ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Димитрий Волков
Димитрий Волков
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Владимирская область; город Москва и Московская область: город Орехово-Зуево; г. Омск
ДНИ ПАМЯТИ
4 марта (19 февраля ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)
ЖИЗНЬ
ГЕОГРАФИЯ
Владимирская область; город Москва и Московская область: город Орехово-Зуево; г. Омск
ДНИ ПАМЯТИ
4 марта (19 февраля ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)
ЖИЗНЬ
Рождение и детство. В жизни Дмитрия Волкова было только одно - ревностное служение Богу. Он не получил никакого духовного образования, даже неизвестно, окончил ли он обычную школу. Он не был священником. Но Дмитрий родился в христианской семье - произошло это в 1871 году - она его и выковала в подвижника Христова. Из семьи идет многое - семья дает человеку путевку в жизнь. Крестьянские труды в деревне Островищи Владимирской губернии сменились ремесленными - в соседнем городе - Орехово-Зуеве, который тогда относился к Владимиру (ныне - окраинный район и город Московской области, на границе - с Владимирской).
Работа и служение Церкви. В городе Дмитрий работал столяром, добывая себе средства на жизнь земную, а заодно и служа этим ремеслом ближним. А после работы, в праздничные дни бывал в храме Рождества Богородицы. Так и работал, и служил Богу в безвестности. Так и положено - заповедано Богом! Но пришло время показать себя и в дни тяжких испытаний. Получилось, что на старости лет. Немощно тело - но здоров дух! Служители Божии готовы к ответу всегда! Им всегда нечего бояться, раз с ними Бог. На пенсии Дмитрий уже всю свою жизнь без остатка стал посвящать делам церковным, заботам о храме. А когда власти закрыли его - борьбе за сам храм и возобновление в нем богослужений. Было это в 1939-1940-х годах. В районе в ту пору вообще не осталось работающих храмов. Апогей безбожия.
Дмитрия в 1940-м избрали церковным старостой. Служб не было - но прихожане приходили в храм по субботам молиться Богу, тут собирались и члены приходского собрания (двадцатки), обсуждали текущие дела, поехали в Москве к патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию Страгородскому - просил направить в Орехово-Зуево священника.
Прихожанам назначили тогда священника из Загорска, Федор Казанского, но он у них взял 500 рублей - и скрылся. И так бывает... Прихожане под руководством Дмитрия Волкова собрали 3 000 рублей, уплатили все налоги за бездействующий храм, отремонтировали его. Всё без толку - храм открыть не дали. Даже митинги рабочих устроили на фабриках против открытия храма. Обращался Дмитрий с прихожанами в разные властные инстанции - бесполезно. А под старосту стали "копать", чтобы обвинить его и прогнать из города. как всегда, нашлись лжесвидетели - сказали, что он возбуждает верующих прихожан для открытия храма, сам пишет об этом письма властям, даже, якобы, намеревается просить иностранные посольства оказать ему помощь в этом.
Арест и допросы. Летом 1941 года начались активные действия следственных органов. Дмитрия Волкова и Никиту Сухарева арестовали, посадили в одну из московских тюрем. Во время допроса обвинили в контрреволюционной деятельности и участие в антисоветской церковной группировке. Так было истолковано желание Дмитрия и верующих Орехова-Зуева возобновить службы в храме. Но и понятно же было, что, конечно, по духу вера Христова и жизнь по христианскому учению, противны действиям и идеологии властей. В этом-то все и дело было.
В это время фашисты приближались к Москве. Объявили военное положение и эвакуацию следственных органов НКВД. Тогда Дмитрия отправили в омскую тюрьму.
Но с 3 сентября изнурительные допросы возобновились. И опять одно и тоже: контрреволюционная деятельность и антисоветская пропаганда.
Приговор. За это 5 лет ссылки в тюрьме Омской области. Вместе с мучеником Никитой Сухаревым.
Кончина. Долго Дмитрий, будучи уже тем более в почтенном возрасте, не выдержал такой пытки: скончался 4 марта 1942 года из-за невыносимых условий.
Работа и служение Церкви. В городе Дмитрий работал столяром, добывая себе средства на жизнь земную, а заодно и служа этим ремеслом ближним. А после работы, в праздничные дни бывал в храме Рождества Богородицы. Так и работал, и служил Богу в безвестности. Так и положено - заповедано Богом! Но пришло время показать себя и в дни тяжких испытаний. Получилось, что на старости лет. Немощно тело - но здоров дух! Служители Божии готовы к ответу всегда! Им всегда нечего бояться, раз с ними Бог. На пенсии Дмитрий уже всю свою жизнь без остатка стал посвящать делам церковным, заботам о храме. А когда власти закрыли его - борьбе за сам храм и возобновление в нем богослужений. Было это в 1939-1940-х годах. В районе в ту пору вообще не осталось работающих храмов. Апогей безбожия.
Дмитрия в 1940-м избрали церковным старостой. Служб не было - но прихожане приходили в храм по субботам молиться Богу, тут собирались и члены приходского собрания (двадцатки), обсуждали текущие дела, поехали в Москве к патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию Страгородскому - просил направить в Орехово-Зуево священника.
Прихожанам назначили тогда священника из Загорска, Федор Казанского, но он у них взял 500 рублей - и скрылся. И так бывает... Прихожане под руководством Дмитрия Волкова собрали 3 000 рублей, уплатили все налоги за бездействующий храм, отремонтировали его. Всё без толку - храм открыть не дали. Даже митинги рабочих устроили на фабриках против открытия храма. Обращался Дмитрий с прихожанами в разные властные инстанции - бесполезно. А под старосту стали "копать", чтобы обвинить его и прогнать из города. как всегда, нашлись лжесвидетели - сказали, что он возбуждает верующих прихожан для открытия храма, сам пишет об этом письма властям, даже, якобы, намеревается просить иностранные посольства оказать ему помощь в этом.
Арест и допросы. Летом 1941 года начались активные действия следственных органов. Дмитрия Волкова и Никиту Сухарева арестовали, посадили в одну из московских тюрем. Во время допроса обвинили в контрреволюционной деятельности и участие в антисоветской церковной группировке. Так было истолковано желание Дмитрия и верующих Орехова-Зуева возобновить службы в храме. Но и понятно же было, что, конечно, по духу вера Христова и жизнь по христианскому учению, противны действиям и идеологии властей. В этом-то все и дело было.
В это время фашисты приближались к Москве. Объявили военное положение и эвакуацию следственных органов НКВД. Тогда Дмитрия отправили в омскую тюрьму.
Но с 3 сентября изнурительные допросы возобновились. И опять одно и тоже: контрреволюционная деятельность и антисоветская пропаганда.
Приговор. За это 5 лет ссылки в тюрьме Омской области. Вместе с мучеником Никитой Сухаревым.
Кончина. Долго Дмитрий, будучи уже тем более в почтенном возрасте, не выдержал такой пытки: скончался 4 марта 1942 года из-за невыносимых условий.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестном месте.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских определением Священного Синода от 27 марта 2007 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Дамаскин (Орловский), игум. Димитрий Иванович Волков. Православная энциклопедия, т. 14;
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века";
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-54877;
ИЦ МВД Омской обл. Ф. 8 о-37, д. 277; Ф. 16 о-4, д. 734, д. 143;
Дамаскин (Орловский), игум. Мученики Димитрий (Волков) и Никита (Сухарев) (Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. / Сост. игум. Дамаскин (Орловский). Июнь. Тверь, 2005.
Состояние на 16.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий