вторник, 1 ноября 2016 г.

Нил Смирнов

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

 Нил Смирнов

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ


ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик, новомученик Церкви Русской или Российский)

ВРЕМЯ

19-20 века 

ГЕОГРАФИЯ

Тамбовская область; г. Москва и Московская область: Можайский район - село Картин погост, Волоколамский район - село Буйгород, Лотошинский район - села Ивановское и Нижнее Васильевское; г. Каргополь; Амурская обл.

ДНИ ПАМЯТИ

 2 октября (19 сентября ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)

ЖИЗНЬ

Родился 5 ноября 1881 года в селе Пересыпкино Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье учителя народной школы и дочери священника. 

Окончив Кирсановское городское училище, с 1897 по 1921 год работал на железной дороге в должностях: конторщика товарной конторы, помощника товарного кассира, помощника билетного кассира, билетного кассира, телеграфиста, заведующего хозяйственной частью Юбилейного поселка рабочих и служащих Московско-Казанской железной дороги. 

В 1921 году подал прошение о рукоположении и принятии его в клир города Москвы. 

8 октября 1921 года был рукоположен во диакона к церкви Воскресения Христова в Сокольниках. 

Через две недели, 22 октября 1921 года, был рукоположен во священника к храму святых бессребреников Кира и Иоанна при Сербском подворье в Москве. 

В ноябре 1921 года патриарх Тихон (Беллавин) утвердил его в должности штатного священника Воскресенской церкви в Сокольниках. 

В августе 1923 года переведен в храм Успения Божией Матери при погосте Картин Можайского уезда. 

В ноябре 1925 года вновь назначен в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. 

В 1930 году он стал исполнять обязанности настоятеля, а через год был утвержден в этой должности. 

В 1931 году был возведен в сан протоиерея. 

Из доноса на о. Нила (1932 г.): "Всегда говорит зажигательные проповеди... Пользуется среди верующих темных масс рабочих и бывших людей, торговцев большим авторитетом... И не раз верующие его предупреждали, что он слишком открыто выступает против Советской власти... " 

17 февраля 1933 года был арестован по обвинению в "антисоветской агитации" и заключен в Бутырскую тюрьму. 

23 февраля, давая показания следователю, отец Нил сказал: «Я принял сан священника в то время, когда борьба с неверием приняла ожесточенные формы, когда начался усиленный отход верующих от Церкви, и я, видя такой отлив народа от православия, решил ей посвятить свою жизнь и стать церковным деятелем… В своих проповедях, произносимых в церкви, я старался призывать верующих к соблюдению нравственных правил, все эти проповеди призывали к борьбе с неверием и безбожием… В предъявленном обвинении виновным себя не признаю». 

22 марта 1933 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к высылке в Северный край сроком на три года. Наказание он отбывал в городе Каргополе, работал на разгрузке леса с плотов, складывал его в штабеля, а также на пилке дров. 

По возвращении из ссылки в 1936 году был назначен служить в Богоявленскую церковь села Буйгород Волоколамского района Московской области. 

В мае 1937 года отец Нил по приглашению священника Бориса Недумова стал служить в Иоанно-Предтеченском храме села Ивановское Лотошинского района. 

Прокурор Лотошинского района уже в апреле 1937 года направил начальнику местного районного отделения НКВД два письма, в которых излагал контрреволюционные действия священников и предписывал произвести расследование. 

В одном из них говорится, что «священник (кто именно, не называется) Афанасиевской церкви учеников вызывает к себе и заставляет их читать молитвы, за это он некоторым дает деньги. Так это было с десятилетним учеником... которому священник дал 50 копеек за то, что он рассказал ему молитву». 

В другом письме излагались конкретные факты контрреволюционной деятельности священников Бориса Недумова и Нила Смирнова, «которые, находясь в селе всего полтора месяца, приняли ряд мер к оживлению религиозной пропаганды. Оба священника имеют фисгармонию, баян и скрипку, при помощи которых они собирают вечеринки… на которых, помимо музыкальных номеров, ставили вопрос о поднятии духа религии… Организовали хор, в котором… подобраны враждебные люди… Причем, по утверждению некоторых лиц, имеют своей задачей обслужить и колхозников, если они будут согласны на это… Ведут агитацию, содержание которой сводится к тому, что церковь 1 мая работать не будет и что они вместе со всеми колхозниками хотят выйти на демонстрацию… Производят сбор средств… и, по разговорам, сбор выражается по 50 копеек и 1 рублю. Всего собрано, по условным данным, до 1000 рублей…» 

В марте, устраивая дочь Екатерину в школу в селе Буйгород, отец Нил разговаривал с директором школы, указав ему в беседе, что его дочь верующая, ходит в церковь и носит крестик, поэтому всякая проводимая в школе антирелигиозная работа ее касаться не должна, а также не нужно заставлять ее вступать в пионерский отряд. После ареста в 1937 году отца Нила директор школы был привлечен в качестве свидетеля и, вспоминая об этом разговоре, показал следователю:_ 

«…Ношение открыто креста его дочерью имеет влияние на остальных учеников, в данном случае немало учеников стало посещать церковь. Кроме того, в апреле у… подруги дочери священника Смирнова было найдено в классе Евангелие». 

В августе 1937 года отец Нил ездил в епархиальное управление с просьбой о назначении его в село Нижнее Васильевское Лотошинского района, но, еще до принятия решения, был 20 августа арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 

– Следствие располагает материалами, что вы состоите членом контрреволюционной группы и активно вели контрреволюционную работу. Предлагается вам дать правдивые и откровенные показания по этому вопросу. 
– Это я не признаю и отрицаю. 
– Вы даете ложные показания. Следствие имеет факт, что 26 июля 1937 года в проповеди верующим вы заявили: «На духовенство наложили большие налоги, я прошу прихожан помочь духовенству деньгами». Этот факт признаете? 
– Да, признаю... 
– Во время пасхальной службы 1937 года вы обратились к верующим и заявили, что по новому закону теперь Церковь государственной не является и советское правительство не имеет права к ней прикасаться. Признаете это? 
– Да, это действительно было, и я так говорил. 
– В мае месяце 1937 года вы распускали нелепый слух о том, что скоро будет жить лучше, так как вождь партии решил объявить себя президентом? 
– Нет, этого я не говорил и этот факт отрицаю. 
– Состоя членом контрреволюционной организации, вы вели агитацию о том, что полет на Северный полюс – дело темных сил и что тут Божией помощи нет, что все это приведет к гибели? 
– Нет, этого я не признаю. 
– Проживая на территории Лотошинского района, вы проводили контрреволюционную агитацию среди населения. Признаете вы это? 
– Я в своей работе никаких контрреволюционных действий не вижу. Действительно, я очень часто выступаю среди верующих с амвона с проповедями… По вопросу привлечения молодежи в церковь я говорил, как приятно видеть в церкви много детей. И я им обещал помощь Божию, и если вы ее будете принимать, то у вас жизнь будет цветущая. По вопросу антирелигиозной работы среди молодежи в школе я директору школы заявлял, чтобы они не насиловали людей антирелигиозной работой. 

22 сентября протоиерей Нил Смирнов был в последний раз допрошен в Таганской тюрьме. 

– Вы арестованы за антисоветскую деятельность. Признаете себя в этом виновным? 
– Нет, не признаю. 

9 октября 1937 года тройкой НКВД приговорен к десяти годам заключения в лагере. Был отправлен в Бамлаг Амурской области. 

Скончался 2 октября 1938 года в лагере, на станцию Известковая.

 ЗАХОРОНЕНИЕ

Место захоронения неизвестно.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Определением Священного Синода 30 июля 2003 года был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

Не оставил.

АФОРИЗМЫ

Нет.

ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ

Свящ. Максим Максимов. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3. Тверь, 2005.
База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века".

Состояние на 20.03.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий