понедельник, 31 октября 2016 г.

Герман Ряшенцев

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Герман Ряшенцев

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (новомученик и священномученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ
19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

г. Тамбов, г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посадг. Волоколамск и Волоколамский район - село Теряево, Владимир, г. Вязники, г. Псков, г. Казань, г. Арзамас; Северный край

ДНИ ПАМЯТИ

 15 сентября (2 сентября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Соловецких и новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российский)

ЖИЗНЬ
Ряшенцев Николай родился 10 ноября 1883 года в Тамбове, в семье купца, брат Пермского архиеп. Варлаама Ряшенцева, рано лишился отца.
Окончил тамбовскую гимназию.

В 1902 г. поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1906 году со степенью кандидата богословия.

Во время учебы в 1903 г. пострижен в монашество с именем Герман, в 1905 г. рукоположен во иерея.

С 17 августа 1906 г. - преподаватель, с 1 декабря 1907 г. - инспектор Псковской духовной семинарии.
30 января 1910 г. переведен в Вифанскую духовную семинарию, 22 июня 1912 г. назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Благодаря его усилиям был предпринят капитальный ремонт здания семинарии.

В июле-августе 1915 и апреле-августе 1917 г. был откомандирован в качестве священника в действующую армию. Он обладал даром проповедника.

После закрытия Вифанской семинарии в 1918 г. переехал в Московский Данилов монастырь, где вместе с еп. Феодором (Поздеевским) составил акафист блгв. кн. Даниилу.

27 сентября 1919 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Пребывал в Иосифо-Волоцком монастыре. Организовывал в окрестных приходах чтение проповедей и преподавание Закона Божия, что стало поводом для доноса на архиерея в ВЧК.

19 февраля 1921 г. он был арестован, содержался в Бутырской тюрьме вместе с митр. Сергием Страгородским, с которым совершал богослужения в одной из камер. Освобожден 22 апреля 1921 г.

Вновь арестован в июле 1922 г., через год приговорен к двухлетней ссылке, которую отбывал в Зап. Сибири, в Тобольском округе: до декабря 1924 г. в с. Самарове (ныне в черте г. Ханты-Мансийска), затем до августа 1925 г. в дер. Чучелинские Юрты. По окончании срока ссылки вернулся в Москву, где 30 ноября 1925 г. вновь был арестован. Обвинялся вместе с др. архиереями в создании нелегального Синода при патриаршем местоблюстителе митр. Крутицком Петре (Полянском). 21 мая 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к двум годам ссылки, которую отбывал в Каракалпакской автономной обл.: сначала в г. Турткуле, с февраля 1927 г. в г. Ходжейли. 7 октября 1927 г. поддержал на собрании ссыльного епископата в Ходжейли Декларацию митр. Сергия (Страгородского) и Временного Свящ. Синода.

Освобожден 14 января 1928 г., 26 июня назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии.

В конце 1920-х гг. в Вязниках усилилось давление властей на верующих. После того как в местной печати появились статьи с предложениями передать Казанский собор в г. Вязники под клуб или жилые помещения для рабочих, 26 октября 1928 г. прихожане собрались у уездного исполкома в защиту храма. В организации выступления верующих власти обвинили клириков и руководство церковного совета Казанского собора, а также еп. Германа как их «идейного руководителя».
14 декабря 1928 г. архиерей был арестован по делу о «группировке вязниковских церковников» и помещен в тюрьму Владимира. Епископа обвиняли во введении в вязниковских храмах моления «о богохранимой державе Российской» и в «антисоветских высказываниях» во время проповедей.

Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 17 мая 1929 года еп. Герман был приговорен к трем годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в отделении СЛОН в г. Кемь Карельской АССР. В январе 1930 г. переведен на Соловки, где вскоре заболел тифом и в конце того же года вместе с др. больными и неспособными к труду вывезен на материк. Постановлением Центральной комиссии ОГПУ по разгрузке Соловецкого лагеря от 10 апреля 1931 г. дальнейший срок его заключения был заменен ссылкой. С июня 1931 г. жил в с. Красноборск близ Котласа, в июле переехал в Великий Устюг, в октябре 1931 г.- в с. Деревянск, в марте 1932 г. - в с. Вочь, с ноября жил близ с. Усть-Колом Коми (Зырян) автономной обл.

В феврале 1933 г. был освобожден из ссылки, выехал в г. Арзамас. По дороге в Москве имел беседу с митр. Сергием Страгородским, но нового назначения не получил. В Арзамасе совершал богослужения с Арзамасским еп. Серапионом Шевалеевским.

Оба архиерея были арестованы в марте 1934 г., после того как верующие воспрепятствовали захвату обновленцами Рождественского храма Арзамаса. 15 апреля еп. Герман был приговорен к трем годам ссылки. Отбывал срок на ст. Опарино (ныне на территории Кировской обл.), с 10 августа 1934 г.- в с. Кочпон, под Сыктывкаром Коми (Зырян) автономной обл. В Кочпоне под его духовным руководством сложилась община из ссыльных священнослужителей и мирян, которые по возможности оказывали помощь нуждающимся, в первую очередь находившимся в лагерях. По воскресным дням в доме еп. Германа собирались для молитвенного общения и беседы ссыльные архиереи Вологодский архиеп. Стефан (Знамировский) и еп. Серапион (Шевалеевский), священники и миряне. Еп. Герман организовал кружок любителей духовного пения при местном храме в честь Казанской иконы Божией Матери - единственном действовавшем храме в области.

Заключения и ссылки воспринимались вл. Германом как странничество. В одном из писем он признавался, что иногда его посещали мысли о тщетной трате лет, проведенных в неволе. Но такие сомнения продолжались недолго. Он писал из ссылки: «Я верю, что и самое время, и обстановка, и все, с чем приходится встречаться на своем пути, постепенно выправляет то ненужное и вредное, чем заразилась душа в прежнее время, и рано или поздно с нее спадут те цепи, какие наложил на нее грех, небрежение и привязанность к земному».

Сохранив светлый, исполненный христианской надежды взгляд на мир, еп. Герман был твердо убежден, что в годину бедствий совершается дело Божие: «Происходит не только одно разрушение твердыни и того, что для многих святое святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний… Сейчас все с Его печатью в скорби, в Гефсимании и на Голгофе. Это верно, но так же несомненно, что все усилия и творчество направлены на создание таких форм жизни, какая в своей принципиально идейной части вся Им предуказана, без Него не может быть осуществлена и неминуемо приведет к Нему».

Тяготы ссылки мало тревожили владыку ввиду его постоянной готовности принять за веру страдания и смерть. За пять лет до мученической кончины он написал: «Многие из нас предназначены, быть может, быть искупительными жертвами, и надо, таким образом, думать более не о том, чтобы получить возможность жить где-либо в городе, а о граде грядущем, где все наше земное со всеми скорбями и невзгодами только путь и дверь».

24 февраля 1937 г. он был вновь арестован и обвинен в организации из ссыльного и местного духовенства «контрреволюционной группы «Священная дружина»». Содержался в тюрьме в Сыктывкаре. 13 сентября Особой тройкой УНКВД Коми АССР был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 15 сентября 1937 года в Сыктывкаре.
ЗАХОРОНЕНИЕ
На месте расстрела и захоронения еп. Германа в настоящее время находится городской аэропорт.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Имя епископа Гемрана Ряшенцева включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода 6 октября 2001 года.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Нравственное воззрение прп. Симеона Нового Богослова // ПС. 1907. Янв. С. 19;
Письма владыки Германа: Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Германа, еп. Вязниковского. М., 2004.

АФОРИЗМЫ
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянута.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ
 М. В. Шкаровский. Герман (Ряшенцев). Православная энциклопедия, т. 11
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
Архивы: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 78, 119; Информ. центр МВД Карелии. Картотека учетных карточек; Архив УФСБ РФ по Владимирской обл. Д. П-4744; Архив УФСБ РФ по Респ. Коми. Д. КП-7446.
Отчет о сост. КазДА за 1905-1906 уч. г. // ПС. 1907. № 1
Протоколы заседания Совета КазДА за 1912 г. // ПС. 1914. № 7/8
Именной список ректорам и инспекторам ДА и ДС и начальникам загранич. дух. миссий на 1917 г. Пг., 1917
Польский. Ч. 1; Ч. 2
Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. П., 1977
Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2
Русские правосл. иерархи: Исповедники и мученики: Фотоальбом. П., 1986
Красный террор в годы Гражданской войны. Л., 1992
Иоанн (Снычев). Церковные расколы
Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994
За Христа пострадавшие. Кн. 1
Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999
Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…». М., 1998
Прокофьева Н. М. Жизнеописания новомучеников, в земле Коми просиявших. Сыктывкар, 2002. Ч. 1
Воробьева А. Г. «Высшее изящество веры»: Жизнеописание сщмч. Германа, еп. Вязниковского // Письма владыки Германа: Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Германа, еп. Вязниковского. М., 2004.

Состояние на 11.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий