понедельник, 31 октября 2016 г.

Герман Казанский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Герман Казанский

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

святительство

ВРЕМЯ

16 век

ГЕОГРАФИЯ

г. Казань; г. Москва и Московская область: Волоколамский район - село Теряево
ДНИ ПАМЯТИ

 6 июля (23 июня ст. ст.), 8 октября (25 сентября ст. ст.) перенесение мощей, 19 ноября (6 ноября ст. ст.) и в Соборе Тверских святых

ЖИЗНЬ

Григорий Садырев-Полевой родился в городе Старице. В молодые годы Григорий принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия. В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком.

В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом. По их просьбе Герман принял от Тверского епископа, Акакия, рукоположение в священство и был возведён в сан архимандрита.

Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве - как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав преподобного Иосифа Волоцкого.

Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединённым подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матвей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 года. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.

В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в городе Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.

Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края.

12 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края.

В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на Московскую митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита.

В сие время, беседуя с Иоанном Грозным наедине, он хотел испытать его сердце: начал говорить с ним, как должно первосвятителю, о грехах и христианском покаянии, тихо, скромно, однако ж с некоторою силою. Упомянул о смерти, о страшном суде, о вечной муке злым. Иоанн задумался, вышел от него с лицем мрачным, пересказал любимцам своим речи архиепископа и спрашивал, что они думают? Алексей Басманов ответствовал: "Думаем, государь, что Герман желает быть вторым Сильверстом: ужасает твое воображение и лицемерит, в надежде овладеть тобою, но спаси нас и себя от такого архипастыря". - "Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу", - передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором. Митрополитом же Московским был избран свт. Филипп (Колычев).

Около двух лет святитель пробыл в опале. Он один поднял искренний голос за святителя Филиппа, когда царь требовал его осуждения. 6 ноября 1567 года скончался, полагают, что опричники были его убийцами.

МОЩИ

Похоронен в церкви святителя Николая Гостунского.

Князь Курбский в сказаниях своих говорит о кончине святителя Германа так: "овии глаголют удушенного тайно за повелением его (царским), овии же ядом смертоносным уморенна". О свойствах же святителя изъясняет: ...и бе он яко тела великаго муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистину святаго жительства, и священных писаний последователь и ревнитель по Бозе, и в трудах духовных мног... человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и великий помощник был в напастях и бедах объятым, також и к убогим милостив зело.

По просьбе жителей города Свияжск, мощи святителя в 1592 году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген, тогда митрополит Казанский.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

Не оставил.

АФОРИЗМЫ

Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Не отмечено.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

Тропарь, глас 4

От юности иго Христово усердно восприим, бденными подвиги поста и молитвы прославился еси. Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви в новопросвещеннем царстве Казанстем вкупе со святителем Гурием воззван был еси, идеже яко первоначальник созданной тобою во граде Свияжске обители и достойный первосвятителю преемник явился еси. Духом предстоя престолу Владычню, молися, святителю Германе, со святителем Гурием православней пастве во благочестии преспевати, тме иноверия светом веры разгнатися.

Другой тропарь, глас тот же

Яко великим пастырем единонравна и учителем вселенныя единомысленна, Церкви Божия служителя усердна, и строителя таин Христовых благоговейна, стекшеся благовернии людие Свияжския обители Богомудраго основателя и Казанския новопросвещенныя паствы святителя Германа песньми и пении восхвалим, глаголюще: не престай пресещати молитвами твоими на всю паству твою, в вере и благочестии блюди невредимо.

Кондак, глас 4

Доблестями преподобия и правды, врученное тебе словесное стадо озаряя, и на злачных слова Христова пажитях питая, на правый путь заповедей Господних силою духа твоего наставлял еси е. Темже и ныне осеняемой цельбоносными чудотворении твоими, в святую память, зовем тебе: не престай, святителю, предстательствовати пред Пастыреначальником о стаде твоем, яко паствы твоея утверждение и сущим по тебе святителем удобрение.

ХРАМЫ

Не посвящены.

МОНАСТЫРИ

Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)

КАРТИНЫ

Не написаны.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ

Состояние на 24.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий