понедельник, 31 октября 2016 г.

Анна Зерцалова

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Анна Зерцалова

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (новомученица Церкви Русской, или Российская)

ВРЕМЯ

19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

г. Москва

ДНИ ПАМЯТИ

 27 ноября (14 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников.

ЖИЗНЬ
Родилась 31 января 1870 года в Москве (или в 1873 году.). Происходила из дворянского рода, была очень образованным и глубоко верующим человеком. Ее отец, Иван Зерцалов, был губернский секретарь, состоял на службе в управлении Смоленской железной дороги. Родители ее держались строгих правил, но православие воспринимали преимущественно с обрядовой стороны, поэтому начатки религиозного воспитания, которые они дали своей дочери были не очень прочными. "Малое чувство веры, которое тлело во мне слабым огоньком, - писала она впоследствии, - быстро стало ослабевать и гаситься тлетворным дыханием пагубного маловерия... Научные идеи, приправленные веянием ложных принципов, плотно разместились в моей голове и стали распоряжаться там полновластными хозяйками, отвлекая меня от всего истинного, духовного, прекрасного". В 16 лет Анна закончила гимназию, получив аттестат, который позволял занять ей место домашней учительницы. Анна, уже будучи взрослой девушкой, в течении нескольких лет исполняла правила христианской жизни: ходила в храм, молилась, изредка говела, но внутренне ее жизнь шла в русле чисто мирских занятий. Однако, такой образ жизни не удовлетворял ее.

Придя по совету подруги в храм посвященный святым равноапостольным Константину и Елене, она встретила там выдающегося пастыря о. Валентина Амфитеатрова, и тогда началось возрождение души Анны. Она стала его духовной дочерью. Анне предстояло ехать в Ярославскую губернию, куда в качестве учительницы рекомендовала ее родственница. Анна попала в семью убежденных безбожников. Для молодой христианки жизнь в семье стала исповедничеством. "Сколько деликатных намеков и насмешек приходилось мне выслушивать по поводу моего обособленного религиозного настроения!" - вспоминала она. Мать семейства не позволяла воспитывать ей своих детей, и потому Анна после уроков была совершенно свободна. Имея время она устроила школу грамотности в деревне, собирала деревенских детей и занималась с ними. После ее отъезда начинанием это не прекратилось, и на основе ее школы возникло училище. Деятельность Анны по просвещению деревенских детей, чуждая материальной расчетливости, расположила в конце концов к ней ее работодателей. Ей стали готовить постную пищу, стали давать лошадей для поездки в храм. Через семь месяцев она по благословению о. Валентина покинула семью, вернувшись в Москву, она стала активной прихожанкой храма. О.Валентин помог найти ей учеников, и она с утра до вечера занималась с ними. Почти 20 лет она духовно окормлялась у о. Валентина. В 1908 г. о.Валентин скончался. Еще при жизни о. Валентина Анна собирала свидетельства благодатной помощи старца, рассказы духовных детей. Посещая Архангельский собор, она записывала проповеди, произносимые о. Валентином. В 1910 г., через 2 года после смерти о. Валентина, она издала первую книгу о нем, в которой содержалось его жизнеописание и описывались чудеса, происшедшие по его молитвам. До революции она издала 4 книги о протоиерее о. Валентине Амфитеатрове (каждая книга - тиражом 1000 экземпляров).

Анна Зерцалова всю жизнь прожила в Москве. После смерти родителей она давала частные уроки на дому. В 1916 г. она получила от одной благодетельницы (матушки Евдокии) 3000 руб. на постройку дома. Дом на полученные пожертвования Анна построила вблизи Ваганьковского кладбища, чтобы жить недалеко от могилы своего духовного отца и записывать происходившие на могиле чудеса. В результате составилась книга, которую она напечатала после 1917 г. на машинке в количестве 20-25 экземпляров. Она активно размножалась многочисленными почитателями памяти выдающегося пастыря. К сожалению, в настоящее время мы не имеем ни одного ее экземпляра.

О деятельности Анны Зерцаловой в 20-е годы упоминается в воинственно-атеистическом журнале (при этом по какой-то причине неправильно указано отчество): "Против кладбища живет некая Анна Михайловна. Здесь можно купить фотографию "святого", здесь продаются книги - "Истинный пастырь Христов", "Светильник православия", "Подвижник веры и благочестия", Здесь еще недавно кормили нищих и всех, кто приходил помолиться на могиле Амфитеатрова. Сейчас (очевидно, с введением карточек) кормежка прекратилась. Здесь справляются поминки, а в годовщину смерти "святого" на его могиле бывают тысячи молящихся".

В 1932 г. этот дом у нее отобрали и национализировали, а ее саму лишили избирательных прав. Во время "паспортизации" ей, как бывшей домовладелице и "лишенке", было отказано в выдаче паспорта и предписано выехать за стокилометровую зону.

Но Анна не выехала из Москвы, а продолжала жить в Москве, не имея паспорта, на нелегальном положении. Жила у своих верующих друзей и единомышленников, которые во всем помогали ей. Анна Ивановна вела строгий образ жизни, ходила всегда в темной одежде. Она по-прежнему занималась педагогической деятельностью, обучала детей Закону Божьему, чтению, музыке, письму. Деньги за уроки брать отказывалась, а когда ее уговаривали, то она все раздавала бедным. Последние годы Анна жила у своей знакомой в Москве, Елизаветы, на Кудринской площади. Оставшись в Москве, последующие 5 лет она посвятила прославлению среди верующих протоиерея Валентина Амфитеатрова как подвижника благочестия. Записывала случаи исцелений по его молитвам, распространяла фотографии и книги о нем, направляя людей на его могилу.

По другим сведениям, Анна Зерцалова выезжала за 101 километр. Она жила некоторое время в с. Боршово Серебряно-Прудского района Московской области в семье Будановой Анны, сестры своей знакомой Орловой Елизаветы. Затем Анна жила с Елизаветой в доме на Кудринской площади. Они бедствовали, ни Анна, ни Елизавета не получали пенсию. Елизавета почти прекратила общение со своими родственниками, т.к. боялась за жизнь и свободу Анны. По рассказам знакомых, они никому не открывали дверь просто так. Задняя стена квартиры выходила на черную лестницу, нужно было предварительно постучать монеткой в эту стену, тогда открывали дверь. Как оказалось, страх был небезосновательным. Октябрьским утром 1937 года Анна вышла из дома и пропала. Елизавета искала ее, но в этот день был сильный туман, а Анна уже плохо видела, и Елизавета подумала, что она могла попасть под машину, или подвергнуться разбойному нападению. Она так думала до конца своей жизни.

Анна Зерцалова была арестована 27 октября 1937 года. В справке на арест говорилось "она является активной участницей к/р церковно-монархической группировки. В к/р целях прославляет как "прозорливицу" монашку Матрону Конюхову и как "святого" умершего попа Амфитеатрова, организует к ним паломничество верующих".

Следствие желало представить к осуждению целую "контрреволюционную церковно-монархическую группу". С этой целью в одно следственное дело были соединены Анна Зерцалова и почитатели памяти другого подвижника благочестия - иеросхимонаха Аристоклия Амвросиева.

— Кто является автором книг жизнеописаний священника Валентина Амфитеатрова и чудес, якобы происшедших по его молитвам?

— Автором книг жизнеописаний священника Валентина Амфитеатрова и чудес, происшедших по его молитвам при жизни, а равно и после его смерти, являюсь я, Анна Ивановна Зерцалова. Первую книгу я выпустила примерно в 1910 году, то есть через два года после его смерти, отпечатав ее в типографии. До революции я издала четыре книги тиражом каждая книга по тысяче экземпляров. После революции я издала пятую книгу об исцелениях на могиле священника Валентина Амфитеатрова. Последняя книга уже издавалась не типографским способом, а была отпечатана на пишущей машинке в количестве 20–25 штук. Ввиду того что тираж последней книги был ограничен, а число желающих иметь таковую превышало его в несколько десятков раз, почитатели священника Валентина Амфитеатрова переписывали ее, и она распространялась в рукописях.

— Какую цель вы преследовали, издавая вышеупомянутые книги и распространяя его фотографии?

— Я являюсь почитательницей священника Валентина Амфитеатрова, поэтому преследовала цель как можно шире популяризировать последнего среди широких масс верующих.

— Назовите следствию лиц, которые способствовали вам в прославлении священника Валентина Амфитеатрова.

— После смерти священника Валентина Амфитеатрова я поставила своей задачей издать отдельной книгой его жизнеописание. Об этом узнали многочисленные его почитатели, и они помогли мне при составлении этой книги, рассказывая отдельные эпизоды из его жизни, а также о полученных ими исцелениях. Большинство из лиц, принимавших участие в выпуске этих книг, к настоящему времени умерло.

— Следствие требует от вас показаний в отношении лиц, которые размножали вам его фотографии и перепечатывали ваши рукописи на машинке в последнее время. Назовите их фамилии.

— Назвать фамилии лиц, которые помогали мне в размножении фотографий священника Валентина Амфитеатрова, а также перепечатывали последнюю, пятую, книгу, я, Зерцалова Анна Ивановна, отказываюсь.

— Следствие располагает данными, что вы среди окружающих прославляли священника Валентина Амфитеатрова как святого. Вы это подтверждаете?

— Не отрицаю, что я действительно священника Валентина Амфитеатрова среди верующих прославляла как старца, по молитвам которого ряд его почитателей получил исцеления как при его жизни, так и после его смерти. С этой целью я использовала выпущенные мною книги, его фотографии, а также рассказывала то, что мной не было записано в книгах. Что священник Валентин Амфитеатров — старец, считаю не только я, но считают и другие его почитатели. Нами после его смерти ведутся записи, которые свидетельствуют о его необыкновенных свойствах; они выражаются в том, что люди получают исцеления, о которых свидетельствую я и другие.

— Следовательно, вы священника Валентина Амфитеатрова подготовляли к канонизации как святого?

— Да, я, Зерцалова Анна Ивановна, и группа почитателей священника Валентина Амфитеатрова вели подготовительную работу на предмет его канонизации. Но поскольку невозможно в условиях советской власти канонизировать его как святого и открыть мощи, то мы рассчитывали на падение советской власти, после чего при любой другой власти это сделать вполне возможно.

— С какого момента в ваших книгах записаны случаи исцелений по молитвам священника Амфитеатрова?

— В моих книгах записи о происшедших исцелениях по молитвам священника Валентина Амфитеатрова ведутся как о совершившихся при его жизни, так и после его смерти, примерно до 1927 года.

— Ваше отношение к советской власти?

— К советской власти я отношусь безразлично. Но я не согласна с советской властью в вопросах, касающихся религии. А именно: советская власть, как я считаю, проводит гонения на Церковь и верующих, закрывает без согласия верующих церкви, высылает безвинно духовенство. Все это вызывает недовольство не только у меня, но и у большинства верующих. В силу этого большинство верующих не любит советскую власть. Кроме того, советская власть совершенно безвинных людей лишает крова, как, в частности, меня, что также порождает недовольство со стороны несправедливо обиженных ею.

— Кому из своих знакомых вы излагали свои взгляды на советскую власть?

— Излагать свои взгляды о советской власти мне нет необходимости; об ее отношении к нам, верующим, им очевидно, и они полностью разделяют мои взгляды.

— Вы возводите клевету на советскую власть и граждан СССР, заявляя, что они враждебно настроены к советской власти. Вы это подтверждаете?

— Нет, я это клеветой не считаю. Я сама вижу, как советская власть разрушает наши храмы, высылает наше духовенство и уничтожает церковные книги; в школах запрещено преподавание слова Божьего; все это свидетельствует о гонении со стороны советской власти на религию. Это видят другие верующие, и это вызывает у них недовольство.

— Следствие располагает данными, что вы среди своих единомышленников распространяли контрреволюционные провокационные слухи, что советская власть есть власть антихриста.

— Это я отрицаю.
Осуждена тройкой при УНКВД по Московской области 23 ноября 1937 г. Обвинена в том, что она "является активной участницей контрреволюционной церковно-монархической группировки, в контрреволюционных целях прославляла могилу умершего попа Амфитеатрова Валентина, на которую организовывала паломничества верующих, и инсценировала "чудеса". Среди почитателей попа Валентина распространяла фотокарточки с его изображением". Приговорена к расстрелу.

Была расстреляна в Бутово, на так называемом полигоне НКВД 27 ноября 1937 г.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронена в неизвестной могиле в Бутово в Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ

В августе 2000 года причислена к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Светильник Православия (Пастырская деятельность бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова), М., 1912
"Духовные поучения, проповеди Валентина Николаевича Амфитеатрова, бывшего настоятеля московского придворного Архангельского собора, записанные с его слов одной из его духовных дочерей" (М., 1916).
 "Подвижник веры и благочестия".

АФОРИЗМЫ
Нет.

ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянута.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ
База данных "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века" Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.
 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000.
Православная энциклопедия. Т.2: Алексий, человек Божий-Анфим Анхиальский. М.: Православная энциклопедия, 2001.

Состояние на 04.03.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий