ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Симон Московский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Чиж
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
святительство
ВРЕМЯ
15-16 века
ГЕОГРАФИЯ
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад
ДЕНЬ ПАМЯТИ
в Соборе московских святых
ЖИЗНЬ
С 1490 года — игумен Троице-Сергиева монастыря.
6 сентября 1495 года избран и наречен на Московскую митрополию. 20 сентября того же года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Поставление Симона на митрополичью кафедру сопровождалось новым и сложным церемониалом. Великий князь Иоанн Васильевич сам вручил главе Русской Церкви пастырский жезл и обратился к нему с приветственной речью. После посвящения митрополит Симон ездил вокруг города на осляти, причем осла водил под ним боярин великого князя.
Митрополит Симон благословил на великое княжение сначала внука Иоанна III Димитрия, а затем сына Василия.
В правление митрополита Симона преимущественно по его почину и всегда под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. На Соборе 1503 года, созванном для благоустроения Православной Церкви, был составлен соборный ответ великому князю Иоанну III о монастырском землевладении.
Митрополит Симон был единомышленником и покровителем преподобного Иосифа Волоцкого.
Принимал активное участие в Соборе 1504 года против ереси жидовствующих. Его поддержка сыграла решающую роль в исходе ссоры между волоколамским игуменом Иосифом Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом. Незадолго до смерти митрополит Симон "по великого князя слову" взял "прощение" у Серапиона.
6 сентября 1495 года избран и наречен на Московскую митрополию. 20 сентября того же года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Поставление Симона на митрополичью кафедру сопровождалось новым и сложным церемониалом. Великий князь Иоанн Васильевич сам вручил главе Русской Церкви пастырский жезл и обратился к нему с приветственной речью. После посвящения митрополит Симон ездил вокруг города на осляти, причем осла водил под ним боярин великого князя.
Митрополит Симон благословил на великое княжение сначала внука Иоанна III Димитрия, а затем сына Василия.
В правление митрополита Симона преимущественно по его почину и всегда под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. На Соборе 1503 года, созванном для благоустроения Православной Церкви, был составлен соборный ответ великому князю Иоанну III о монастырском землевладении.
Митрополит Симон был единомышленником и покровителем преподобного Иосифа Волоцкого.
Принимал активное участие в Соборе 1504 года против ереси жидовствующих. Его поддержка сыграла решающую роль в исходе ссоры между волоколамским игуменом Иосифом Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом. Незадолго до смерти митрополит Симон "по великого князя слову" взял "прощение" у Серапиона.
Митрополит Симон именуется мужем непорочной жизни, великого смирения, украшенным всеми добродетелями. Он был весьма начитан, прекрасно знал Священное Писание и каноническую литературу. Об этом свидетельствуют его собственные сочинения и обращенные к нему послания архиепископов Новгородских Геннадия и Серапиона, преподобного Иосифа Волоцкого. Сохранились рукописи — вклады митрополита Симона: в Троицкий монастырь он вложил Толковый Апостол, а в Московский Успенский собор — Златоструй и Евангелие-апракос. Митрополит Симон был также хорошим иконописцем: известна написанная им Владимирская икона Божией Матери.
По одной версии 26 апреля 1511 года митрополит Симон заболел и скончался 30 апреля того же года. По другим данным, весной 1511 года он оставил митрополию и уехал в Троицкий монастырь, а скончался 12 января 1512 года.
По одной версии 26 апреля 1511 года митрополит Симон заболел и скончался 30 апреля того же года. По другим данным, весной 1511 года он оставил митрополию и уехал в Троицкий монастырь, а скончался 12 января 1512 года.
МОЩИ
Погребен был в Архангельской церкви Чудова монастыря.
Позже его останки были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где покоятся и доныне.
Позже его останки были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где покоятся и доныне.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
"Поучение священнослужителям," Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т., СПб., 1841-1842, т. 1, № 109.
"Ставленная грамота преподобному Корнилию Комельскому от 1 февраля 1501 года," Муравьев, А. Н., Русская Фиваида на Севере, СПб., 1855, 60, 61.
"Окружное послание о милостыне, собираемой святогорским старцем Герасимом (1495— 1505гг.)," Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т., СПб., 1841—1842, т. 1, № 103.
"Послание духовенству в Пермь о соблюдении пастырских обязанностей (22 августа 1501 г.);" "Послание мирянам в Пермь против языческих обычаев (22 августа 1501 г.)," Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т., СПб., 1841—1842, т. 1, № 112.
"Послание во Псков по поводу постановления собора 1503 г. о вдовых священниках (15 июля 1504 г.)," Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук: в 4 т., СПб., 1836, т. 1, 383.
АФОРИЗМЫ
"Ставленная грамота преподобному Корнилию Комельскому от 1 февраля 1501 года," Муравьев, А. Н., Русская Фиваида на Севере, СПб., 1855, 60, 61.
"Окружное послание о милостыне, собираемой святогорским старцем Герасимом (1495— 1505гг.)," Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т., СПб., 1841—1842, т. 1, № 103.
"Послание духовенству в Пермь о соблюдении пастырских обязанностей (22 августа 1501 г.);" "Послание мирянам в Пермь против языческих обычаев (22 августа 1501 г.)," Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т., СПб., 1841—1842, т. 1, № 112.
"Послание во Псков по поводу постановления собора 1503 г. о вдовых священниках (15 июля 1504 г.)," Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук: в 4 т., СПб., 1836, т. 1, 383.
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Не разработана.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Не отмечено.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
КАРТИНЫ
КАРТИНЫ
Не написаны.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Прозвище Чиж известно по сообщению Летописи Типографской (ПСРЛ, Пг., 1921, т. 24, с. 213); его подтверждает и список митрополитов в сборнике ГПБ, собр. Погодина, № 1571.
ИСТОЧНИКИ
ИСТОЧНИКИ
Соловьев, С. М., История России с древнейших времен: в 6 кн., (3-е изд.), СПб., 1911, кн. 1
Карамзин, Н. М., История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. (3-е изд.), СПб., 1842—1843, т. 7
Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники, М., 1896
Димитрий (Самбикин), архиеп., Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып., Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 8, апрель
Житие святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, Свято-Троицко-Сергиева Лавра, 1912
Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877
Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей, Киев, 1913
Голубинский, Е. Е., История канонизации святых в Русской Церкви (2-е изд.), М., 1903
Ратшин, А., Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России, М., 1852
Сергий (Спасский), архиеп., Полный месяцеслов Востока (2-е изд.), Владимир, 1901 — 1902, т. 2
Денисов, Л. И., Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России, М., 1908
Н. Д[урново], Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи, М., 1888
Филарет (Гумилевский), архиеп., Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. (3-е изд.), СПб., 1884
Московский кафедральный Чудов монастырь, М., Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1896
Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп., М., 1903-1911, 1908, 1916, доп. т. 2
Московский некрополь: в 3 т., СПб., 1907-1908, т. 3
Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь, СПб., 1891, № 522.
Русская старина, СПб., 1882, апрель, 83; июнь, 64.
Православный собеседник, Казань, 1867, июнь, 150.
Русский архив, М., 1895, кн. 1, № 1, 15; 1900, кн. 2, № 7
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2
Русский биографический словарь: в 25 т., СПб.; М., 1896-1913, т. 8
Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т., М., 1994—1997, т. 4, ч. 1; т. 4, ч. 2
Буланин, Д. М., "Симон (по прозвищу Чиж)," Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1989, вып. 2, ч. 2
Синицына, Н. В., "Русская Церковь в период автокефалии; учреждение патриаршества," Православная энциклопедия, М., 2000
Карамзин, Н. М., История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. (3-е изд.), СПб., 1842—1843, т. 7
Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники, М., 1896
Димитрий (Самбикин), архиеп., Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып., Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 8, апрель
Житие святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, Свято-Троицко-Сергиева Лавра, 1912
Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877
Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей, Киев, 1913
Голубинский, Е. Е., История канонизации святых в Русской Церкви (2-е изд.), М., 1903
Ратшин, А., Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России, М., 1852
Сергий (Спасский), архиеп., Полный месяцеслов Востока (2-е изд.), Владимир, 1901 — 1902, т. 2
Денисов, Л. И., Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России, М., 1908
Н. Д[урново], Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи, М., 1888
Филарет (Гумилевский), архиеп., Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. (3-е изд.), СПб., 1884
Московский кафедральный Чудов монастырь, М., Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1896
Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп., М., 1903-1911, 1908, 1916, доп. т. 2
Московский некрополь: в 3 т., СПб., 1907-1908, т. 3
Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь, СПб., 1891, № 522.
Русская старина, СПб., 1882, апрель, 83; июнь, 64.
Православный собеседник, Казань, 1867, июнь, 150.
Русский архив, М., 1895, кн. 1, № 1, 15; 1900, кн. 2, № 7
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2
Русский биографический словарь: в 25 т., СПб.; М., 1896-1913, т. 8
Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т., М., 1994—1997, т. 4, ч. 1; т. 4, ч. 2
Буланин, Д. М., "Симон (по прозвищу Чиж)," Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1989, вып. 2, ч. 2
Синицына, Н. В., "Русская Церковь в период автокефалии; учреждение патриаршества," Православная энциклопедия, М., 2000
ПСРЛ, т. 24
ГБЛ, собрание МДА, ф. 173, № 17
ГИМ, Успен. собр. (бум.), № 14
ГоС. Оружейная палата, № 15004
Состояние на 19.01.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий