ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Сергий Кудрявцев
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
ГЕОГРАФИЯ
Саратовская и Владимирская области; Московская область: Щелковский район - г. Фряново, Ногинский район - село Анискино, Серпуховский район - села Кузьмино и Шматово, Клинский район
ДНИ ПАМЯТИ
15 декабря (2 декабря ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Саратовских святых
ЖИЗНЬ
Родился 1 июля 1881 года в селе Фряново Богородского уезда Московской губернии (ныне в Щелковском районе Московской области), второй ребенок псаломщика фряновской Иоанно-Предтеченской церкви Димитрия Кудрявцева. В семье Кудрявцевых, кроме Сергея, было еще трое детей: сыновья Николай и Алексей и дочь Мария (в 1902 вышла замуж за Михаила Никологорского, будущего священника).
Сергей поступил в Московскую духовную семинарию. В 1902 году он был уволен из 5-го класса семинарии, после чего состоял помощником учителя в Воскресенской, на Шоше, церковно-приходской школе, Клинского уезда; а затем перемещен на должность учителя в Ермолинскую церковно-приходскую школу.
В 1905 году был определен на вакансию псаломщика в погост Нерский Бронницкого уезда Московской губернии.
Женился. Жена Екатерина, происходила из крестьянской семьи. У них родилось 4 детей: дочь Ольга и сыновья Борис, Николай и Василий.
В 1908 году рукоположен во диакона к Богородице-Рождественской церкви села Анискина Богородского уезда.
19 июня 1911 года был рукоположен во иерея и определен на место второго священника в тот же храм села Анискина, в котором служил диаконом. Иерейскую хиротонию совершил епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).
С началом в июле 1914 года войны между Россией и Германией о. Сергий был направлен на фронт.
К приходскому служению он вернулся в 1916 году, получив назначение в Космодамиановскую церковь села Кузьмино Серпуховского уезда Московской губернии.
С 1924 года состоял священником при Успенской церкви села Шматова Серпуховского округа Московской области.
В 1930 году община верующих с. Анискина испрашивает на служение в местном приходе своего прежнего священника, и с 25 июля о. Сергий становится настоятелем Богородице-Рождественского храма.
Около 1934 года был приговорен к ссылке за «101-м километре», переезжает в город Киржач Ивановской промышленной области (ныне во Владимирской области). Здесь о. Сергий принимает решение ходатайствовать о переводе в Саратовскую епархию. В документах этого периода он упоминается уже в сане протоиерея, но точная дата получения им этой награды неизвестна.
Получив назначение из канцелярии патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), о. Сергий вместе с сыном Николаем переезжает в город Хвалынск Саратовской области, где прот. Сергий был назначен настоятелем храма в честь Воздвижения Креста Господня. Прот. Сергий стал последним настоятелем этого храма. Еще весной 1931 года с церкви были сняты и отправлены на переплавку колокола. В конце 1936 года в церкви устроили зернохранилище, которое размещалось там до окончания Великой Отечественной войны.
27 ноября 1937 года протоиерей Сергий был арестован Хвалынским РО УНКВД и препровожден в Вольскую тюрьму. При обыске у него был изъят паспорт, два послужных списка, 15 крестиков, 10 «разных молитвенных книг», иерейское облачение, около 400 рублей денег и дореволюционное удостоверение личности «с маркой царья Николая».
На следующий день новомученик был допрошен (сохранена орфография подлинника):
— Вы арестованы за проведение антисоветской агитации. Признаете Вы себя в этом виновным?
— Антисоветской агитации я не проводил и виновным себя не признаю.
— Вы являетесь участником контрреволюционной группы церковников. Так это?
— О существовании контрреволюционной группы церковников мне ничего не известно и участия моего в ней нет.
— В первом Вашем ответе Вы дали круг знакомства лиц которые являются участниками контрреволюционной группы церковников, Вы тоже имеет с ними связь. Следствие требует от Вас правдивых показаний?
— Я говорил правду, что о существовании контрреволюционной группе мне ничего не известно.
— Расскажите что Вам известно о проводимой антисоветской агитации вышеуказанными лицами?
— Возможно они и проводили антисоветскую агитацию, но мне не приходилось слышать.
— Вы в своих показаниях дали неправду следствию. Членом контрреволюционной группы церковников Вы являетесь, антисоветскую агитацию провадил. Следствие требует от Вас правдивых показаний?
— Еще раз подтверждаю, что я агитаци не проводил. С моих слов записано верно, и мною прочитано.
На втором допросе, состоявшемся 4 декабря, следователь вновь требовал от новомученика признательных показаний:
— Следствием установлено, что Вы будучи участником контрреволюционной группы церковников, совместно проводили антисоветскую агитацию, клеветали по отношению политики партии ВКП (б) и Соввласти. Признаете Вы это?
— Не признаю, участником контрреволюционной группы я нет был и виновным себя в антисоветской деятельности не признаю.
— На протяжении следствия Вы скрывали проводимую Вами антисоветскую агитацию. Намерены ли Вы довать правдивые показания?
— Я говорил провду, других показаний дать не могу.
Всего по «делу хвалынских церковников» было арестовано 28 человек. 10 декабря 1937 года в заседании судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области двадцать фигурантов дела были приговорены к высшей мере наказания, остальные восемь человек — к 10 годам лишения свободы. Рядом с именем прот. Сергия в смертном приговоре стоит пометка: «Вел к/р высказывания на соввласть, что она притесняет религию».
Расстрелян 15 декабря 1937 года в городе Вольске.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Место захоронения неизвестно.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
21 августа 2007 года определением Священного Синода прот. Сергий Кудрявцев был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящено.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
КАРТИНЫ
Не написано.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века".
Состояние на 14.12.2016
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий