ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Василий Соколов Владимирский
Василий Соколов Владимирский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик и новомученик Российский, или Церкви Русской)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Россия (Владимирская область, Ярославская область, Московская область: с. Закубежье, Сергиево-Посадский район и г. Сергиев Посад; г. Москва)
ДНИ ПАМЯТИ
26 мая (13 мая ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых.
ЖИЗНЬ
ГЕОГРАФИЯ
Россия (Владимирская область, Ярославская область, Московская область: с. Закубежье, Сергиево-Посадский район и г. Сергиев Посад; г. Москва)
ДНИ ПАМЯТИ
26 мая (13 мая ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых.
ЖИЗНЬ
Родился 24 июля 1868 года в селе Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии в семье диакона.
В 1882 году окончил Переславское духовное училище, в 1888 году - Вифанскую духовную семинарию.
В 1888 году назначен учителем Закубежской церковно-приходской школы Александровского уезда Владимирской губернии.
В 1890 году стал священником.
В 1891 - 1906 гг. - священник Рождественского храма с. Пустое Переславского уезда Владимирской губернии, заведующий и законоучитель церковно-приходской школы.
За 12 лет в семье священника Василия родилось 6 детей.
В 1903 году от рака печени умерла жена Василия - Илария.
В 1906 году Василий поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия. По окончанию академии Василия хотели оставить профессорским стипендиатом при Академии, но Синод не смог выделить ему казенной стипендии.
С 1910 года служил в храме Николы Явленного на Арбате (разрушена в 1931 г..
С 1912 г. состоял помощником благочинного Пречистенского сорока 1-го отделения; с 1913 г. - законоучителем Николо-Явленской церковно-приходской школы и гимназии Ломоносовой. Его дочери, Нина и Антонина, стали его помощницами, разделяя с ним педагогические труды в Николо-Явленской ЦПШ, где они были учителями.
В 1915 г. священник Василий был назначен ректором одного из отделов журнала "Московские церковные ведомости". Он мечтал об обновлении издания, участии в нем пастырей, увеличении числа сотрудников, чтобы обеспечить для журнала постоянный приток интересного материала о местной религиозной жизни.
В 1916 г. в Казанской духовной академии получил степень магистра богословия за работу "Леонтий Византийский. Его жизнь и литературные труды. Опыт церковно-исторической монографии". Помимо нее публиковался в журналах на религиозно-нравственные темы.
В 1922 г. члены комиссии по изъятию ценностей пришли в храм Николы-Явленного и Василий Соколов просил их не изымать предметов, необходимых для богослужения, но ему в этом было отказано.
На праздник Благовещения Василий Соколов сказал проповедь, касающуюся не только содержания праздника, но и недавних событий, чтобы утешить прихожан: "Мы не должны скорбеть... о материальной потере, - тем более, что вещи предназначены на нужды голодающих. Но прихожане не могут не скорбеть о том, что изъятые церковные сосуды могут быть превращены в предметы домашнего обихода... Положение верующих ныне подобно положению в Вавилонском плену. Иудеи обращались к Богу в надежде, что Он накажет тех, кто их пленил, за причиненное им зло, и прихожане могут надеяться, что Бог, попустивший изъятие церковных ценностей из храма, если таковые будут употреблены во зло, также воздаст тем, кто это сделал".
Агент не понял проповеди и для уточнения обратился к протодиакону храма. Тот, не придавая этому большого значения, свободно передал содержание проповеди, которую агент записал и подал в виде, нужном ему для выполнения задания. Священник Василий был арестован вместе с другими осужденными по делу об изъятии церковных ценностей.
Василий Соколов обвинялся в том, что 7 апреля в церкви Николы Явленного после изъятия церковных ценностей использовал религиозные предрассудки, призывая в своей проповеди население обратиться к Богу и просить последнего смести с лица земли совершивших изъятие церковных ценностей, в данном случае Рабоче-Крестьянскую власть, подобно тому, как некогда Бог смел с лица земли древний Вавилон... и это выразилось в словах: "Дщи Вавилоня окаянная, блажен, кто имеет и разбивает младенцы твоя о камень".
В своем слове защиты на суде протоиерей Василий сказал: "Проповедь, которая привела меня сюда, на скамью подсудимых, не заключала в себе ничего преступного, она была проповедью чисто религиозной... Я говорил свою проповедь к водворению мира и успокоению в душах моих слушателей, и думаю, что достиг этого... Еще раз и с полной искренностью свидетельствую перед революционным трибуналом, что я не сделал никакого вреда или зла моей проповедью ни моим слушателям, ни тем более советской власти".
В 1882 году окончил Переславское духовное училище, в 1888 году - Вифанскую духовную семинарию.
В 1888 году назначен учителем Закубежской церковно-приходской школы Александровского уезда Владимирской губернии.
В 1890 году стал священником.
В 1891 - 1906 гг. - священник Рождественского храма с. Пустое Переславского уезда Владимирской губернии, заведующий и законоучитель церковно-приходской школы.
За 12 лет в семье священника Василия родилось 6 детей.
В 1903 году от рака печени умерла жена Василия - Илария.
В 1906 году Василий поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия. По окончанию академии Василия хотели оставить профессорским стипендиатом при Академии, но Синод не смог выделить ему казенной стипендии.
С 1910 года служил в храме Николы Явленного на Арбате (разрушена в 1931 г..
С 1912 г. состоял помощником благочинного Пречистенского сорока 1-го отделения; с 1913 г. - законоучителем Николо-Явленской церковно-приходской школы и гимназии Ломоносовой. Его дочери, Нина и Антонина, стали его помощницами, разделяя с ним педагогические труды в Николо-Явленской ЦПШ, где они были учителями.
В 1915 г. священник Василий был назначен ректором одного из отделов журнала "Московские церковные ведомости". Он мечтал об обновлении издания, участии в нем пастырей, увеличении числа сотрудников, чтобы обеспечить для журнала постоянный приток интересного материала о местной религиозной жизни.
В 1916 г. в Казанской духовной академии получил степень магистра богословия за работу "Леонтий Византийский. Его жизнь и литературные труды. Опыт церковно-исторической монографии". Помимо нее публиковался в журналах на религиозно-нравственные темы.
В 1922 г. члены комиссии по изъятию ценностей пришли в храм Николы-Явленного и Василий Соколов просил их не изымать предметов, необходимых для богослужения, но ему в этом было отказано.
На праздник Благовещения Василий Соколов сказал проповедь, касающуюся не только содержания праздника, но и недавних событий, чтобы утешить прихожан: "Мы не должны скорбеть... о материальной потере, - тем более, что вещи предназначены на нужды голодающих. Но прихожане не могут не скорбеть о том, что изъятые церковные сосуды могут быть превращены в предметы домашнего обихода... Положение верующих ныне подобно положению в Вавилонском плену. Иудеи обращались к Богу в надежде, что Он накажет тех, кто их пленил, за причиненное им зло, и прихожане могут надеяться, что Бог, попустивший изъятие церковных ценностей из храма, если таковые будут употреблены во зло, также воздаст тем, кто это сделал".
Агент не понял проповеди и для уточнения обратился к протодиакону храма. Тот, не придавая этому большого значения, свободно передал содержание проповеди, которую агент записал и подал в виде, нужном ему для выполнения задания. Священник Василий был арестован вместе с другими осужденными по делу об изъятии церковных ценностей.
Василий Соколов обвинялся в том, что 7 апреля в церкви Николы Явленного после изъятия церковных ценностей использовал религиозные предрассудки, призывая в своей проповеди население обратиться к Богу и просить последнего смести с лица земли совершивших изъятие церковных ценностей, в данном случае Рабоче-Крестьянскую власть, подобно тому, как некогда Бог смел с лица земли древний Вавилон... и это выразилось в словах: "Дщи Вавилоня окаянная, блажен, кто имеет и разбивает младенцы твоя о камень".
В своем слове защиты на суде протоиерей Василий сказал: "Проповедь, которая привела меня сюда, на скамью подсудимых, не заключала в себе ничего преступного, она была проповедью чисто религиозной... Я говорил свою проповедь к водворению мира и успокоению в душах моих слушателей, и думаю, что достиг этого... Еще раз и с полной искренностью свидетельствую перед революционным трибуналом, что я не сделал никакого вреда или зла моей проповедью ни моим слушателям, ни тем более советской власти".
По решению суда священник Василий вместе с некоторыми другими осужденными был приговорен к расстрелу.
После утверждения приговора Василия Соколова перевели в камеру смертников. Из тюрьмы он написал 15 писем своим кровным и духовным детям. Они были переданы сыну Василия через надзирателя из камеры смертников и хранились в семье как великая святыня.
26 мая 1922 года Василий Соколов был расстрелян.
После утверждения приговора Василия Соколова перевели в камеру смертников. Из тюрьмы он написал 15 писем своим кровным и духовным детям. Они были переданы сыну Василия через надзирателя из камеры смертников и хранились в семье как великая святыня.
26 мая 1922 года Василий Соколов был расстрелян.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен на Калитниковском кладбище.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Прославлен для общецерковного почитания в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Игум. Дамаскин (Орловский). Василий Афанасьевич Александрин. Православная энциклопедия, т. 7
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
Московский журнал. 1994. N 1.
Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн. 2.
Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917-1922 гг. М., 1999.
Крылова Т. История Дорогомиловской Ямской слободы и церкви Богоявления Господня. М., 1997.
Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX в. М., 12-16 авг. 2000.
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май. Тверь: Булат, 2007.
Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн. 2.
Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917-1922 гг. М., 1999.
Крылова Т. История Дорогомиловской Ямской слободы и церкви Богоявления Господня. М., 1997.
Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX в. М., 12-16 авг. 2000.
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май. Тверь: Булат, 2007.
Состояние на 19.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий