понедельник, 31 октября 2016 г.

Василий Смоленский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Василий Смоленский

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

 -

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик, новомученик Российский, или Церкви Русской)

ВРЕМЯ

19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

г. Москва и Московская область: Ступинский район - село Савельево, Истринский район - село Ламишино, Одинцовский район - г. Звенигород, Шаховской район - села Холмец и Черленково, Ярославская, Смоленская и Архангельская области

ДНИ ПАМЯТИ

12 июня (30 мая ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)

ЖИЗНЬ
Родился в 1869 году в селе Савельево Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра и его супруги Евдокии Смоленских.

В 1891 году окончил Московскую духовную семинарию.

В том же году был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Ламишино Звенигородского уезда Московской губернии (ныне Истринский район Московской области).В годы служения здесь священника Василия на месте ветхой деревянной церкви, построенной в 1670 г., была сооружена каменная (1902-1905).
7 сентября 1918 года Василий по ложному доносу был заключен в Звенигородский арестантский дом, через 7 дней освобожден. В 1929 году власти решили закрыть Казанский храм. В ОГПУ были вызваны 2 комсомольца, которые должны были дать показания против священника. Секретарь местной ячейки ВЛКСМ так охарактеризовала деятельность Василия Смоленского: «Наш район слишком верующий. Смоленский у крестьян на хорошем счету. В отношении религии Смоленский производит большое влияние на окружающее население, что отмечается в период антирелигиозных кампаний, когда крестьяне активно противоречат мероприятиям комсомола». Спустя много лет эта женщина, жившая по соседству с семьей Василия, вспоминала о событиях того времени: «Отец Василий был очень простым, сердечным, порядочным. Семья у него была дружная, трудолюбивая. Отец Василий был уважаемым всеми на хуторе человеком. После революции просил меня, в то время бывшую секретарем комсомольской ячейки, не ставить во время Страстной седмицы спектаклей для молодежи, проводившихся в противовес богослужениям в храме. Под страхом выселения семьи меня заставили подписать показания против отца Василия об угрозах в адрес комсомольцев. Всю оставшуюся жизнь меня мучила совесть за эти показания на глубоко уважаемого мною человека».
Василий Смоленский был арестован 19 октября 1929 года, заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен в «антисоветской деятельности», а также в том, что якобы угрожал комсомольцам расправой за их работу по пропаганде безбожия.
На допросе он отверг обвинения:
– Антисоветской деятельности я нигде, никогда не вел. Читаемые мною проповеди носят чисто религиозный характер, и ничего в них антисоветского нет.
– Угрожали ли вы комсомольцам расправой за то, что они ведут работу по безбожию? – спросил его следователь.
– Никому никогда я не угрожал.
– Ничего подобного я ему не говорил. Считаю, что возведенное на меня обвинение является ложью.

18 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в город Онегу.

14 августа 1933 года вернулся из ссылки домой, но местные власти приказали ему, как отбывавшему наказание, выехать из села за 101 километр от Москвы, и он поселился в селе Холмец Шаховского района Московской области и с 24 октября того же года стал служить в Никольской церкви в этом селе.

В августе 1936 года в храме в селе Черленково состоялась беседа, на которой присутствовали служивший здесь священник, диаконы и монахини, она коснулась проводимых советской властью политических судебных процессов; на сообщение об этом одного из диаконов, диакон Иоанн Фелицын заметил, что их все равно всех перебьют. Участники разговора стали ему говорить, чтобы он вел себя осторожнее. Все это дошло до НКВД, и 19 сентября 1936 года диакон Иоанн Фелицын был арестован, а участники беседы вызваны в качестве свидетелей, где подтвердили ими слышанное. Вместе с ними был допрошен 23 сентября и протоиерей Василий, так как было известно, что он знаком с арестованным диаконом. По малодушию он вместе со всеми подтвердил все предложенное следователем.

В мае 1941 года протоиерею Василию было приказано в административном порядке покинуть пределы Московской области, и он выехал в село Ново-Никольское Ярославской области, и в храме в селе Холмец за отсутствием священника богослужения прекратились. В Ново-Никольском отец Василий четыре месяца добивался от местных властей, чтобы ему разрешили служить, но разрешения ему не дали, и он уехал в деревню Кончеево Смоленской области; здесь его застала война; когда фронт приблизился вплотную к деревне и стала слышна близкая канонада артиллерийских орудий, он, уходя от немцев, вернулся в село Холмец, куда, впрочем, вскоре вошли передовые части немецкой армии, и отец Василий с разрешения оккупационных властей принял решение возобновить богослужение.

26 октября 1941 года в храме состоялась первая служба, а затем богослужения стали совершаться регулярно.

При открытии храма немцы сфотографировали священника и сфотографировались вместе с ним, а переводчик пожертвовал священнику десять немецких марок. В доме о.Василия помещался немецкий штаб.

В январе 1942 года немцы покинули Холмец и в него вошли части Красной армии. Протоиерей Василий продолжал служить в храме.
2 марта 1942 года он был арестован по обвинению в том, что возобновил при немцах богослужение. При обыске были найдены фашистские газеты, журналы и 36 немецких марок. Священник был заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

– Ответьте, что вас заставило стать на путь предательства и пособничества немецким оккупантам? – спросил его следователь.
– На путь предательства и пособничества немцам я не вставал, – ответил священник.
– Вы утверждаете, что в село Холмец, откуда вы были выселены, приехали до занятия его немцами. На каком же основании вы снова вернулись в село?
– В село Холмец я из деревни Кончеево бежал от немцев.
– Бежали от немцев и прибежали к немцам?! Ответьте, как вас понимать?
– Когда я приехал в село Холмец, их там не было.
– О прибытии немцев в село Холмец вам было известно?
– Да, было известно.
– Почему же из села Холмец вы от немцев не побежали?
– В селе Холмец я остался со всеми верующими.
– То есть остались дожидаться немцев?
– Нет, немцев я не ждал, а остался служить.
– Где и кому служить?
– Являясь священнослужителем, в селе Холмец я остался служить в церкви верующим.
– Вы утверждаете, что в селе Холмец остались якобы с целью службы верующим, почему тогда сразу после своего приезда не открыли церковь?
– Я был больной, а затем колебался в возможности открытия церкви, а когда пришли немцы, я ее открыл без всяких препятствий.
– На какие темы вам приходилось разговаривать с немецкими офицерами?
– В разговорах немецкие офицеры заявляли, что Москву скоро возьмут и к весне войну с Советским Союзом победоносно закончат.
– Что вы им в свою очередь говорили?
– На их заявления я только говорил: «что Бог вам даст».
– Сколько раз вы служили молебен о победе немецкой армии?
– Таких молебнов я не служил.
– А проповеди произносили?
– И проповедей о том, чтобы победа была на стороне немцев, я не произносил.
– Вы говорите неправду.
– Я показываю так, как было.
– Покажите о своей предательской деятельности.
– Предательской деятельностью я не занимался.

10 апреля следствие было закончено, и 15 апреля утверждено обвинительное заключение: протоиерей Василий обвинялся в том, «что, находясь на временно оккупированной территории немецкими захватчиками, вошел в тесную связь с немецким командованием, стал их активным пособником...»

Скончался 12 июня 1942 года в больнице Таганской тюрьмы. В деле значится диагноз: миокардит, аритмия, старческая дряхлость.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной могиле.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
30 июля 2003 года был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.

АФОРИЗМЫ
Нет.

ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящено.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
В Московской области святой родился, служил в двух храмах (Истринского и Шаховского районов - села Ламишино и Холмец), окончил Московскую духовную семинарию. В Москве был в тюрьмах (Таганской и Бутырской), вероятно, бывал и в других местах. Никольская церковь в деревне Холмец была сломана в советское время (середина 20 века; сохранилась только картина с изображением этой церкви), а вот Казанская церковь в Ламишино до сих пор действует. Что касается деревни Савельево, где родился святой, то она теперь входит в состав Ступинского района и находится недалеко от станций Михнево и Жилево, около платформы Сотниково (на Большом кольце Московской железной дороги), входит в состав городского поселения Малино. В Савельеве до середины 20 века стояла Преображенская церковь, но затем она была разрушена.
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ 

ИСТОЧНИКИ
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май. Тверь. 2007.
База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
Архив МП. Послужной список
ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-51836, Д. 34002

Состояние на 07.03.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий