СТАТУС
Деревня в Клинском районе.
Входит в состав Нудольского сельского поселения.
ОПИСАНИЕ
ОПИСАНИЕ
Деревня расположена в 24 км от райцентра (Клина) и в 54 км от Москвы (МКАД).
В 5 км от деревни проходит автомагистраль A-108 (Московское Большое Кольцо).
Находится на правом берегу реки Нудоль.
Население - 4 человека (2010).
ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ
ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ
1. На электричке: с Ленинградского вокзала до ст. Клин (89 км), далее автобусом на Щекино до ост. Хохлово (30 км), пешком (3 км).
2. На машине: по Ленинградскому шоссе до Клина; от Клина поворот на кольцевую трассу А-108; по ней до поворота налево на Николаевку и далее на развилке направо, к мосту через р. Нудоль.
СХЕМА ПРОЕЗДА
СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ
ТОПОНИМИКА
ИСТОРИЯ
СХЕМА ПРОЕЗДА
СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ
ТОПОНИМИКА
ИСТОРИЯ
Первые упоминания о селе и церкви относятся к XVII веку. Архивные документы сообщают, что деревянная церковь Архистратига Божия Михаила в Поджигородово запустела после польско-литовского нашествия и была возобновлена в 1670 году.
В 1676-1694 годах селом владели Борис и Степан Кайсаровы. С 1695 году — Осип Зиновьевич Татаринов, с 1715 года - Данила Васильевич Никитин. Священником в это время был Иван Филиппов.
В 1728 по 1770 год Поджигородовым владели Строгановы, которые продали его братьям Юрьевым.
В 1676-1694 годах селом владели Борис и Степан Кайсаровы. С 1695 году — Осип Зиновьевич Татаринов, с 1715 года - Данила Васильевич Никитин. Священником в это время был Иван Филиппов.
В 1728 по 1770 год Поджигородовым владели Строгановы, которые продали его братьям Юрьевым.
В середине XIX в. село Поджигородово перешло к помещице М. Козловой, потом к генералу Гульковскому, а с конца XIX века до 1917 года принадлежало дворянину В. Соколову и его жене.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ
ХРАМ
НАЗВАНИЕ
НАЗВАНИЕ
Михаила Архангела
Придел: Казанской иконы Божией Матери
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
Церковь Михаила Архангела строилась по заказу владельцев усадьбы Поджигородово братьев Юрьевых с 1778-1783 гг.
В храме долгое время служил священником отец Димитрий Скворцов.
В храме долгое время служил священником отец Димитрий Скворцов.
В 1938 г., служившего в то время священника, Иоанна Троицкого, арестовали и расстреляли.
Долгое время храм пустовал.
Долгое время храм пустовал.
В 1992 г. церковь возвращена верующим, но восстановительные работы затянулись из-за отсутствия прихожан, т. к. местных жителей уже не осталось, а близлежащие дома превратились в дачи.
С 1995 года настоятелем церкви села Поджигородово является священник Владимир Калуцкий.
В храме восстановлена старая система отопления, отремонтирована кровля. В сентябре 2013 года иконописец Наталья Пронина начала расписывать нижний придел.
ЛИЧНОСТИ
АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА
Отсутствие имени автора постройки породило у специалистов гипотизу об авторстве проекта В. И. Баженова. Однако, по мнению других специалистов, упрощенность архитектурных форм внешних и внутренних пространств памятника совершенно не соответствует творческой манере мастера и может быть связана с работой лишь его ученика.
Образец ложной русской готики, двухэтажное здание сложено из кирпича и включает: нижний зимний храм — во имя Архангела Михаила и верхний летний придел — в честь Казанской иконы Божией Матери.
Построенный в стиле неоготики (или ложной русской готики) двухэтажный кирпичный храм поставлен на белокаменный цоколь. Псевдоготика, ложная готика или русская готика — предромантическое направление в русской архитектуре екатерининской эпохи, основанное на вольном сочетании элементов европейской готики и московского барокко с гротескными привнесениями работавших в этом стиле архитекторов, нередко насыщенными масонской символикой. К основному объему пристроены квадратные в плане притвор и апсида. Апсида завершается фронтоном. Здание увенчано куполом с люкарнами и световым барабаном, на котором вместо традиционной главки поставлен готический каменный шпиль с крестом. Такой же шпиль венчает высокую колокольню, похожую одновременно и на башню европейского замка, и на минарет. На четырехугольное основание колокольни поставлена круглая башня с балконом, опоясывающим ярус звона. Внешний декор храма прост, но не выглядит скудным благодаря большому количеству стрельчатых и круглых окон разного размера.
В 1906 г. храм оштукатурили и побелили. Особенно интересна по замыслу колокольня, похожая на минарет, которая представляет собой круглую двухъярусную башню с круговым балконом и островерхим каменным шатром.
В храме соединены архитектурные традиции нескольких религий. Окна со стрельчатым завершением – западноевропейская традиция. Окно, смотрящее на восток, посередине Алтаря – древнерусская традиция постройки храмов. Колокольня, представляющая круглую башню, напоминает мусульманскую традицию. Однако есть признаки, по которым сразу видно, что храм – православный. Один из них крестообразная форма храма. Узкий притвор, широкая центральная часть и снова узкая Алтарная часть образуют крест.
ДУХОВЕНСТВО
Настоятель: священник Владимир Калуцкий
ИНТЕРЬЕР, СВЯТЫНИ
ИНТЕРЬЕР, СВЯТЫНИ
На верхнем этаже поверхность стен и сводов покрыта масляной живописью начала XX в.
В храме уцелели современные церкви иконостас казаковского типа без икон, и каркас от второго, более позднего, трехрядного иконостаса, расписанного «под мрамор». Сохранились современные храму рамы иконостасов, выполненных в стиле классицизма. На боковых досках иконостаса верхней церкви в клеймах находились светские портреты, написанные маслом. Они практически не сохранились. В овальных клеймах помещены портреты женщин в национальных костюмах, в прямоугольных - портреты старцев. По манере письма и стилистическим признакам эти изображения близки творчеству А. Веницианова.
Полы в верхнем храме белокаменные, в нижнем - мраморные.
РЕЖИМ РАБОТЫ
РЕЖИМ РАБОТЫ
Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и большим церковным праздникам. Литургия начинается в 9.00, а всенощное бдение - в 16.30.
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
ПРОЧИЕ ОБЪЕКТЫ
ПУНКТЫ ПИТАНИЯ
ПУНКТЫ ОТДЫХА
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
ПУНКТЫ ПИТАНИЯ
ПУНКТЫ ОТДЫХА
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
ФОТО
ЛИТЕРАТУРА
Карта Московской области
Численность сельского населения и его размещение на территории Московской области (итоги Всероссийской переписи населения 2010 года). Том III (DOC+RAR). М.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области (2013)
Клин Православный, Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1998
В.Я.Либсон «По берегам Истры и ее притоков», М., 1974
Комментариев нет:
Отправить комментарий