воскресенье, 30 октября 2016 г.

Чанки

СТАТУС
 
 Село в Коломенском районе.
 
Входит в состав Хорошовского сельского поселения.

ОПИСАНИЕ
 
Село расположено примерно в 3 км от райцентра (Коломны), входя в так называемую Коломенскую агломерацию (пригород Коломны) и в ? км от Москвы (МКАД).
 
Рядом с селом проходит Новорязанское шоссе "Урал" (М-5). В 2 км от села находится железнодорожная платформа Хорошово.
 
Село стоит на речке Чаянке.
 
Население - 552 человека (2010).
 
В селе 4 улицы: Центральная, Осенняя, Школьная и Юбилейная.

ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ
 
1. На электричке: с Казанского вокзала до станции Голутвин (117 км), далее автобусом №№ 30 или 43 или до платформы Хорошово, а отсюда пешком через село Нижнее Хорошово (4 км);
 
2. На машине: по Новорязанскому шоссе ("Урал", М-5) непосредственно до Чанков.

СХЕМА ПРОЕЗДА

СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ

ТОПОНИМИКА
 
Село Чанки (или, как его называли в старину, Чаянка) получило название, вероятно, от речки Чаянки. А вот сама речка Чаянка почему так названа - непонятно.

ИСТОРИЯ
 
Большое вытянутое в длину, расположенное чуть в стороне от крупного шоссе, примыкающее к нему лишь небольшим "боком", старинное село Чанки внешне ничем не отличается от подобных ему поселений, разве что прудов тут непривычно много - они по всему селу разбросаны - более десятка, некоторые даже названия имеют: "Шиш", "Сенькин"... Магазин, ферма, запущенные и совсем новые дома... И храм конечно - в самом центре села.
 
Известно это село по крайней мере с 16 века, когда про него было сказано так: «В Большом же стану вотчина владыки коломенского... за Москвою рекою село Чаянка, а в нем церковь Введения Пречистыя Богородицы, древяна, клецки». Итак, село находилось в Большом стану, за Москвой-рекой и в нем была деревянная церковь, а принадлежало оно тогда влиятельным в ту пору коломенским епископам. Примечательно, что называлось оно тогда, как и речка - Чаянка. А потом постепенно пошла естественная народная трансформация этого названия с усечением его до более простого и легкого в употреблении наименования Чанки.
 
Во владении коломенских епископов село оставалось до 1764 года, то есть до екатерининской секуляризации монастырских и архиерейских вотчин, а затем стало государственным.
 
Издавна стоявшая здесь деревянная церковь сгорела в 1817 году вместе со всей утварью и документами, хранившимися в ризнице. А дело было так. Священник с дьяконом местной церкви, люди пьющие и своим непотребным образом жизни фактически развалившие приход, да еще и спорившие с местными жителями по поводу того, кому принадлежит сенокосный луг, отслужили утром службу, похоронили умершую односельчанку и еще умершего младенца, закрыли храм, и ушли (а видимо оставили после себя какой-то источник возгорания, может быть, им были непогашенные кадильные угли). И вдруг по селу крик начался, что храм загорелся. Но пока стали тушить его, он уже весь сгорел. Осталась только каменная колокольня, стоявшая отдельно от храма. Священник с дьяконом свою вину отрицали, но священника все же перевели отсюда в район Звенигорода, а дьякона Карпа Иванова оставили тут, т. к. он заручился поддержкой многих влиятельных лиц.
 
По прошению селян им быстро позволили начать строительство нового, уже каменного, храма, а пока они стали служить Богу во временном помещении.
 
Но не было денег у крестьян на постройку нового храма. Желание есть, план есть, разрешение от епископа есть, а денег нет. Тогда пошли ходоки к самому императору Александру Первому. Он вошел в их положение и дал 1000 рублей на постройку храма. Но и этого было мало. Тогда пошли они собирать деньги по всей Московской епархии с особой книгой для пожертвований. И собрали вскоре больше 3500 рублей. И еще прихожане свои добавили. Вот так и собрали деньги на храм. И тогда уже стали строить его. И за 2 года построили (к 1820 году), приобрели также и утварь с облачениями, и книги. Так началась новая храмовая жизнь на селе, а служить стал тут священник Сергей Петров.
 
В начале 19 века в селе было 4 священно-церковнослужительских двора и 226 крестьянских; мужчин было больше, чем женщин (956 против 937).
 
 
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ

ХРАМ

НАЗВАНИЕ
 
Введения во храм Пресвятой Богородицы

ИСТОРИЯ
 
В 1820 году на средства прихожан на месте сгоревшей деревянной построена существующая Введенская церковь. 
 
В 1848 году храм внутри расписали.
 
К 1883 году храм обветшал, во многом из-за того, что сделали плохие печи, при топке которых дым заполнял весь храм, отчего церковь внутри совершенно закоптилась; а еще кровля проржавела, окна разбились, фундамент стал крошиться, полы рассохлись и пр. Тогда усилием попечительского совета, возглавляемого настоятелем Василием Зерновым, его обновили. А прихожан тогда было более 1300 человек. Вот 40 человек из них стали членами попечительского совета и внесли членские взносы по 10 рублей каждый, а еще много других благотворителей помогло своими взносами. 
 
В 1888 году один из активистов попечительского совета храма украл из общей казны храма в пасхальную ночь 250 рублей, так что об этом преступлении даже была опубликована небольшая заметка в газете. Его удалось поймать и лишить свободы за это преступление на 3 месяца.
 
Кроме ремонтных работ по возобновлению церкви, при храме велась миссионерская и катехизаторская работа: по завершении поры основных сельских работ с 1888 года по вечерам с прихожанами проводились народные собеседования. 
 
В конце 19 века в состав членов попечительского общества при храме стали привлекать не только бедных местных крестьян, но и значительно более обеспеченных рабочих завода Струве из окрестных поселений. Так что деньги в кассу "потекли" намного обильнее. На эти деньги купили 3 паникадила, на местных иконах сделали медно-посеребренные вызолоченные оклады, полностью восстановили роспись храма, построили сторожку и новую печь, создали новый иконостас, переложили полы.
 
Местная приходская школа была одной из лучших в округе, и чанковцы даже помогали открывать подобные школы в окрестных селениях, например в Бобреневе.
 
В 1916 году освятили клиросные иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. По окончании молитвенного пения прихожанам раздали листки: сказание о чудодейственной иконе “Скоропомощница” и житие святого великомученика Пантелеимона.
 
С 1933 по 1935 годы во Введенском храме служил священник Андрей Шершнев (1869-1937), который родился в селе Нижнее Маслово Зарайского уезда Рязанской губернии, а в 1882 году уехал в Петербург, где работал половым в трактире, заочно обучался в учительской семинарии и занимался самообразованием. В 1890 году уехал в Киевскую губернию, и работал учителем. В 1898 году вернулся на родину и до 1921 года тоже преподавал в школах. В 1920 году он заболел, жил на иждивении сына в селе Пронюхлово Зарайского района. В храме села он одно время исполнял обязанности псаломщика. В 1931 году Андрей Шершнев был рукоположен во священника к Благовещенскому храму села Степановское Бронницкого района. В 1932 году был переведен в Троицкую церковь села Озерки Коломенского района, в 1933 году в местный храм, в а 1935 году - снова в Озерки. В 1937 году отец Андрей был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и в этом же году расстрелян.
 
Здание церкви и колокольня были взорваны в 1960-х годах, осталось только помещение трапезной.

В 1996 году храм в разоренном состоянии вернули верующим.
 
Сохранившаяся трапезная была перестроена в церковь, которую освятили в 2002 году.
 
На сегодняшний день храм восстановлен и выглядит очень презентабельно. Такой небольшой, типично провинциальный, но симпатичный голубенький храм, который имеет даже пластиковый навес перед входом в притвор.
 
ЛИЧНОСТИ
 
священномученик Андрей Шершнев (см. о нем страницу Андрей Шершнев на этом сайте).

АРХИТЕКТУРА

ДУХОВЕНСТВО
 
Настоятель: протоиерей Виктор Ерохин

ИНТЕРЬЕР, СВЯТЫНИ

РЕЖИМ РАБОТЫ

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)



 
 
ПРОЧИЕ ОБЪЕКТЫ
 
Детский сад
Молочно-товарная ферма
Чанковское кладбище

ПУНКТЫ ПИТАНИЯ
 
Есть небольшой магазин "Продукты", в котором можно купить основные продукты. Но кафе с горячим питанием нет.

ПУНКТЫ ОТДЫХА
 
Отсутствуют.

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
 
ФОТО
 
Сейчас трудно в это поверить, но еще чуть более 10 лет тому назад храм выглядел именно так. Фото 1999 года.
 
ЛИТЕРАТУРА
 
Карты Московской области;
ЦГИАМ: ф. 203, оп. 752, д. 4382, д. 5603, д. 8361;
Численность сельского населения и его размещение на территории Московской области (итоги Всероссийской переписи населения 2010 года). Том III (DOC+RAR). М.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области (2013);
прот. О. Пэнэжко. Храмы и монастыри города Коломны;
журнал "История". Издательский дом "Первое сентября", № 06, 2004;
газета "Жизнь православная", №10, 2012;
Фото Андрея Агафонова (публикуется с его разрешения)

1 комментарий:

  1. далее автобусом №№ 30 или 43 или до платформы Хорошово, а отсюда пешком через село Нижнее Хорошово (4 км); - Автобусом от платформы Хорошово, прямиком до Чанок 7 минут езды, возле церкви остановка. Если желаете прогуляться пешком, то автобусы указывать не нужно, с платформы мимо магазина Магнит и все время прямо.

    ОтветитьУдалить