ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Симон Воломский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Вологодский
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество и мученичество (преподобномученик)
ВРЕМЯ
16-17 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: г. Волоколамск и Волоколамский район, Вологодская и Ярославская области
ДНИ ПАМЯТИ
25 июля (12 июля ст. ст.) и в Соборе Вологодских святых
ЖИЗНЬ
Симон Воломский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Вологодский
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество и мученичество (преподобномученик)
ВРЕМЯ
16-17 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: г. Волоколамск и Волоколамский район, Вологодская и Ярославская области
ДНИ ПАМЯТИ
25 июля (12 июля ст. ст.) и в Соборе Вологодских святых
ЖИЗНЬ
Симеон - сын крестьянина Михаила из-под Волоколамска - родился в 1585 году в вотчине Иосифо-Волоцкого монастыря.
В Смутное время семья Симеона осталась без средств к существованию. Святой переселился в Москву, где выучился портному мастерству.
В 24-летнем возрасте после долгого паломничества по православным обителям (в том числе московским) принял постриг в Пинегской Макарьевской обители (Архангельская область) с именем Симон, а в 1613 году поселился в 65 км от Великого Устюга, в лесу Воломском.
В 24-летнем возрасте после долгого паломничества по православным обителям (в том числе московским) принял постриг в Пинегской Макарьевской обители (Архангельская область) с именем Симон, а в 1613 году поселился в 65 км от Великого Устюга, в лесу Воломском.
Здесь он 5 лет прожил один, вдали от людей; питался овощами, которые сам выращивал, иногда просил хлеб в каком-либо селении.
Когда к нему стали собираться любители безмолвной жизни, преподобный Симон построил храм в честь Креста Господня, а в 1620 году был поставлен Ростовским архиепископом Варлаамом настоятелем (игуменом) основанной им Крестовоздвиженской обители в Вологодской области (ныне монастырь не существует (с 1764 г.), есть только законсервированный полуразрушенный приходской храм, в который ежегодно в день памяти святого совершаются паломничества; в советское время в нем был склад, сельсовет, а потом его просто забросили).
Строгий подвижник, служивший для всех примером добродетели, трудолюбия, поста и молитвы, был убит в своем монастыре 12 июля 1641 года в возрасте 55 лет (потому что местные жители претендовали на земли монастыря, а царь Михаил Федорович встал на сторону монахов во главе с Симоном и дал монастырю окрестные земли в радиусе 10 км от монастыря. Тогда местные жители отомстили монахам - многих монахов прогнали, сожгли монастырскую церковь, а Симона пытали, кромсали ножами, а потом обезглавили).
МОЩИ
Несколько дней лежало истерзанное тело Симона. Монахи нашли блаженного перед дверями его кельи, с жестокими знаками мучения. Вызванный из Архангельской обители города Устюга иеромонах Ефрем совершил отпевание.
Тело преподобного Симона было похоронено в созданном им храме.
Однажды, местный священник Антипа захотел посмотреть на мощи Симона и стал раскапывать его могилу. Во время рытья могилы вдруг показалась вода, закипела и стала стремительно подниматься вверх. Тогда священник в страхе вновь засыпал могилу землей.
Ныне установлен крест у места погребения преподобного Симона. В храме есть памятная табличка, что здесь похоронен прп. Симон.
ПРОСЛАВЛЕНИЕПочитание (местное) преподобного началось вскоре после его убийства - в 1645 году - после исцелений многих людей от разных болезней у его мощей.
Почитание продолжалось все время существования монастыря и после его закрытия - до прихода советской власти и закрытия храма. Над мощами святого была сделана рака. Причем помолиться святому и получить исцеление от разных болезней сюда приходил не только местный народ, но и жители весьма отдаленных мест Вологодского края. Люди делали и пожертвования на Крестовоздвиженский храм бывшего Воломского монастыря.
В домах некоторых местных крестьян долгое время хранились как святыня личные вещи святого.
Вокруг места убийства святого в 19 веке поставили ограду.
Помимо Вологодского края, есть сведения о почитании святого на Украине, что связано с произошедшими у мощей святого исцелений нескольких жителей Украины.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Известно их довольно много. Причем, исцеления происходили не только от мощей, но и от от воды в речке Кичменге ("Симоновой курьи"), протекающей в Воломах (ее набирали, ставили на некоторое время на могилу святого - и она становилась целебной и сохранялась в течение года). Также целебной в народе считалась и росшая рядом с храмом береза.
В 17 веке по молитвам святого произошли такие чудеса.
У Агапита ноги болели. Пришел - помолился - выздоровел - принял постриг в монастыре прп. Симона. Но не выдержал - убежал на волю, и снова заболел. Раскаялся - вернулся - снова исцелился по молитве к св. Симону - окончательно остался в монастыре, а над гробом святого поставил часовню (1645 г.). Мария с реки Сухоны пришла к преподобному и исцелилась от болезни глаз. У Ирины с Поморья боелели глаза и ноги; пришла к святому и по молитве исцелилась, как будто у нее ничего и не было. Слепой Спиридон пришел к мощам преподобного, помолился - и стал видеть хорошо. Ирина и Ульяна с Вологодчины пришли ко гробу святого: у одной болели глаза, а у другой было маточное кровотечение - по молитвам к святому обе исцелились, обрадовались и пошли обратно. Антониду парализованную принесли к святому на носилках - и по слезной молитве к преподобному он исцелил ее, так что она пошла обратно сама. Никита, у которого не функционировала левая рука, пришел ко гробу преподобного, помолился ему и ушел исцеленным. Глухая Христина пришла за помощью к святому и с его помощью стала слышать, как и прежде. Парализованному Григорию с Вологодчины прп. Симон явился во сне и велел пойти после исцеления и стать монахом в Воломском монастыре: он получил исцеления - и так и сделал. Парализованному священнику Косьме Молокову в Вологодской области явился во сне святой и исцелил его от болезни. Сын священника Дмитрий Исаков с реки Сухоны был парализован, но по молитвам святого стал ходить; он пришел в Воломских монастырь и стал монахом Дионисием. Однажды, у монахов скот в лес ушел и заблудился; тогда они помолились прп. Симону и увидели, что скот стоит на монастырском дворе. У Артемия и Епистимии, живших в Вологодском крае, умер сын Евтихий; Епистимия много плакала и просила святого Симона помочь ей; тогда он воскресил ей сына и она с благодарностью поехала с сыном в Воломский монастырь. Дьякон Тимофей ослеп, так что ему запретили в церкви служить; по молитвам к святому Симону он снова стал видеть. Лука Симонов заболел лихорадкой и оглох; по молитвам к Симону он стал слышать и поехал ко гробу Симона поблагодарить святого.
В 17 веке и в последующее время произошло еще много чудес по молитвам к прп. Симону - вплоть до недавнего времени.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Другой тропарь, глас 4:
От мирскаго мятежа исшед отвержением мира, евангельски Христу последовал еси, и равноангельское житие возлюбил еси, и в тихое пристанище святыя горы Черныя достигл еси, и на ней ангельский образ восприял еси. Отонудуже благословением отца в непроходимая места пришед, и обитель причюдну сотворив, и множество монашествующих собрав, и на стезю, ведущую к Небесному Царствию, показав, Христови сия привел еси. (Л. 4 об.) И трудолюбезно жизнь совершив, и от человек[о]в ненавистных нужную смерть претерпел еси, и венец нетления от Христа восприял еси. Приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы, о Симоне преподобне, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Молитвы и акафиста святому Симону нет.
ХРАМЫ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Житие составлено в 17 веке.
ИСТОЧНИКИ
ОР ГИМ. Синодальное собрание, № 406; РГАДА, ф. 196, собр. Мазурина, № 604; РГБ, ф. 354, Вологодское собрание, № 75; Каргопольский краеведческий музей, № 132; РГБ, Великолукское собрание, ф. 122, № 35; БАН, Устюжское собрание, № 51; РНБ, собрание Титова, №№ 4149 и 4178; СПб ИИ РАН, ф. 238, оп. 1, № 254; Великоустюжский филиал ГА ВО, ф. 364, оп. 1; частные собрания А. Марюковой и М. Козулиной; РНБ, Q.XVIII.11, л. 153 об.; ИРЛИ, коллекция Перетца, № 524; БАН, Строгановское собрание, 3 66; Филимонов. Сводный иконописный подлинник; Маркелов. Г. Святые Древней Руси в иконописных подлинниках 17-19 вв. Свод описаний. Т. 2, Спб., 1998; Володина А. Прп. Симон Воломский и его иконография. "Филевские чтения". М., 1999; Будовниц И. Монастыри на Руси и борьба с ним крестьян в 14-16 вв. М., 1966; Толстой М. История Русской Церкви. Валаамский монастырь, 1991; Камкин А.В. Православная церковь на Севере России: очерки истории до 1917 г. Вологда, 1992; Власов А.Н. Неизученные историко-литературные памятники Устюжского края XVII в. // ТОРДЛ. Л., 1988. Т. 41; Описание памятников русского зодчества по губерниям. V. Вологодская губерния. // Известия Императорской Археологической Комиссии. Вып. 64. Птр., 1917; Титов А. Летопись Великоустюжская. М., Трапезников, 1889; Вестник церковной истории, № 4, 2008; Шведова В. Лингвистическая традиция и новации в памятнике севернорусской агиографии XVII в. / Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 1(3); Говорова А. Житие преподобномученика Симона Воломского / Вестник церковной истории. 2008. № 4(12); Говорова А. Симонова память // Живая старина, 2000, № 3 (27); Словарь русских иконописцев 11-17 вв. / под ред. И. Кочеткова. М., 2003; Филарет Гумилевский. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 1882; Зверинский В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. Т2. СПб., 1892; Амвросий Орнатский. История Российской Иерархии. Ч. 3, 1811; Власов А. Неизученные историко-литературные памятники Устюжского края 17 в. // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы. РАН, Т. 41, Л., 1988; Каган М. Житие Симона Воломского. // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3, ч. 1. СПб., 1992; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880.
ИКОНОГРАФИЯ
В 1647 (или 1648) году была написана первая икона святого (старцем устюжского Архангельского монастыря Исайей Гольцовым). В конце 17 века еще одну икону святого написал Михаил Чистый: ее поместили на гроб Симона, где она находилась до начала 20 века, а потом исчезла (ее местонахождение до сих пор неизвестно).
В росписи Воломского храма (сохранились частично) есть сцены из жизни прп. Симона, в частности, эпизод с его убийством. Каждый сюжет из жизни святого заключен в гипсовую раму.
В рукописном житии прп. Симона 17 века дается лицевая миниатюра святого.
Святой обычно изображается по следующему канону: "насед, брада корчевата, концы космачки, власы велики по плечам, в мантии, без схимы". Однако большинство икон и росписей с изображением прп. Симона (которые в основном сегодня находятся в храмах на территории Вологодской области и в росписях самой церкви прп. Симона в Воломах) не придерживается строго описанию этого канона (иконописного подлинника). На одной из икон у святого есть даже схима.
В Великом Устюге, в храме свт. Стефана Пермского, есть 4 иконы прп. Симона (18-19 веков); на одной из них он изображен с праведным Прокопием Устюжским.
В одном из храмов Вологды тоже есть икона прп. Симона Воломского.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
У жителей Великого Устюга было предание, что тому, кто посетит Воломы, святой вымолит прощение 40 грехов.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 4:
От юности твоея вперив ум твой к Богу, блаженне Симоне, мира же отвергся, вселился еси в пустыню непроходимую, и тамо, от Господа укрепляемь, в молитвах и пощениих доблественне пожил еси, и жизнь твою страдальчески убиением от сынов противления скончал еси. Сего ради со преподобными и мученики венчался еси, с ними же и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы. Сию моли, молим тя, оставление подати согрешений наших и даровати нам велию милость.
Другой тропарь, глас 4:
От мирскаго мятежа исшед отвержением мира, евангельски Христу последовал еси, и равноангельское житие возлюбил еси, и в тихое пристанище святыя горы Черныя достигл еси, и на ней ангельский образ восприял еси. Отонудуже благословением отца в непроходимая места пришед, и обитель причюдну сотворив, и множество монашествующих собрав, и на стезю, ведущую к Небесному Царствию, показав, Христови сия привел еси. (Л. 4 об.) И трудолюбезно жизнь совершив, и от человек[о]в ненавистных нужную смерть претерпел еси, и венец нетления от Христа восприял еси. Приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы, о Симоне преподобне, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак, глас 8:
Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному, от юности, преподобномучениче, Тому от всея души любовию последовал еси, мира же тленная ни во что же вменив, и в непроходимую пустыню вселился еси, и в ней добре противу невидимаго врага подвизався, и, яко светозарное солнце, во вся концы возсиял еси, и от человеков ненавистных нуждную смерть, и мечное посечение, и ножи разбодение, и огненное опаление приял еси, и, радуяся, пришел еси к Небесным чертогом. И ныне со Безплотными лики Владычнему престолу предстоя, поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Симоне преподобне, пустынный жителю.
Молитвы и акафиста святому Симону нет.
ХРАМЫ
Храм преподобного Симона Воломского в поселке Полдарса (в 30 км от Волом, где подвизался прп. Симон и был его монастырь).
МОНАСТЫРИ
МОНАСТЫРИ
Не посвящены (Симоно-Воловская Крестовоздвиженская пустынь-монастырь - упразднена в 1764 году).
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Есть, причем она достаточно полная (с литией и чтениями на Великой вечерне и полиелеем на утрене), так что возможно и совершение всенощного бдения. Однако она фактически не используется, по крайней мере, в пределах Москвы и Московской области. В 2003-2006 годах святому служили бденную службу в день его памяти непосредственно в самом храме бывшего монастыря на Воломе, но потом это делать перестали из-за большой ветхости здания храма и связанной с этим опасности. В службе в древней рукописи есть также пропуски текста и некоторые слова непонятны, но определенная работа с ним проводилась, так что многое удалось исправить и уточнить.
В службе не упоминается о пребывании святого в Московском крае.
КАРТИНЫ
Не написаны.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Говорова А. Житие преподобномученика Симона Воломского / Вестник церковной истории. 2008, № 4.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
Нет никаких сведений о таком почитании. Святой не вошел и в Собор Московских святых (очевидно, потому что основная его деятельность и подвиги связаны с Вологодским краем).
ПРОПОВЕДИ
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Житие составлено в 17 веке.
ИСТОЧНИКИ
ОР ГИМ. Синодальное собрание, № 406; РГАДА, ф. 196, собр. Мазурина, № 604; РГБ, ф. 354, Вологодское собрание, № 75; Каргопольский краеведческий музей, № 132; РГБ, Великолукское собрание, ф. 122, № 35; БАН, Устюжское собрание, № 51; РНБ, собрание Титова, №№ 4149 и 4178; СПб ИИ РАН, ф. 238, оп. 1, № 254; Великоустюжский филиал ГА ВО, ф. 364, оп. 1; частные собрания А. Марюковой и М. Козулиной; РНБ, Q.XVIII.11, л. 153 об.; ИРЛИ, коллекция Перетца, № 524; БАН, Строгановское собрание, 3 66; Филимонов. Сводный иконописный подлинник; Маркелов. Г. Святые Древней Руси в иконописных подлинниках 17-19 вв. Свод описаний. Т. 2, Спб., 1998; Володина А. Прп. Симон Воломский и его иконография. "Филевские чтения". М., 1999; Будовниц И. Монастыри на Руси и борьба с ним крестьян в 14-16 вв. М., 1966; Толстой М. История Русской Церкви. Валаамский монастырь, 1991; Камкин А.В. Православная церковь на Севере России: очерки истории до 1917 г. Вологда, 1992; Власов А.Н. Неизученные историко-литературные памятники Устюжского края XVII в. // ТОРДЛ. Л., 1988. Т. 41; Описание памятников русского зодчества по губерниям. V. Вологодская губерния. // Известия Императорской Археологической Комиссии. Вып. 64. Птр., 1917; Титов А. Летопись Великоустюжская. М., Трапезников, 1889; Вестник церковной истории, № 4, 2008; Шведова В. Лингвистическая традиция и новации в памятнике севернорусской агиографии XVII в. / Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 1(3); Говорова А. Житие преподобномученика Симона Воломского / Вестник церковной истории. 2008. № 4(12); Говорова А. Симонова память // Живая старина, 2000, № 3 (27); Словарь русских иконописцев 11-17 вв. / под ред. И. Кочеткова. М., 2003; Филарет Гумилевский. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 1882; Зверинский В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. Т2. СПб., 1892; Амвросий Орнатский. История Российской Иерархии. Ч. 3, 1811; Власов А. Неизученные историко-литературные памятники Устюжского края 17 в. // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы. РАН, Т. 41, Л., 1988; Каган М. Житие Симона Воломского. // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3, ч. 1. СПб., 1992; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880.
Состояние на 08.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий