ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Нил Тютюкин
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество и преподобничество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: Дмитровский район - г. Дмитров, село Ольявидово и Тимоново, г. Орехово-Зуево, Волоколамский район - село Теряево
ДНИ ПАМЯТИ
20 марта (7 марта ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Бутовских новомучеников и Московских святых
ЖИЗНЬ
Николай родился 4 мая 1871 года в селе Ольявидово Дмитровского уезда Московской губернии. Родители его, Федор и Анна, были крестьянами. Николай окончил сельскую школу и поступил на фабрику Позднякова в городе Дмитрове — сначала учеником, а затем ткачом.
Позднее работал в Орехово-Зуеве на ткацкой фабрике Зимина.
В 1901 году он уехал в Москву и стал прислуживать в одной из церквей и в конце концов избрал монашеский путь.
В 1904 году он поступил в Иосифо-Волоколамский монастырь и через два года был принят в него послушником.
В 1907 году он был пострижен в мантию с именем Нил. В 1909 году он был назначен на должность эконома.
В 1910 году монах Нил был рукоположен в сан иеродиакона, в 1913 — назначен исправляющим должность благочинного. В том же году он был рукоположен в сан иеромонаха и утвержден в должности благочинного.
В 1920-е годы Иосифо-Волоколамский монастырь был закрыт. Первые годы после закрытия обители отец Нил служил в храмах Волоколамского района, с 1925 года — в селе Тимоново Дмитровского района Московской области (или в селе Тимошево, в Богородице-Рождественском храме).
В 1931 году он был переведен в церковь Нерукотворного Спаса в селе Киево Дмитровского района. В его приход входили деревни Горки, Нестериха, Букино, Сумароково, Абакумово, Еремино, а также посёлок при железнодорожной станции Лобня (Ныне вошло в состав г. Лобня).
21 февраля 1938 года председатель сельсовета составил для НКВД характеристику на священника, в которой писал: "Священник Нил Федорович Тютюкин все время вел антисоветскую работу среди населения. За последнее время рассказывал, что колхозы — это старая кабала, как у помещиков. Когда сельсовет и партячейка стали проводить собрание на тему антирелигиозной пропаганды, то тут Тютюкин послал весь церковный совет отбирать подписи от населения, чтобы не закрывать церковь. Сельсовет со своей стороны считает, что в колхозе изо дня в день слабеет дисциплина, благодаря руководству Тютюкина, а посему сельсовет считает, что его, как опасного элемента, необходимо изолировать с территории Киевоского сельсовета".
В этот же день НКВД открыл «дело» против священника.
28 февраля 1938 года иеромонах Нил был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.
В 1901 году он уехал в Москву и стал прислуживать в одной из церквей и в конце концов избрал монашеский путь.
В 1904 году он поступил в Иосифо-Волоколамский монастырь и через два года был принят в него послушником.
В 1907 году он был пострижен в мантию с именем Нил. В 1909 году он был назначен на должность эконома.
В 1910 году монах Нил был рукоположен в сан иеродиакона, в 1913 — назначен исправляющим должность благочинного. В том же году он был рукоположен в сан иеромонаха и утвержден в должности благочинного.
В 1920-е годы Иосифо-Волоколамский монастырь был закрыт. Первые годы после закрытия обители отец Нил служил в храмах Волоколамского района, с 1925 года — в селе Тимоново Дмитровского района Московской области (или в селе Тимошево, в Богородице-Рождественском храме).
В 1931 году он был переведен в церковь Нерукотворного Спаса в селе Киево Дмитровского района. В его приход входили деревни Горки, Нестериха, Букино, Сумароково, Абакумово, Еремино, а также посёлок при железнодорожной станции Лобня (Ныне вошло в состав г. Лобня).
21 февраля 1938 года председатель сельсовета составил для НКВД характеристику на священника, в которой писал: "Священник Нил Федорович Тютюкин все время вел антисоветскую работу среди населения. За последнее время рассказывал, что колхозы — это старая кабала, как у помещиков. Когда сельсовет и партячейка стали проводить собрание на тему антирелигиозной пропаганды, то тут Тютюкин послал весь церковный совет отбирать подписи от населения, чтобы не закрывать церковь. Сельсовет со своей стороны считает, что в колхозе изо дня в день слабеет дисциплина, благодаря руководству Тютюкина, а посему сельсовет считает, что его, как опасного элемента, необходимо изолировать с территории Киевоского сельсовета".
В этот же день НКВД открыл «дело» против священника.
28 февраля 1938 года иеромонах Нил был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.
— На почве чего вы среди колхозников распространяли свое влияние с предложением массового выхода из колхозов, говорили, что все наработанное колхозниками у них отберут? — спросил следователь.
— Среди колхозников, а также и среди верующих я никогда о выходе из колхозов, а также о том, чтобы колхозники не работали в колхозах, не говорил, — ответил священник.
Следователи устроили с одним из лжесвидетелей очную ставку, но отец Нил отвёл все возводимые на него обвинения. Не признал он себя виновным и на всех последующих допросах.
11 марта тройка НКВД по Московской области приговорила его расстрелу за "активную контрреволюционную деятельность, направленную на массовый выход колхозников из колхоза".
20 марта 1938 года был расстрелян в Бутово.
— Среди колхозников, а также и среди верующих я никогда о выходе из колхозов, а также о том, чтобы колхозники не работали в колхозах, не говорил, — ответил священник.
Следователи устроили с одним из лжесвидетелей очную ставку, но отец Нил отвёл все возводимые на него обвинения. Не признал он себя виновным и на всех последующих допросах.
11 марта тройка НКВД по Московской области приговорила его расстрелу за "активную контрреволюционную деятельность, направленную на массовый выход колхозников из колхоза".
20 марта 1938 года был расстрелян в Бутово.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых новомучеников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
РГАДА. Ф. 1192, оп. 5, 1907-1908 гг., д. 401, л. 48 об-49; 1911-1912 гг., д. 426, л. 59-60; оп. 4, 1915 г., д. 4, л. 20 об-22.
ЦИАМ. Ф. 203, оп. 746, 1910 г., д. 1761, л. 210 об-211; оп. 763, 1914 г., д. 68, л. 59 об-61; Ф. 1371, оп. 1, д. 77, л. 13-14.
ГАРФ. Ф. 10035, д. 23095.
Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 6. Тверь, 2002
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Январь-Май. Тверь, 2002 (Составитель жития игумен Дамаскин (Орловский))
ЦИАМ. Ф. 203, оп. 746, 1910 г., д. 1761, л. 210 об-211; оп. 763, 1914 г., д. 68, л. 59 об-61; Ф. 1371, оп. 1, д. 77, л. 13-14.
ГАРФ. Ф. 10035, д. 23095.
Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 6. Тверь, 2002
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Январь-Май. Тверь, 2002 (Составитель жития игумен Дамаскин (Орловский))
База данных Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века Православного Свято-Тихоновского богословского института.
Состояние на 11.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий