ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Анна Ефремова
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество и мученичество (новомученица Церкви Русской, или Российская)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Курская область и г. Москва
ДНИ ПАМЯТИ
17 февраля (4 февраля ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и в Соборе Бутовских новомучеников.
ЖИЗНЬ
Анна Ефремова
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество и мученичество (новомученица Церкви Русской, или Российская)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Курская область и г. Москва
ДНИ ПАМЯТИ
17 февраля (4 февраля ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и в Соборе Бутовских новомучеников.
ЖИЗНЬ
Родилась 25 марта 1882 года в деревне Гнездилово Курской губернии в семье крестьянина.
В 1903 году она стала послушницей московского Скорбященского монастыря, что располагался близ Бутырской Заставы.
В монастыре Анна пребывала до 1928 года, когда советская власть окончательно разогнала монашескую общину, существовавшую как сельскохозяйственная артель. Послушница Анна вместе с другими сестрами поселилась в доме недалеко от обители. Труд швеи, которым она овладела, подвизаясь в монастыре, давал возможность зарабатывать самой и уделять часть средств на помощь нуждающимся.
18 января 1938 года, накануне праздника Богоявления, послушница Анна была арестована сотрудниками НКВД и заключена сначала в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму. Для дачи свидетельских показаний был вызван лжесвидетель, который подписал следующие показания: «Анну Афанасьевну Ефремову я знаю лет 10 как верующий и прихожанин церкви Рождества Богородицы… Ефремова являлась организатором монашествующего элемента в доме, где она проживала, играла главенствующую роль в организации вокруг себя скитской монашеской обстановки, среди окружающих ее лиц занималась религиозной пропагандой… одновременно с этим Ефремова среди окружающих ее лиц систематически проводила контрреволюционную агитацию, направленную против партии и советской власти… так, например, Ефремова говорила: "Советская власть, прикрываясь конституцией, где говорится о свободе отправления религиозных обрядов, на самом деле устраивает гонения на религию и арестовывает ни в чем невинное духовенство, высылая их не знаю за что. Вот если бы меня сослали, это было бы неудивительно"».
Начался допрос послушницы Анны.
– Следствие располагает данными о том, что вы оказывали помощь монашкам, высланным за контрреволюционную деятельность. Вы это подтверждаете? – спросил следователь.
– Я действительно оказывала материальную помощь монахиням, высланным за контрреволюционную деятельность. Так, на пример, я посылала посылки монахине Екатерине Белогубцевой, высланной в Казахстан.
– Следствие располагает данными о том, что вы среди окружающих вас лиц вели систематическую контрреволюционную агитацию о якобы имеющем место в СССР гонении на религию, а также на всех верующих, в особенности на духовенство и монашествующих, – вы это подтверждаете?
– Да, я… заявляла: конституция Советского Союза о свободе вероисповедания и исправления религиозных обрядов является ширмой, прикрывающей на самом деле гонения на религию и существующие в настоящее время сильные аресты ни в чем не повинного духовенства, а также монашествующих лиц.
– Ваше отношение к советской власти?
– Мое отношение к советской власти является враждебным, потому что она арестовывает монашествующих лиц, высылает ни в чем не повинное духовенство, закрывает церкви и вообще организовала гонение на религию.
– За что вы арестованы?
– Я считаю, что я арестована за то, что являюсь монахиней, которых сейчас арестовывают без всякой вины.
14 февраля 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила ее к расстрелу за контрреволюционную агитацию.
17 февраля 1938 года была расстреляна на полигоне Бутово под Москвой.
В 1903 году она стала послушницей московского Скорбященского монастыря, что располагался близ Бутырской Заставы.
В монастыре Анна пребывала до 1928 года, когда советская власть окончательно разогнала монашескую общину, существовавшую как сельскохозяйственная артель. Послушница Анна вместе с другими сестрами поселилась в доме недалеко от обители. Труд швеи, которым она овладела, подвизаясь в монастыре, давал возможность зарабатывать самой и уделять часть средств на помощь нуждающимся.
18 января 1938 года, накануне праздника Богоявления, послушница Анна была арестована сотрудниками НКВД и заключена сначала в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму. Для дачи свидетельских показаний был вызван лжесвидетель, который подписал следующие показания: «Анну Афанасьевну Ефремову я знаю лет 10 как верующий и прихожанин церкви Рождества Богородицы… Ефремова являлась организатором монашествующего элемента в доме, где она проживала, играла главенствующую роль в организации вокруг себя скитской монашеской обстановки, среди окружающих ее лиц занималась религиозной пропагандой… одновременно с этим Ефремова среди окружающих ее лиц систематически проводила контрреволюционную агитацию, направленную против партии и советской власти… так, например, Ефремова говорила: "Советская власть, прикрываясь конституцией, где говорится о свободе отправления религиозных обрядов, на самом деле устраивает гонения на религию и арестовывает ни в чем невинное духовенство, высылая их не знаю за что. Вот если бы меня сослали, это было бы неудивительно"».
Начался допрос послушницы Анны.
– Следствие располагает данными о том, что вы оказывали помощь монашкам, высланным за контрреволюционную деятельность. Вы это подтверждаете? – спросил следователь.
– Я действительно оказывала материальную помощь монахиням, высланным за контрреволюционную деятельность. Так, на пример, я посылала посылки монахине Екатерине Белогубцевой, высланной в Казахстан.
– Следствие располагает данными о том, что вы среди окружающих вас лиц вели систематическую контрреволюционную агитацию о якобы имеющем место в СССР гонении на религию, а также на всех верующих, в особенности на духовенство и монашествующих, – вы это подтверждаете?
– Да, я… заявляла: конституция Советского Союза о свободе вероисповедания и исправления религиозных обрядов является ширмой, прикрывающей на самом деле гонения на религию и существующие в настоящее время сильные аресты ни в чем не повинного духовенства, а также монашествующих лиц.
– Ваше отношение к советской власти?
– Мое отношение к советской власти является враждебным, потому что она арестовывает монашествующих лиц, высылает ни в чем не повинное духовенство, закрывает церкви и вообще организовала гонение на религию.
– За что вы арестованы?
– Я считаю, что я арестована за то, что являюсь монахиней, которых сейчас арестовывают без всякой вины.
14 февраля 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила ее к расстрелу за контрреволюционную агитацию.
17 февраля 1938 года была расстреляна на полигоне Бутово под Москвой.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронена в неизвестной могиле на полигоне Бутово в Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Не известны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставила.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянута.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
База данных "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века" Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.
Православная энциклопедия. Т. 2. М.: Православная энциклопедия, 2001.
Состояние на 05.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий