ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Иов Анзерский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
в схиме Иисус
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество
ВРЕМЯ
17-18 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва, Архангельская область - г. Архангельск, Соловецкие острова
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва, Архангельская область - г. Архангельск, Соловецкие острова
ДНИ ПАМЯТИ
19 марта (6 марта ст. ст.), 11 июня (29 мая ст. ст.) и 22 августа (9 августа ст. ст.) - в Соборе Соловецких святых
ЖИЗНЬ
Иван родился в Москве в 1635 году. Вероятнее всего, происходил он из духовного звания, был воспитан в добрых нравах и получил хорошее воспитание.
По достижении зрелого возраста Иван был поставлен священником одной из Московских приходских церквей и проходил свое служение с таким вниманием и любовью, что имя его скоро сделалось известным по Москве. Истинное утешение он находил в совершении литургии, которую служил с таким вниманием, благоговением и воодушевлением, что все невольно молились усерднее обыкновенного. Вообще он имел монашеское призвание.
После молитвы любимым делом отца Иоанна было творить милостыню. Он близко входил в положение своих прихожан, для бедняков часто устраивал трапезу, а для облегчения участи несчастных пользовался своим авторитетом среди влиятельных знакомых. Ворота его дома были всегда открыты, и всякий мог свободно прийти к любимому пастырю. А он, после беседы, при прощании одарял каждого, чем мог.
Весть о добром пастыре дошла вскоре и до императора Петра I. Он сделал отца Иоанна сначала придворным священником, а потом и духовником всего царского дома. Став лицом важным, отец Иоанн еще более, чем прежде, стал благотворить ближним, ни в чем остальном не изменяя прежнего скромного образа жизни.
Особенной любовью его с этого времени стали пользоваться богадельни и тюрьмы, которые он часто навещал.
Через некоторое время случилась со старцем-священником тяжкая болезнь (малокровие и обмороки), однако, через 3 месяца он поправился и, как бы предчувствуя приближавшуюся беду, стал опять всех принимать и со всеми прощаться. И предчувствие не обмануло святого старца.
Когда началось «дело вора Гришки Талицына» отец Иоанн был оклеветан. Гришка во время исповеди открыл батюшке свое злоумышление, а отец Иоанн, сохраняя тайну исповеди, не донес об этом начальству. Во время допросов Гришка объявил, что он исповедался перед духовником. На отца Иоанна донесли Петру Первому, который счел обвинения против духовника обоснованными и приказал отправить отца Иоанна к епископу Холмогорскому Афанасию для пострижения в монахи на Соловках.
Безропотно отправился старец в 1701 году в Архангельск. С любовью приняли его и владыка Афанасий и настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Фирс. Вскоре отец Иоанн был пострижен в монашество с именем Иов. По пострижении он был отдан под руководство старца Ионы. Бывший придворный священник трудился вместе с другими иноками на самых тяжелых послушаниях. Сам он ел только хлеб и пил только воду. Иов в преклонном возрасте не отличался здоровьем и его неоднократно искушал бес, являясь в образе врача и уговаривая меньше трудиться и жалеть себя, однако эти испытания лишь укрепляли дух подвижника.
Братия, увидев в старце Иове праведника, освободила его от послушаний, чтобы он всё время посвящал молитве, посту и поучению в слове Божием. Слава о старце снова стала расти и дошла до царя. Царь, убедившись в невиновности своего духовника, снова звал его к себе, но изнуренный годами и подвигами, старец, отказался от такого предложения и просил у настоятеля разрешения удалиться в Свято-Троицкий скит на Анзерском озере на безмолвие. Просьба его была уважена, а вскоре, по кончине прежнего строителя скита, отец Иов был назначен на должность строителя, которую исполнял 8 лет. При нем число насельников возросло до 30. Особым подвигом, который принял на себя отец Иов, был уход за больными. Часто он любил удаляться на безмолвие, иногда посещал пустынника Паисия, одного из младших учеников преподобного Елеазара Анзерского, который жил на Секирной горе. В 1710 году отец Иов был пострижен в схиму с именем Иисус, в честь праведного Иисуса - сына Навина.
Однажды после продолжительного богомыслия ни Секирной горе (Голгофе) преподобному во сне явилась Пресвятая Дева с преподобным Елеазаром. Встав, старец в трепете преклонится перед небесными гостями. «Эта гора отныне назовется второю Голгофой, на ней будет построена каменная церковь во имя Сына Моего и Господа, и устроится скит на вселение твое с учениками. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки», - сказала Царица Небесная. И тотчас же с неба раздался голос: «Освяти гору Голгофу и поставь на ней крест».
В духовной радости преподобный Иисус с другом своим Паисием не замедлили исполнить небесное повеление и освятили гору.
Вскоре в 1713 году строительство скита было благословлено преосвященным Варнавою. Была выстроена церковь в честь Распятия Господня и освящена в 1715 году. Устроились кельи и собралось братии 20 человек. Царский дом внес немало пожертвований на обустройство нового скита. Так Иов стал основателем Анзерского Голгофо-Распятского скита.
В основу братской жизни преподобный Иисус положил те же начала, которые были установлены преподобным Елеазаром в Анзерском скиту. Преподобный Иисус составил для Голгофского скита строгий общежительный устав, по которому насельникам запрещалось вкушать скоромную пищу, рыбу и вино, не разрешалось иметь личное имущество. Помимо общего иноческого правила полагалось ежедневно в кельях читать 5 кафизм Псалтири, 500 молитв Иисусовых и делать 300 поклонов. Женщины и отроки в скит не допускались. Старец сам носил на вершину горы воду, рубил дрова. В 1718 году Голгофо-распятский скит был разграблен разбойниками, насельники разбежались. Когда скитяне вернулись, святой упрекнул их за малодушие, и иноки дали обещание не покидать обитель ни при каких обстоятельствах.
После молитвы любимым делом отца Иоанна было творить милостыню. Он близко входил в положение своих прихожан, для бедняков часто устраивал трапезу, а для облегчения участи несчастных пользовался своим авторитетом среди влиятельных знакомых. Ворота его дома были всегда открыты, и всякий мог свободно прийти к любимому пастырю. А он, после беседы, при прощании одарял каждого, чем мог.
Весть о добром пастыре дошла вскоре и до императора Петра I. Он сделал отца Иоанна сначала придворным священником, а потом и духовником всего царского дома. Став лицом важным, отец Иоанн еще более, чем прежде, стал благотворить ближним, ни в чем остальном не изменяя прежнего скромного образа жизни.
Особенной любовью его с этого времени стали пользоваться богадельни и тюрьмы, которые он часто навещал.
Через некоторое время случилась со старцем-священником тяжкая болезнь (малокровие и обмороки), однако, через 3 месяца он поправился и, как бы предчувствуя приближавшуюся беду, стал опять всех принимать и со всеми прощаться. И предчувствие не обмануло святого старца.
Когда началось «дело вора Гришки Талицына» отец Иоанн был оклеветан. Гришка во время исповеди открыл батюшке свое злоумышление, а отец Иоанн, сохраняя тайну исповеди, не донес об этом начальству. Во время допросов Гришка объявил, что он исповедался перед духовником. На отца Иоанна донесли Петру Первому, который счел обвинения против духовника обоснованными и приказал отправить отца Иоанна к епископу Холмогорскому Афанасию для пострижения в монахи на Соловках.
Безропотно отправился старец в 1701 году в Архангельск. С любовью приняли его и владыка Афанасий и настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Фирс. Вскоре отец Иоанн был пострижен в монашество с именем Иов. По пострижении он был отдан под руководство старца Ионы. Бывший придворный священник трудился вместе с другими иноками на самых тяжелых послушаниях. Сам он ел только хлеб и пил только воду. Иов в преклонном возрасте не отличался здоровьем и его неоднократно искушал бес, являясь в образе врача и уговаривая меньше трудиться и жалеть себя, однако эти испытания лишь укрепляли дух подвижника.
Братия, увидев в старце Иове праведника, освободила его от послушаний, чтобы он всё время посвящал молитве, посту и поучению в слове Божием. Слава о старце снова стала расти и дошла до царя. Царь, убедившись в невиновности своего духовника, снова звал его к себе, но изнуренный годами и подвигами, старец, отказался от такого предложения и просил у настоятеля разрешения удалиться в Свято-Троицкий скит на Анзерском озере на безмолвие. Просьба его была уважена, а вскоре, по кончине прежнего строителя скита, отец Иов был назначен на должность строителя, которую исполнял 8 лет. При нем число насельников возросло до 30. Особым подвигом, который принял на себя отец Иов, был уход за больными. Часто он любил удаляться на безмолвие, иногда посещал пустынника Паисия, одного из младших учеников преподобного Елеазара Анзерского, который жил на Секирной горе. В 1710 году отец Иов был пострижен в схиму с именем Иисус, в честь праведного Иисуса - сына Навина.
Однажды после продолжительного богомыслия ни Секирной горе (Голгофе) преподобному во сне явилась Пресвятая Дева с преподобным Елеазаром. Встав, старец в трепете преклонится перед небесными гостями. «Эта гора отныне назовется второю Голгофой, на ней будет построена каменная церковь во имя Сына Моего и Господа, и устроится скит на вселение твое с учениками. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки», - сказала Царица Небесная. И тотчас же с неба раздался голос: «Освяти гору Голгофу и поставь на ней крест».
В духовной радости преподобный Иисус с другом своим Паисием не замедлили исполнить небесное повеление и освятили гору.
Вскоре в 1713 году строительство скита было благословлено преосвященным Варнавою. Была выстроена церковь в честь Распятия Господня и освящена в 1715 году. Устроились кельи и собралось братии 20 человек. Царский дом внес немало пожертвований на обустройство нового скита. Так Иов стал основателем Анзерского Голгофо-Распятского скита.
В основу братской жизни преподобный Иисус положил те же начала, которые были установлены преподобным Елеазаром в Анзерском скиту. Преподобный Иисус составил для Голгофского скита строгий общежительный устав, по которому насельникам запрещалось вкушать скоромную пищу, рыбу и вино, не разрешалось иметь личное имущество. Помимо общего иноческого правила полагалось ежедневно в кельях читать 5 кафизм Псалтири, 500 молитв Иисусовых и делать 300 поклонов. Женщины и отроки в скит не допускались. Старец сам носил на вершину горы воду, рубил дрова. В 1718 году Голгофо-распятский скит был разграблен разбойниками, насельники разбежались. Когда скитяне вернулись, святой упрекнул их за малодушие, и иноки дали обещание не покидать обитель ни при каких обстоятельствах.
Преподобный Иисус при жизни прославился чудотворениями, исцелениями больных: он не только молился о них, но и перевязывал им раны, мазал их святым елеем. Святой исцелил инока, обуреваемого блудной страстью. Молитва старца часто останавливала воров; злоумышленники раскаивались и оставались трудниками в скиту. По его молитве, после явления ему Пресвятой Богородицы с апостолами Петром и Павлом, на вершине горы открылся родник (источник существовал до 1828 года, когда при строительстве новой каменной церкви на Голгофе он был засыпан).
Предчувствуя свою кончину, старец сам выкопал себе могилу и нередко близ нее проводил время в молитве. Перед смертью он заболел горячкой и 3 дня лежал в бессознательном состоянии, но потом вдруг так поправился, что смог отслужить Литургию. После Литургии старец снова лег на одре, назначил преемником по управлению скитом ученика Макария, и в ночь на 6 марта 1720 года почил о Господе. Перед кончиной лицо его просияло и он произнес: «Благословен Бог отец наших! Если так есть, я уже не боюсь, но в радости отхожу от мира сего!». В ту же минуту келью осиял небесный свет.
Предчувствуя свою кончину, старец сам выкопал себе могилу и нередко близ нее проводил время в молитве. Перед смертью он заболел горячкой и 3 дня лежал в бессознательном состоянии, но потом вдруг так поправился, что смог отслужить Литургию. После Литургии старец снова лег на одре, назначил преемником по управлению скитом ученика Макария, и в ночь на 6 марта 1720 года почил о Господе. Перед кончиной лицо его просияло и он произнес: «Благословен Бог отец наших! Если так есть, я уже не боюсь, но в радости отхожу от мира сего!». В ту же минуту келью осиял небесный свет.
МОЩИ
Преподобный был похоронен в приготовленной им самим могиле. Тело старца похоронили на Голгофе в каменном склепе, над которым поставили деревянную гробницу, сверху положили доску с записью основных событий жизни Иова и с изображением лика преподобного. Над гробницей была поставлена часовня
После постройки в 1828 году в Голгофо-Распятской обители каменного храма в честь Распятия св. мощи Иова почивали в раке, на которой было изображение святого, в приделе в честь Успения Пресвятой Богородицы.
11 июня 2000 года мощи были обретены в полуразрушенном храме в честь Распятия.
Сегодня мощи святого почивают в храме Воскресения Христова у подножия Голгофы.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Канонизация Иова совершилась включением его имени в Собор Соловецких святых, празднование которому было установлено в 1993 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Архиерейский юбилейный Собор 2000 году установил общецерковное почитание Иова с причислением его к лику преподобных.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ИКОНОГРАФИЯ
Иконография святого сложилась в Соловецком монастыре. Современные преподобному иноки изображали внешний вид его так: он был среднего роста, телосложения благообразнаго; имел лицо широкое, гладкое; на ланитах приметен был румянец. Глаза светлые и проницательные, взгляд приятный; волосы на голове украшены снего-светлою сединою, кудрявые, благолепно расстилались по плечам; уста и нос умеренные; борода густая, одного цвета с волосами на голове; длина ее доходила до трех дланей и в конце раздвоялась.
Иконография Иова сложилась в ХIХ веке. Послушник Анзерского скита Александр (возможно, (Заливский)) создал в 1850-х годах гравюру с изображением Соловецких чудотворцев. Он, вероятно, является и автором иллюстрации с изображением Иова в житии святого 2-й трети ХIХ в. На Иове схима, мантия с каймой по краям с текстом молитвы «Трисвятое», на голове куколь. Преподобный с окладистой светлой бородой изображен сидящим на широком пне, рядом - череп человека, в руках - крест и раскрытая книга. На фоне - гора с небогатой северной растительностью, напоминающая Голгофу на Анзере, на ее вершине - церковь.
Иконы с изображением явления святому Пресв. Богородицы и прп. Елеазара находились в храмах острова Анзер. В церкви Распятия Господня на стене висел образ Соловецких чудотворцев: «Преподобные Зосима, Савватий, Герман, Иринарх, Елеазар и Иисус Голгофский».
Изображение горы Голгофы стало важным дополнением к образу Иова как в живописи, так и в графике. Так, на гравюре «Свято-Распятский скит на Анзерском острове, на горе Голгофе» (1830) (оттиски офорта в собраниях ГРМ, ЦАК МДА) значительную часть композиции занимает высокая гора с растительностью, животными, а также с многочисленными постройками на вершине и склонах. Над горой - образ Распятия Христова с предстоящими, по сторонам - фигуры прп. Елеазара и Иова в молении. В Соловецком патерике помещена иллюстрация с изображением Иова, созданная в Соловецком монастыре и отпечатанная в 1897 году в литографии Веферс в С.-Петербурге. Иов представлен фронтально в рост, в схиме и мантии, руки с четками сложены на груди; на фоне - водная гладь и высокая гора с церковью на вершине.
Икона Иова была написана в Соловецком монатыре в 1999 году (сейчас образ находится на острове Анзер в алтаре Воскресенской церви). Иов изображен по пояс, вполоборота влево, в мантии и куколе, с окладистой седой бородой, в покрытой мантией правой руке - модель храма с колокольней, напоминающего церковь на Голгофе. К всероссийскому прославлению Иова в 2000 году были написаны новые образы преподобного, в частности на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (Н. Масюкова) из храма Христа Спасителя в Москве. Фигура Иова с одноглавым белокаменным храмом в руках помещена в правой части композиции, у святого длинная, немного раздвоенная борода и волосы на прямой пробор с небольшой проседью. Иконы Иова вместе с другими Соловецкими чудотворцами созданы для Соловецкого монастыря, например, «Преподобные Елеазар и Иов Анзерские чудотворцы» (кон. XX в.) - святые представлены стоящими на скалистом острове, с храмами в руках. Образ Иова включен в состав современной композиции «Собор Соловецких святых», например, из церкви вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого монастыря) - в 1-м ряду крайний слева, в куколе, с храмом в руке. В 1990-х годах были созданы графические листы с иллюстрациями к житию святого.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Не отмечено.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 5:
Показавый образ добродетелей, весь страха Божия и Духа Свята исполнен бысть, Преподобне отче Иове, безмолвия истинный рачитель явился еси, страстем Господним покланяяся, имже и обитель воздвигл еси во отоце Анзерстем. Пустынножителей наставниче, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8:
Любовь Христову в сердце стяжа, еяже ради многи скорби претерпевый, пристанище обрел еси в морстем отоце, Преподобнаго Елеазара заветов верный преемник явился еси, покровом Божия Матере осеняемый: достоблаженне отче Иове, поминай нас, чтущих святую память твою.
ХРАМЫ
Показавый образ добродетелей, весь страха Божия и Духа Свята исполнен бысть, Преподобне отче Иове, безмолвия истинный рачитель явился еси, страстем Господним покланяяся, имже и обитель воздвигл еси во отоце Анзерстем. Пустынножителей наставниче, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8:
Любовь Христову в сердце стяжа, еяже ради многи скорби претерпевый, пристанище обрел еси в морстем отоце, Преподобнаго Елеазара заветов верный преемник явился еси, покровом Божия Матере осеняемый: достоблаженне отче Иове, поминай нас, чтущих святую память твою.
ХРАМЫ
Не посвящено.
МОНАСТЫРИ
МОНАСТЫРИ
Не посвящено.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
КАРТИНЫ
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
КАРТИНЫ
Не написано.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В 1721 году почти все ученики преподобного переселились в Соловецкий монастырь и в Свято-Троицкий скит. Указом Святейшего Синода от 23 июля 1723 года Голгофо-Распятский скит был объединен со Свято-Троицким скитом.
ИСТОЧНИКИ
ИСТОЧНИКИ
С. К. Севастьянова, Т. М. Кольцова. Православная энциклопедия, т. 23
Досифей (Немчинов), архим. Географическое, ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1836. Ч. 2
Порфирий (Карабиневич-Пашута), архим. Священноинок Иов, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском о-ве (в мире духовник имп. Петра I) // Странник. 1863. № 12
Севастьянова С. К. Житие Иисуса Голгофского малоизв. памятник соловецкой агиографии 1-й пол. XIX в. // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. № 4
Прп. Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита / Изд. подгот.: С. К. Севастьянова. СПб., 2001
Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия в XVIII и XIX ст. // Странник. 1895. № 10
он же. Архангельский патерик. СПб., 1901
Мелетий, архим. Историческое описание Голгофо-Распятского скита на Анзерском о-ве: С прил. жизнеописания священноинока Иова, в схимонасех Иисуса, основателя Голгофского скита. СПб
Богуславский Г. А. Острова Соловецкие: Очерки. Архангельск
Соловецкий патерик. М., 1991
Севастьянова С. К. Рассказы о Елеазаре Анзерском во вкладной книге Анзерского скита 1710 г. и традиция патерикового повествования в соловецкой лит-ре XVII-XIX вв. // Гуманитарные науки в Сибири. Новосиб., 1994. № 4
она же. Цикл агиографических произведений об Иисусе Голгофском // Проблемы межтекстовых связей: Сб. науч. ст. Барнаул, 1997
она же. Малоизвестный памятник соловецкой письменности нач. XVIII в. об основании Голгофо-Распятского скита // Традиция и лит. процесс: [Сб. ст.: К 60-летию Е. К. Ромодановской]. Новосиб., 1999
она же. «Священноинок Иов, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове (в мире духовник императора Петра I)» соловецкого архим. Порфирия - памятник соловецкой агиографии 2-й пол. XIX в. // Тр. Рубцовского индустриального ин-та. Рубцовск, 2000. Вып. 7
она же. Анзерский монах Макарий - малоизвестный автор кон. XVII - нач. XVIII в. // КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001
Анзер и его святыни / Сост.: В. П. Столяров. М., 2001
Столяров В. П. Образы Св. Земли на Соловецких о-вах // Соловецкое море: Альм. Архангельск; М., 2003. № 2
Буланин Д. М. Повесть об основании Голгофо-Распятского скита // СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4
Ровинский Д. А. Виды Соловецкого монастыря, отпеч. с досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884
Соловецкий патерик. СПб., 1892
РНБ. Солов. № 1014/1123. Л. 72 об.
РНБ. Солов. № 1014/1123. Л. 115 об.
ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 458 об.
РНБ. Солов. № 1014/1123. Л. 65 об.
ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 437-438, 459 об. и Л. 455 об.
Розов Н. Соловецкая библиотека // Архит.-худож. памятники Соловецких о-вов: Сб. ст. М., 1980
Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. СПб., 1997
Соловецкий правосл. церк. календарь, 2000 / Изд. Соловецкой обители. [Б. м.], 1999
Состояние на 19.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий