала струя кипятка. Со страшными ожогами мальчика отвезли в клинику; лечение шло тяжело, и мать неусыпно находилась при нем... Горячие молитвы родителей и искусство врачей заставили смерть отступить. Когда мальчику стало лучше, врачи разрешили забрать его домой. Но отца Сергия ждало еще более тяжкое испытание: на той же карете скорой помощи, которая привезла домой Борю, увезли в больницу матушку Нину, где она через сутки скончалась от запущенного почечного заболевания. Ухаживая за Борей, она простудилась, но скрывала от всех свое недомогание. Умирала она в полном сознании, благодарила мужа за любовь и счастье, горевала о сиротке-сыне, о будущей трудной участи отца Сергия.

Так в возрасте 26 лет отец Сергий овдовел. Беда как бы оглушила его; он продолжал служить, трудился, не покладая рук - но трудно было бороться с горем, он приходил на могилу жены (похоронили ее на монастырском кладбище) и горько плакал...

В небольшой домик близ Новодевичьего монастыря, где жил отец Сергий, перебрались сестры Екатерина и Прасковья, а позднее и мать, Мария Павловна, взяв на себя заботы о воспитании трехлетнего Бори. Как позднее вспоминал сам отец Сергий, в горе его по-матерински поддерживала и монахиня Евникия, 80-летняя насельница Новодевичьего монастыря.

Только глубокая вера и верность избранному пути, а также поддержка духовного отца, старца Алексия Зосимовского, помогли отцу Сергию справиться с постигшим его горем. После смерти жены он поехал в Зосимову пустынь, чтобы узнать, как жить дальше - по существовавшей в дореволюционные времена практике духовниками женских обителей были, как правило, женатые священники, и у отца Сергия возникла мысль просить священноначалие о переводе его из Новодевичьего монастыря в другое место. Отец Алексий принял его с особой сердечностью, ибо и сам в молодости овдовел и остался с малолетним сыном на руках. Старец сказал: "Оставайся в монастыре, лучше быть среди голубиц, чем среди волков".

Зосимовский старец относился к отцу Сергию как к родному сыну. Когда отца Сергия особенно одолевала тоска, он отправлялся к иеромонаху Алексию. Однажды, когда отец Алексий находился в Троице-Сергиевой Лавре, туда приехал и отец Сергий. После долгой беседы старец оставил отца Сергия вместе с собой на ночь молиться в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. После ночной молитвы, уже перед рассветом, перед чтением полунощницы, отец Алексий приоткрыл раку и дал отцу Сергию приложиться к мощам преподобного Сергия. Приложившись к преподобному, отец Сергий со слезами на глазах отошел и долго стоял, сосредоточенный. Старец спросил его: "Сережа, что ты чувствовал, когда прикладывался к мощам?" - "Мне показалось, что я опустил лицо в цветущий куст роз... и радость пришла в душу". - "Счастлив ты, ведь не многим дано пережить такое". Отец Сергий вспоминал, что именно в этот момент по молитвам старца полностью отошла от него тоска...

С этого момента начался для священника Сергия Лебедева новый период духовной жизни. Мать, овдовевшая вслед за сыном и переехавшая к нему, просила при ее жизни не принимать монашества. Но жизнь отца Сергия стала подлинным монашеством в миру: келейная молитва, чтение святых отцов, проповедь, душепопечительство, богослужение, законоучительство плотно заполняли его; после недолгого сна молитва продолжалась и ночью.

Та особая сердечность, с которой встречал каждого, ищущего духовного утешения, Зосимовский старец, видимо передалась и его духовному сыну: к отцу Сергию в Новодевичий тянулись все новые люди. "Молодой вдовый батюшка, всеми уважаемый за религиозность и чистоту жизни", как отмечалось в воспоминаниях современников, находил слово утешения и вразумления для каждого, кто приходил к нему за советом и поддержкой.

Шли годы; все расширялся круг духовных чад отца Сергия. Студенты, преподаватели и профессора клиник Московского университета, ученые, артисты... Сын отца Сергия Борис был музыкантом-любителем, писал музыку для спектаклей студии Вахтангова и Московского художественного театра - так в число тех, кто искал духовных наставлений отца Сергия, попали режиссеры и актеры Московского Художественного театра - К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, М.П. Лилина и другие.

Глубокое знание богослужебного устава, благоговейность и молитвенность служения отца Сергия были отмечены священноначалием, и ему было поручено обучать вновь рукоположенных священников, которых направляли на стажировку в Новодевичий монастырь. Учил он служению и архипастырей. В частности, владыка Филипп (Гумилевский) обучался им: они сослужили в надвратной церкви Новодевичьего монастыря, и именно о. Сергию покойный владыка был обязан благолепностью и глубокой содержательностью своего служения.

Проповеди и внебогослужебные беседы отца Сергия были доходчивы и назидательны. "Как мало в нашей современной жизни радости, - писал отец Сергий, - Как много уныния не только среди обездоленных, но и среди взысканных судьбою людей! Как никогда, изощрились и разнообразились теперь житейские удовольствия. Каким-то блестящим, безостановочным калейдоскопом идет теперь жизнь не только в столичных центрах, но и в провинциальных городах. Сколько захватывающих интересов! Сколько выставок промышленности, художественных, исторических, разных отраслей труда; какие громадные горизонты открыты новейшими применениями электричества. Мы слышим за тысячи верст говорящих с нами людей, и вскоре у телефонного аппарата будем видеть их образы. Почти уже завоеван воздух... Словом, как интересна и разнообразна теперь жизнь. А между тем, среди этого разнообразия какое-то общее недовольство, сознание какой-то своей нищеты, тоска, уныние, скука, отчаяние. Почему так? Да потому, что наряду с прогрессом в жизни нашего общества наблюдается полнейшее равнодушие к тайнам и радостям веры. Русло жизни все более и более отходит от нежных, согревающих лучей христианского Солнца Правды. И наука, и искусство, и государственная и общественная жизнь со всеми ее многоразличными разветвлениями - все это отклонилось от освежающей человеческое творчество Благодати Христовой. От Бога бегут. Исповедывать Его стыдятся. Диво ли после этого, что наш, прежде крепкий православно-русский быт сошел с своих вековых устоев, осложнился, обогатился новыми, враждебными христианскому духу обычаями и привычками и получил прямо-таки полуязыческий, богоборный характер?!"

В предреволюционные годы, когда яд неверия отравлял души людей и многим казалось, что лишь путем коренных социальных преобразований жизнь на земле можно сделать свободной и счастливой, отец Сергий постоянно напоминал своей пастве о едином на потребу: "Люди становятся все более и более рабами внешних условий жизни, непрерывно усложняющихся ее форм и соединенной с ними жестокой борьбы за существование, за влияние, за власть, борьбы страстей и самолюбий, борьбы всего мелочного и узко-злобного... Несомненно, что раздвоение нравственных идеалов христианства и хода действительной жизни представляет из себя нечто, полное великих мук и всяких печальных злоключений. И причина всего этого заключается в том, что благодатная сила Святых таинств, сила возрождения Духом Святым перестала служить для сознания современного человека источником его нравственной жизни и деятельности... Люди полагаются на свои естественные силы и соображения, думают залечить зло своей жизни самоизмышленными лекарствами и мерами. Понятно, что из этого никогда и ничего не может выйти надежно доброго - перед нашими глазами неизбежные последствия такого ложного пути: все распространяющееся недовольство жизнью и все усиливающиеся ее страдания. И как больно смотреть на страдания людей, как горько и тяжело сознавать, что ничто извне не может помочь им! Почему не может? Да потому, как это признано было одним просвещенным народом еще до пришествия Христова в мир (древними римлянами), что зло мира заключается в самом корне человеческой жизни; оно неизлечимо никакими частными, земными человеческими усилиями - оно может быть излечено только радикальным средством, то есть должен быть обновлен самый корень жизни... Конечно, такое коренное обновление человечества могло быть совершено только всемогущей и всесозидающей силой Божественной - и оно действительно совершено Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом, Который силен Своими искупительными страданиями и смертию уврачевать греховный струп человечества, уничтожить зло мира, и чрез ниспослание Святого Духа дать людям новую жизнь, обновить самый корень ее, положить в людях новое семя к ее дальнейшему развитию: Послеши Духа Твоего и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103, 30)".

26 сентября 1920 г. священник Сергий Лебедев был возведен в сан протоиерея.
МОЩИ

ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 27 декабря 2005 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.

АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящено.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ


Состояние на 05.03.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий