ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Никита Сухарев
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: Егорьевский район - село Починки, г. Орехово-Зуево; Омская область
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: Егорьевский район - село Починки, г. Орехово-Зуево; Омская область
ДНИ ПАМЯТИ
4 июля (21 июня ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)
ЖИЗНЬ
Родился в 1876 году в деревне Починки Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне Егорьевский район Московской области) в семье крестьян Андрея и Анисии Сухаревых.
Окончил сельскую школу и работал ткачом на одной из фабрик в Орехово-Зуево.
После закрытия в 1939 году последнего из действующих тогда в городе Орехово-Зуево храмов – церкви Рождества Богородицы вместе с церковным старостой мучеником Димитрием Волковым добивался от властей разрешения на открытие храма. Власти под разными предлогами отказывали в этом, указывая, что сначала должен быть сделан ремонт. Прихожане собрали три тысячи рублей, на них уплатили за бездействующий храм все налоги и сделали ремонт. Но председатель горсовета ответил, что ничем помочь не может, так как на митингах рабочие местных фабрик требуют закрытия храма.
На очередном заседании члены двадцатки единогласно постановили добиваться в Мособлисполкоме разрешения на открытие храма. Был нанят в Москве адвокат, который составил соответствующее прошение. Мособлисполком дал ответ, аналогичный ответу горсовета. Поэтому 15 мая 1941 года верующие отправились в приемную вышестоящего органа - Верховного Совета РСФСР с жалобой на действия местных властей и с просьбой открыть храм.
Добиваясь прекращения активной деятельности двадцатки, местный отдел НКВД завербовал в секретные осведомители одного из членов двадцатки, предполагая с помощью провокаций воспрепятствовать открытию храма. Осведомитель донес, что руководящую роль в хлопотах по открытию храма играет Никита Сухарев: «Никита Андреевич обижается на советскую власть, потому что советская власть закрывает церкви, – сообщил осведомитель. – 31 мая 1941 года Никита Андреевич сказал: "Дали нам конституцию, по ней мы имеем право хлопотать, а на самом деле хлопотать очень трудно, – значит, конституция одно, а на деле другое...” В апреле 1941 года в церкви... Никита Андреевич говорил: "Все, что делается у нас в стране сейчас... взято с римского времени: как раньше было гонение на христиан... так и у нас сейчас делается. Вот взять учение Маркса-Энгельса, – этим учением одурачили наш народ, и народ отошел от Церкви... Какие выпустили законы! – за каждый малейший проступок судят, сажают в тюрьму”».
23 июня 1941 года по решению руководства Московского НКВД Никита Сухарев был арестован вместе со старостой храма и заключен в одну из москвских тюрем. Неоднократно допрашивался.
7 июля 1941 года ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, но виновным он себя не признал.
В июле 1941 года Москва была объявлена на военном положении. Следователи, ведшие дела арестованных, отбыли в глубокий тыл, в город Омск, туда же этапом вслед за ними были отправлены и подследственные.
Никита Сухарев был заключен в омскую тюрьму. С 3 сентября 1941 года круглосуточные допросы возобновились.
– Следствию известно, что вы в присутствии Савинова, Бритенкова и других высказывали недовольство советской властью, заявляя, что по конституции разрешается свободное отправление религиозных обрядов, а в действительности этого якобы делать не дают. Признаете себя в этом виновным? – спросил следователь Никиту Андреевича.
–Такой разговор с моей стороны имел место при следующих обстоятельствах. На одно из заседаний двадцатки в мае 1940 года Бритенков принес конституцию СССР и зачитал статью о свободном вероисповедании... Когда Бритенков кончил читать, то я сказал: «По конституции-то мы имеем право на свободное вероисповедание, а на самом деле, сколько мы ни хлопочем, у нас ничего не выходит, и церковь нам открыть не дают. Значит, конституция это одно, а на деле советская власть проводит совсем другое». На мои слова никто ничего не ответил, и вскоре мы все разошлись.
– Признаете ли вы себя виновным в том, что являлись активным участником антисоветской группы церковников, существовавшей в Орехово-Зуевском районе?
– Я являлся участником группы церковников, но антисоветской деятельности наша группа не проводила.
– В чем заключалась практическая деятельность вашей группы?
– Наша деятельность заключалась в том, что мы вели активную агитацию среди жителей города Орехово-Зуево за открытие бездействовавшей там церкви.
– Следствию известно, что в апреле 1941 года вы в присутствии Савинова и других в помещении орехово-зуевской церкви высказывали клевету на советскую власть, заявляя, что при советской власти существует якобы такое же гонение, как во времена Римской империи. В этом вы признаете себя виновным?
– Такой разговор был у меня с Анной Кулешовой. Она сказала, что нам не дадут открыть церковь, и стала обижаться на это. Я ей ответил, что еще во времена Римской империи были гонения на христиан и что такое же гонение переживают христиане сейчас, при советской власти. Но, как кончилась Римская империя и восторжествовало христианство, так кончится и теперешнее гонение на христиан. При этом разговоре, как я помню, присутствовал Савинов и еще кто то из двадцатки.
– Следствию известно, что председатель вашей двадцатки, Дмитрий Иванович Волков, неоднократно допускал в вашем присутствии антисоветские высказывания. Дайте показания по этому вопросу.
– По этому вопросу я показать ничего не могу, так как антисоветских высказываний я от него не слышал.
4 сентября 1941 года следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал: «Учитывая, что в контрреволюционной деятельности Сухарев и Волков изобличаются оперативными материалами, которые не могут быть использованы в судебном заседании, следственное дело целесообразно направить на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР».
27 декабря 1941 года Особым Совещанием при НКВД приговорен к 5 годам ссылки в Омскую область. Несмотря на приговор к ссылке, из тюрьмы освобожден не был.
Скончался 4 июля 1942 года в омской тюрьме №1 от невыносимых условий содержания.
Окончил сельскую школу и работал ткачом на одной из фабрик в Орехово-Зуево.
После закрытия в 1939 году последнего из действующих тогда в городе Орехово-Зуево храмов – церкви Рождества Богородицы вместе с церковным старостой мучеником Димитрием Волковым добивался от властей разрешения на открытие храма. Власти под разными предлогами отказывали в этом, указывая, что сначала должен быть сделан ремонт. Прихожане собрали три тысячи рублей, на них уплатили за бездействующий храм все налоги и сделали ремонт. Но председатель горсовета ответил, что ничем помочь не может, так как на митингах рабочие местных фабрик требуют закрытия храма.
На очередном заседании члены двадцатки единогласно постановили добиваться в Мособлисполкоме разрешения на открытие храма. Был нанят в Москве адвокат, который составил соответствующее прошение. Мособлисполком дал ответ, аналогичный ответу горсовета. Поэтому 15 мая 1941 года верующие отправились в приемную вышестоящего органа - Верховного Совета РСФСР с жалобой на действия местных властей и с просьбой открыть храм.
Добиваясь прекращения активной деятельности двадцатки, местный отдел НКВД завербовал в секретные осведомители одного из членов двадцатки, предполагая с помощью провокаций воспрепятствовать открытию храма. Осведомитель донес, что руководящую роль в хлопотах по открытию храма играет Никита Сухарев: «Никита Андреевич обижается на советскую власть, потому что советская власть закрывает церкви, – сообщил осведомитель. – 31 мая 1941 года Никита Андреевич сказал: "Дали нам конституцию, по ней мы имеем право хлопотать, а на самом деле хлопотать очень трудно, – значит, конституция одно, а на деле другое...” В апреле 1941 года в церкви... Никита Андреевич говорил: "Все, что делается у нас в стране сейчас... взято с римского времени: как раньше было гонение на христиан... так и у нас сейчас делается. Вот взять учение Маркса-Энгельса, – этим учением одурачили наш народ, и народ отошел от Церкви... Какие выпустили законы! – за каждый малейший проступок судят, сажают в тюрьму”».
23 июня 1941 года по решению руководства Московского НКВД Никита Сухарев был арестован вместе со старостой храма и заключен в одну из москвских тюрем. Неоднократно допрашивался.
7 июля 1941 года ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, но виновным он себя не признал.
В июле 1941 года Москва была объявлена на военном положении. Следователи, ведшие дела арестованных, отбыли в глубокий тыл, в город Омск, туда же этапом вслед за ними были отправлены и подследственные.
Никита Сухарев был заключен в омскую тюрьму. С 3 сентября 1941 года круглосуточные допросы возобновились.
– Следствию известно, что вы в присутствии Савинова, Бритенкова и других высказывали недовольство советской властью, заявляя, что по конституции разрешается свободное отправление религиозных обрядов, а в действительности этого якобы делать не дают. Признаете себя в этом виновным? – спросил следователь Никиту Андреевича.
–Такой разговор с моей стороны имел место при следующих обстоятельствах. На одно из заседаний двадцатки в мае 1940 года Бритенков принес конституцию СССР и зачитал статью о свободном вероисповедании... Когда Бритенков кончил читать, то я сказал: «По конституции-то мы имеем право на свободное вероисповедание, а на самом деле, сколько мы ни хлопочем, у нас ничего не выходит, и церковь нам открыть не дают. Значит, конституция это одно, а на деле советская власть проводит совсем другое». На мои слова никто ничего не ответил, и вскоре мы все разошлись.
– Признаете ли вы себя виновным в том, что являлись активным участником антисоветской группы церковников, существовавшей в Орехово-Зуевском районе?
– Я являлся участником группы церковников, но антисоветской деятельности наша группа не проводила.
– В чем заключалась практическая деятельность вашей группы?
– Наша деятельность заключалась в том, что мы вели активную агитацию среди жителей города Орехово-Зуево за открытие бездействовавшей там церкви.
– Следствию известно, что в апреле 1941 года вы в присутствии Савинова и других в помещении орехово-зуевской церкви высказывали клевету на советскую власть, заявляя, что при советской власти существует якобы такое же гонение, как во времена Римской империи. В этом вы признаете себя виновным?
– Такой разговор был у меня с Анной Кулешовой. Она сказала, что нам не дадут открыть церковь, и стала обижаться на это. Я ей ответил, что еще во времена Римской империи были гонения на христиан и что такое же гонение переживают христиане сейчас, при советской власти. Но, как кончилась Римская империя и восторжествовало христианство, так кончится и теперешнее гонение на христиан. При этом разговоре, как я помню, присутствовал Савинов и еще кто то из двадцатки.
– Следствию известно, что председатель вашей двадцатки, Дмитрий Иванович Волков, неоднократно допускал в вашем присутствии антисоветские высказывания. Дайте показания по этому вопросу.
– По этому вопросу я показать ничего не могу, так как антисоветских высказываний я от него не слышал.
4 сентября 1941 года следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал: «Учитывая, что в контрреволюционной деятельности Сухарев и Волков изобличаются оперативными материалами, которые не могут быть использованы в судебном заседании, следственное дело целесообразно направить на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР».
27 декабря 1941 года Особым Совещанием при НКВД приговорен к 5 годам ссылки в Омскую область. Несмотря на приговор к ссылке, из тюрьмы освобожден не был.
Скончался 4 июля 1942 года в омской тюрьме №1 от невыносимых условий содержания.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Место захоронения неизвестно.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода 27 марта 2007 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
Отсутствуют.
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-54877.
ИЦ МВД Омской обл. Ф. 8 о-37, д. 277; Ф. 16 о-4, д. 734, д. 143.
Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта 2007 г.
ИЦ МВД Омской обл. Ф. 8 о-37, д. 277; Ф. 16 о-4, д. 734, д. 143.
Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта 2007 г.
Дамаскин (Орловский), игум. Мученики Димитрий (Волков) и Никита (Сухарев) (Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь. Тверь. 2005.
Состояние на 20.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий