ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Алексий Смирнов (Тульский)
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик, новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Тульская область; г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад, Истринский район - села Филатово и Глебово
ДНИ ПАМЯТИ
Алексий Смирнов (Тульский)
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик, новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Тульская область; г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад, Истринский район - села Филатово и Глебово
ДНИ ПАМЯТИ
28 февраля (15 феврая ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
ЖИЗНЬ
Родился в 1867 году в селе ГремячевоТульской губернии в семье псаломщика. Отец умер, когда Алексею было семь лет, поэтому воспитывал мальчика дед, тоже псаломщик, служивший в Москве.
В 1890 году окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника.
С 1898 по 1938 год прослужил отец Алексий священником в храме в честь Рождества Христова в селе Филатово Истринского района Московской области. Впоследствии, по совместительству был священником в Казанской церкви с. Глебово Истринского района Московской области.
После революции и прихода безбожной власти отец Алексий с семьей как служитель Церкви был лишен гражданских прав и в связи с этим они попали в бедственное положение. В октябре 1928 года церковный совет храма обратился к верующим с просьбой "помочь нашему священнику в необходимом предмете, в хлебе, ввиду отказа ему в выдаче пайка, в самом необходимом для существования и жизни. Граждане, просим помочь нашему священнику зерном ржи или мукой, кто сколько может".
Как предлог для закрытия храмов власти использовали налогообложение служителей Церкви и общин за пользование храмом и землей, на котором он стоит. При неуплате налога росла задолженность, и если её вовремя не могли уплатить, то храм закрывался, а священник арестовывался.
В 1937 году Истринский районный исполнительный комитет потребовал от церковного совета церкви Рождества Христова уплаты очередного налога. Поскольку денег из-за постоянных поборов не было, то обратились к верующим. "Прихожане, обращаемся к вам с просьбой пожертвовать от трех рублей и выше на свою мать – филатовскую церковь, так как на днях получили из Истринского РИКа два извещения на налог: земельную ренту в сумме 140 рублей и страховка в сумме 246 рублей. Церковных денег нет на уплату налога такой большой суммы. Просим срочно оказать своё усердие, ибо срок платы короток".
В 1938 году священник Алексий Смирнов был обложен "культурным и подоходным налогом" в размере 5805 рублей. При этом сумму налога нужно было уплатить в феврале 1938 года. Поскольку денег у священника не было, он снова обратился к верующим оказать помощь в уплате налога.
В связи с развернувшейся очередной беспощадной волной гонений на Русскую Православную Церковь, власти приняли решение об аресте отца Алексия. Сотрудники НКВД приступили к сбору материалов, необходимых для ареста священника. Председатель Филатовского сельсовета по требованию работников НКВД выдал справку с такой характеристикой отца Алексия: "…десятки лет служит в филатовской церкви… несколько раз облагался государственными налогами, собирает к себе престарелых старушек, чтобы они ходили по всем окружающим деревням, собирали деньги в уплату налога. Собирает малолетних детей к себе в дом, обсуждает религиозные вопросы, внушает о религии".
4 февраля были допрошены три лжесвидетеля. Один из них сказал, что отец Алексий "неблагонадежный человек, ведет агитацию против советской власти". Другой сказал, что ему известен случай, когда отец Алексий в доме одного колхозника говорил: "разгромили религию, незаконно сделали. Церкви ломают, превращают их неизвестно во что, придет время – обратно религия вернется, а коммунистов не будет"; третий свидетельствовал: "неправильно угнетают религию, невинных людей, которые совершенно не мешают, сажают в тюрьму".
В 1890 году окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника.
С 1898 по 1938 год прослужил отец Алексий священником в храме в честь Рождества Христова в селе Филатово Истринского района Московской области. Впоследствии, по совместительству был священником в Казанской церкви с. Глебово Истринского района Московской области.
После революции и прихода безбожной власти отец Алексий с семьей как служитель Церкви был лишен гражданских прав и в связи с этим они попали в бедственное положение. В октябре 1928 года церковный совет храма обратился к верующим с просьбой "помочь нашему священнику в необходимом предмете, в хлебе, ввиду отказа ему в выдаче пайка, в самом необходимом для существования и жизни. Граждане, просим помочь нашему священнику зерном ржи или мукой, кто сколько может".
Как предлог для закрытия храмов власти использовали налогообложение служителей Церкви и общин за пользование храмом и землей, на котором он стоит. При неуплате налога росла задолженность, и если её вовремя не могли уплатить, то храм закрывался, а священник арестовывался.
В 1937 году Истринский районный исполнительный комитет потребовал от церковного совета церкви Рождества Христова уплаты очередного налога. Поскольку денег из-за постоянных поборов не было, то обратились к верующим. "Прихожане, обращаемся к вам с просьбой пожертвовать от трех рублей и выше на свою мать – филатовскую церковь, так как на днях получили из Истринского РИКа два извещения на налог: земельную ренту в сумме 140 рублей и страховка в сумме 246 рублей. Церковных денег нет на уплату налога такой большой суммы. Просим срочно оказать своё усердие, ибо срок платы короток".
В 1938 году священник Алексий Смирнов был обложен "культурным и подоходным налогом" в размере 5805 рублей. При этом сумму налога нужно было уплатить в феврале 1938 года. Поскольку денег у священника не было, он снова обратился к верующим оказать помощь в уплате налога.
В связи с развернувшейся очередной беспощадной волной гонений на Русскую Православную Церковь, власти приняли решение об аресте отца Алексия. Сотрудники НКВД приступили к сбору материалов, необходимых для ареста священника. Председатель Филатовского сельсовета по требованию работников НКВД выдал справку с такой характеристикой отца Алексия: "…десятки лет служит в филатовской церкви… несколько раз облагался государственными налогами, собирает к себе престарелых старушек, чтобы они ходили по всем окружающим деревням, собирали деньги в уплату налога. Собирает малолетних детей к себе в дом, обсуждает религиозные вопросы, внушает о религии".
4 февраля были допрошены три лжесвидетеля. Один из них сказал, что отец Алексий "неблагонадежный человек, ведет агитацию против советской власти". Другой сказал, что ему известен случай, когда отец Алексий в доме одного колхозника говорил: "разгромили религию, незаконно сделали. Церкви ломают, превращают их неизвестно во что, придет время – обратно религия вернется, а коммунистов не будет"; третий свидетельствовал: "неправильно угнетают религию, невинных людей, которые совершенно не мешают, сажают в тюрьму".
16 февраля 1938 года был арестован и заключен в тюрьму города Волоколамска. 18 февраля состоялся первый допрос.
– Кого вы знаете из бывших кулаков, попов, из полиции жандармов?
– Ранее знал попов и кулаков, а теперь их нет, все умерли.
– Следствие предлагает вам быть правдивым. Дайте показания о вашей контрреволюционной агитации.
– О контрреволюционной агитации показать ничего не могу, с моей стороны агитации не было.
– Следствие располагает материалами о том, что в ноябре и декабре 1937 года среди колхозников деревни Филатово вы вели агитацию: политика партии неправильна, из-за неразборчивого руководства Сталина привела всех в болото.
– Агитации с моей стороны не было. По домам в праздники с молебнами ходил, среди колхозников против советской власти разговоров не вел.
– Признаете вы себя виновным в контрреволюционной агитации?
– В контрреволюционной агитации я себя виновным не признаю.
На следующий день допрос продолжился.
– Скажите, в данное время производите службу в церкви и какой?
– В настоящее время служу в двух церквях: Филатовской и Глебовской.
– Следствие располагает данными, что вы в феврале 1938 года собирали деньги с крестьян… для уплаты подоходного налога и говорили, что советская власть наложила непосильный налог с целью закрыть церковь?
– Действительно, деньги собирал с крестьян… среди прихожан говорил, что наложили непосильный налог и советская власть хочет закрыть церковь.
– При обыске у вас была обнаружена церковная литература. Вы распространяли её среди крестьян? Дайте по данному вопросу показания.
– Церковной литературой пользовался сам и раздавал крестьянам, которые посещали церковь.
– …Следствие располагает данными, что в августе 1937 года вы говорили: тот, кто хочет делать покушения на вождей, никогда не будет разыскан, а сейчас советская власть судит и проводит террор против невиновных людей?
– Да, я это говорил и виновным себя признаю в этом.
– Признаете ли вы себя виновным в контрреволюционной агитации среди населения?
– В контрреволюционной агитации среди населения в 1937 году виновным себя признаю, агитацию я вел в силу того, что не приемлю советскую власть.
Следствие было закончено. Следователь считал доказанным выдвинутое обвинение в том, что священник Алексий Смирнов "непримиримый враг партии и правительства, на протяжении ряда лет среди местного населения ведет активную контрреволюционную деятельность".
23 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу.
28 февраля 1938 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.
– Кого вы знаете из бывших кулаков, попов, из полиции жандармов?
– Ранее знал попов и кулаков, а теперь их нет, все умерли.
– Следствие предлагает вам быть правдивым. Дайте показания о вашей контрреволюционной агитации.
– О контрреволюционной агитации показать ничего не могу, с моей стороны агитации не было.
– Следствие располагает материалами о том, что в ноябре и декабре 1937 года среди колхозников деревни Филатово вы вели агитацию: политика партии неправильна, из-за неразборчивого руководства Сталина привела всех в болото.
– Агитации с моей стороны не было. По домам в праздники с молебнами ходил, среди колхозников против советской власти разговоров не вел.
– Признаете вы себя виновным в контрреволюционной агитации?
– В контрреволюционной агитации я себя виновным не признаю.
На следующий день допрос продолжился.
– Скажите, в данное время производите службу в церкви и какой?
– В настоящее время служу в двух церквях: Филатовской и Глебовской.
– Следствие располагает данными, что вы в феврале 1938 года собирали деньги с крестьян… для уплаты подоходного налога и говорили, что советская власть наложила непосильный налог с целью закрыть церковь?
– Действительно, деньги собирал с крестьян… среди прихожан говорил, что наложили непосильный налог и советская власть хочет закрыть церковь.
– При обыске у вас была обнаружена церковная литература. Вы распространяли её среди крестьян? Дайте по данному вопросу показания.
– Церковной литературой пользовался сам и раздавал крестьянам, которые посещали церковь.
– …Следствие располагает данными, что в августе 1937 года вы говорили: тот, кто хочет делать покушения на вождей, никогда не будет разыскан, а сейчас советская власть судит и проводит террор против невиновных людей?
– Да, я это говорил и виновным себя признаю в этом.
– Признаете ли вы себя виновным в контрреволюционной агитации среди населения?
– В контрреволюционной агитации среди населения в 1937 году виновным себя признаю, агитацию я вел в силу того, что не приемлю советскую власть.
Следствие было закончено. Следователь считал доказанным выдвинутое обвинение в том, что священник Алексий Смирнов "непримиримый враг партии и правительства, на протяжении ряда лет среди местного населения ведет активную контрреволюционную деятельность".
23 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу.
28 февраля 1938 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной могиле на полигоне Бутово в Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 12 марта 2002 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
База данных ПСТГУ Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века.
Состояние на 4.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий