понедельник, 31 октября 2016 г.

Никита Делекторский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

 Никита Делекторский, Орехово-Зуевский

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик, новомученик Церкви Русской, или Российский) 

ВРЕМЯ

19-20 века 

ГЕОГРАФИЯ

Владимирская и Ярославская области; Урал и Сибирь; Московская область: г. Орехово-Зуево

ДНИ ПАМЯТИ

 19 ноября (6 ноября ст. ст.) и в Соборах Бутовских новомучеников и новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)

ЖИЗНЬ

Федор Делекторский, родился 22 декабря 1876 года в городе Покров Владимирской губернии в семье священника. В 1897 году Федор окончил Владимирскую духовную семинарию и был направлен преподавателем Закона Божия в Южское училище в Вязниковском уезде.

В 1898 году Федор женился на Антонине Флоринской, дочери соборного протоиерея города Александрова.

3 августа 1898 года Федор был рукоположен в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля.

С 1901 по 1907 год отец Феодор состоял председателем Ревизионного комитета при Переславском духовном училище. С 1903 по 1907 год он нес послушание законоучителя церковной школы Николаевского женского монастыря и состоял заведующим и законоучителем Успенской церковноприходской школы города Переславля. В 1907 году от него ушла жена, и, по-видимому, обстоятельства сложились таким образом, что семью невозможно было восстановить, но детей у них не было, не было и необходимости заботиться ему о семье. 22 августа 1909 года отец Феодор был уволен по прошению за штат и 31 августа того же года стал вольнослушателем Московской духовной академии. 16 октября 1910 года он был утвержден в звании студента.

В 1915 году отец Феодор окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его кандидатская работа «Ветхозаветные пророки как пастыри» заслужила высокую оценку рецензентов.

С 1 октября 1915 года по 27 декабря 1916 года отец Феодор был помощником секретаря Совета и правления Московской духовной академии. 17 июля 1916 года он был награжден камилавкой за особые труды по обстоятельствам военного времени. 27 декабря 1916 года священник Феодор Делекторский по приглашению епископа Пермского и Кунгурского Андроника Никольского был назначен настоятелем Петропавловского кафедрального собора в городе Перми и преподавателем теории словесности и истории иностранной литературы в Пермском епархиальном женском училище.

В 1919 году отец Феодор был возведен в сан протоиерея и в том же году Высшим Временным Сибирским Церковным Управлением, которое возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский), награжден золотым наперсным крестом. При отступлении Белой армии он остался в Перми.

В это время протоиерей Феодор решил всецело посвятить себя служению Церкви и принять монашеский постриг, о чем и сообщил епископу Пермскому Сильвестру (Братановскому), который принял соответствующее решение: «Ввиду безвестного отсутствия в течение 15 лет Антонины Делекторской и расторжения брака протоиерея Феодора Делекторского с нею в гражданском суде церковное благословение с нею как таинство снимается для предоставления возможности протоиерею Феодору Делекторскому всецело посвятить себя служению святой Церкви в безбрачном состоянии».

В 1922 году протоиерей Феодор вернулся из Перми на родину во Владимирскую епархию и был назначен настоятелем Христорождественского собора в городе Александрове и благочинным всех городских церквей.

9 мая 1924 года в храме Валаамского подворья в Москве митрополит Нижегородский Сергий Страгородский постриг протоиерея Феодора в монашество с именем Никита и возвел его в сан архимандрита. 12 мая архимандрит Никита был хиротонисан в епископа Бугульминского, викария Самарской епархии.

Владыка Никита четырежды подвергался арестам. Впервые он был арестован в 1924 году, затем в 1925, 1930 и 1937 годах. Обвинения были различные: в связях с «белочехами», в совершении богослужения без патента, в поминовении Патриарха Тихона.

По прибытии епископа Никиты в Бугульму ОГПУ арестовало его, обвинив в связи с белочехами во время гражданской войны. Но это ложное обвинение следователи не сумели доказать, и после месяца, проведенного в тюрьме, епископ был освобожден. В 1925 году власти снова арестовали епископа и обвинили его в том, что он совершал богослужение без разрешения местных властей как православный епископ, подчиняющийся Патриарху Тихону, между тем как законной религиозной организацией они признавали лишь обновленцев. Кроме того, преосвященный Никита был обвинен в том, что за богослужением поминал Святейшего Патриарха Тихона. После полутора месяцев пребывания в тюрьме в городе Мелекессе владыка был освобожден.

В 1926 году преосвященный Никита был назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, и с тех пор поселился в этом городе, где у него появилось много духовных детей.

В 1927 году епископ Никита, очевидно, за несогласие с позицией митрополита Сергия Страгородского после выхода его «Декларации», в возрасте 51 года был уволен на покой. Есть данные о том, что 16 сентября 1927 года он был назначен епископом Нижнетагильским, викарием Свердловским, но в Нижний Тагил не поехал, за что был уволен на покой. 31 откбря 1928 года было заслушано его объяснение и постановлено иметь его в виду при помещении пустующих архиерейских кафедр.

Однако, нового назначения не последовало. С этого времени начались его скитания, бездомная жизнь, которая продолжалась до мученической кончины. Жить он остался в Орехово-Зуеве. Он нес подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства. Иногда он выезжал в Москву и тогда останавливался у неких благочестивых людей, принимавших странников. Здесь в 1930 году он был арестован и приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на строительство Днепрогэса, где ему пришлось работать конюхом и ночным сторожем.

В 1934 году владыка вернулся в Орехово-Зуево и поселился в комнате общежития, населенного в основном милиционерами кавалерийского взвода. Милиционеры знали, что это ушедший за штат епископ Орехово-Зуевский, но относились к нему доброжелательно, видя его совершенную нестяжательность и доброту.

Тайно служил в храмах Орехово-Зуева, с 1935 года находится в розыске. Существовал владыка тем, что собирал и сдавал утильсырьё.

Духовные дети помогали владыке материально, но все, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья. Он стал нищим, который благотворил нуждающимся. Среди некоторых людей, его знавших, его юродство вызывало недоумение, недоверие, и они указывали епископу, что сам его вид располагает к пожертвованиям. Однажды он ответил на недоумение одного из жертвователей: «Вы видели и знаете, что имеете дело с человеком, который страдает за свои убеждения и не мирится с... жизнью, полной обмана, предательства и пошлости... Да не подумайте вы, что мое ремесло — попрошайничанье. Ваши жертвы переданы мною неимущим бедным людям, и они всегда могут вам о том засвидетельствовать. Данное вами через нас взаим — дано Богу, Который в свое время и возвратит вам, ибо ничто у Него не пропадает».

Получив летом 1937 года распоряжение о начале массовых гонений, власти Орехово-Зуева стали собирать сведения через служивших в орехово-зуевском соборе обновленцев обо всех проживавших в их городе духовных лицах, и в частности о преосвященном Никите.

13 октября, когда епископ проходил мимо собора, сотрудники НКВД арестовали его в четвёртый раз. На окошко кладбищенской церкви, около которой его арестовали, он незаметно положил бумажник со своими настоящими документами. Дело в том, что последних два года Владыка жил под вымышленной фамилией Макаров. Документы на эту фамилию ему достались от одного заключённого, и когда местные жители нашли бумажник с документами Владыки, они принесли его в отделение милиции, что чрезвычайно усугубило положение Святителя, так как в тех документах указывалось, что он епископ. Кроме документов, в бумажнике находились восемь облигаций, иголка, нитки, ножницы и зашитый в матерчатый лоскуток пятирублевый золотой. Это было всё имущество епископа Никиты. Владыку препроводили в Москву в Таганскую тюрьму. Свидетелями по его делу проходили священники: один из Орехово-Зуева, а другой из Загорска. Они характеризовали Святителя как «монархиста и революционера, клевещущего на советскую власть». В следственном обвинении говорилось, что «Делекторский Ф. П. являлся нелегальным, бродячим епископом, деятелем Истинно-Православной Церкви», что он «проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью».

Сразу же после ареста начались допросы, которые продолжались беспрерывно в течение трех суток.

— Вы имеете определенное место жительства и место службы? — спросил следователь.

— Определенного места жительства и места службы я не имею, — ответил епископ.

— По каким документам вы проживаете, и прописаны ли вы на жительство где-либо?

— Документов я никаких не имею, и нигде на жительство я не прописан.

— В каком сане вы состояли ранее и какой имеете в данный момент?

— Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени.

Убедившись, что перед ним епископ, следователь счел достаточным для осуждения сан владыки и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности.

19 октября был допрошен один из лжесвидетелей, который сказал, что знает епископа с 1936 года, что епископ имеет большой круг единомышленников и почитателей во многих городах Советского Союза, что будто бы владыка говорил ему: обязанность каждого истинного пастыря — это побуждать верующих к защите Церкви, не допустить закрытия церквей, организовать верующих вокруг церкви для ее защиты. В заключение лжесвидетель сказал, что епископ юродствует и к нему обращаются как к прозорливому, который может провидеть грядущее.

17 ноября Тройка НКВД приговорила преосвященного Никиту к расстрелу. Епископ Никита Делекторский был расстрелян через день после приговора, 19 ноября 1937 года.

ЗАХОРОНЕНИЕ

 Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. 

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

Не оставил.

АФОРИЗМЫ

Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.

КАРТИНЫ
Не написаны.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Отсутствуют.

ПРОПОВЕДИ

Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Власти считали епископа Никиту настолько опасным, что еще до его ареста арестовали и вскоре расстреляли регента Орехово-Зуевского собора Андреева только за то, что тот поддерживал связь с Владыкой.

ИСТОЧНИКИ

1. Владимирские епархиальные ведомости. 1907. № 42;
2. Богословский вестник Московской Духовной Академии. 1912. Т. 1. Ч. 4;
3. Журналы собраний Совета и Правления Императорской Московской Духовной Академии за 1915 год. М., 1916;
4. Памятная книжка Московской Духовной Академии. 1916;
5. Пермские епархиальные ведомости. 1917. № 1;
6. РГИА. Ф. 831, оп. 1, ед. хр. 263, л. 5, 7–9;
7. ГАРФ. Ф. 10035, д. 19180;
8. Игумен Дамаскин Орловский. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 5. Тверь: Булат, 2001;
9. База данных ПСТГУ. 

Состояние на 02.01.2016

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий